Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Нужна среда, в которой выгодно быть инноватором

Дмитрий Пумпянский, председатель совета директоров ОАО "Трубная металургическая компания", президент Групы Синара, член Бюро Правления Росийского союза промышлеников и предпринимателей:

 Спрос на инновации со стороны бизнеса – по моему мнению, краеугольный камень развития инновационного сектора в России. Без реального спроса на инновации все остальные рассуждения бессмысленны. Хочу подчеркнуть важность регулирующей роли государства в деле создания инновационной среды, но не только в правовой сфере, но и в сфере технического и тарифного регулирования. Если в этой области не будет достигнуто существенного прорыва – например, через ужесточение требований к безопасности продукции, экологической безопасности, охране здоровья и окружающей среды, не будет никакого стимула для инноваций.
Как ни странно, важным стимулирующим фактором может оказаться Таможенный союз и присоединение России к ВТО. Это заставит чиновников менять институциональную среду, законы, тарифное регулирование только потому, что мы будем погружаться в другую экономическую реальность. Я очень на это надеюсь.
Если перейти на уровень конкретного бизнеса и попытаться ответить на вопрос «что лучше – разрабатывать инновационные решения самим в составе крупных компаний или искать готовые продукты на рынке», то мое мнение очень простое: надо использовать все возможности. Универсального рецепта – скажем, 80% своих разработок, 20% –заимствованных – для бизнеса нет и быть не может. Есть трехмерная система координат: цена  за инновационное решение, скорость его внедрения и экономическая эффективность от внедрения. В этой системе координат предприниматели и должны выбирать свою инновационную стратегию.
Вот как это происходит у нас. Поскольку наш бизнес присутствует на нескольких континентах, мы просто обязаны развивать собственный research&development. В нашем составе крупнейший в России НИИ трубной промышленности в Челябинске. Поработав с ним мы поняли, что для наших североамериканских подразделений имеющихся в России компетенций не хватает, и поэтому мы сейчас заканчиваем создание research&development-центра в Хьюстоне, в Техасе. Но при этом наши российские разработки мы продолжим активно внедрять там, то есть идет нормальный обмен решениями.
Если говорить о покупке готовых инноваций на рынке, то я бы не сказал, что в мире есть какой-то недостаток идей. Их как раз довольно много. Но в России у ученых не хватает знаний о том, как эти идеи «упаковывать» для бизнеса. В США венчурные компании уже много лет занимаются подготовкой идей к продаже крупным компаниям, доведению их до стадии готового продукта, и в этом задействованы серьезные финансовые институты, при соблюдении всех норм по защите интеллектуальной собственности. У нас же пока менталитет ученых, бизнесменов из малых и средних инновационных компаний пока не таков. Перемены есть, но пока очень медленные – наши разработчики по-прежнему хотят продавать не подготовленные к внедрению идеи и их совершенно не волнует экономическая эффективность проекта. К сожалению, на практике мы с этим очень часто сталкиваемся.  
С зарубежными технологиями выходит по-иному. В компании «Синара-Транспортные машины» мы по заданию РЖД разрабатывали новый электровоз с асинхронными тяговыми двигателями. Мы четко понимали, что эту задачу за четыре-пять лет решим: у нас был коллектив ученых, разработчиков, конструкторов. Но появилась компания Siemens с готовым продуктом. И в системе координат «цена-качество-скорость» мы поняли, что можно за счет кооперации с Siemens можем получить результат гораздо быстрее. Мы купили у Siemens инновационную разработку – асинхронный привод, поставили его на нашу экипажную часть и в результате за восемь месяцев создали самый современный в мире и один из самых мощных электровозов –«Гранит».
Так что в моем ответе на вопрос «свой НИОКР или заимствованный» нет определенного решения. По-моему, надо использовать все возможности. Но при этом надо создавать инновационную среду, в которой быть инноватором и модернизатором по-настоящему выгодно.  Вот самый важный вопрос, который нам надо решать.


Колонка подготовлена на основе выступления на ИННОПРОМЕ-2011
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.