Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«20-летних и 30-летних роднят зыбкость будущего и изменчивая среда. Но им сложно ужиться»

«Для «зетов» критическое мышление и индивидуализм — это нормально и естественно, даже если ты говоришь с боссом». Почему 20-летние сотрудники так раздражают 30-летних менеджеров.

Ольга Полищук, коуч и специалист по коммуникациям, объясняет, почему  менеджерам «за 30» так сложно увидеть потенциал 20-летних работников и что ждет бизнес, если две стороны так и не сумеют договориться.

Пока на всех профильных конференциях обсуждают, как представители поколения Z изменят весь рынок труда, в офисах разгорается драма: 30-летние не могут найти общий язык с 20-летними, при этом главной претензией стали «лень» более молодых и «давление» тех, что постарше. Что делать? DK.RU выбрал главное из колонки эксперта.

История про «сделал(а) себя сам(а)» — одна из самых частых и важных для людей, чей рабочий опыт в России начинался в конце 2000-х, в начале 2010-х. Пришел на практику, стажировку, линейную позицию в компанию, хорошо и качественно работал, никогда не отказывался от задач, не ставил их под сомнение, был лоялен, быстро схватывал, поэтому тебя быстро повышали и давали больше ответственности, и вот почти 30, а уже крутой менеджер больших денег, людей или даже генеральной директор собственной компании, который сам берет на работу стажеров, линейных помощников и младших менеджеров.

«Самосделанность» — это влиятельнейшая история для человека: на ней базируется ощущение успешности и уверенность в завтрашнем дне. Иначе зачем же ты достигал и иногда жертвовал собой последние 10 лет? Любой, кто подвергнет твой рассказ сомнению, сразу же получит по голове и/или будет записан во враги.

«Я объясняю ему, как сделать предложение для клиента, целый час, он присылает файл, а там нет ничего из нашего диалога. Я спрашиваю: а ты что, ничего не понял? И он мне на чистом глазу и с улыбкой говорит: «Я понял, просто мне показалось, что так будет лучше». То есть мой многолетний опыт просто не в счет, потому что ему «показалось» после полугода работы!» — так описывает один из своих разговоров с 21-летним сотрудником 30-летний руководитель отдела продаж. Она выбрала его среди других претендентов, но не была готова услышать, что у сотрудника в статусе начинающего подчиненного может быть свое мнение. Его ответ она воспринимает как неуважение к ее опыту, а еще лень и наглость.

Читайте также: «Мы, дети времен транзита советского строя, должны быть настороже каждую минуту»

В реальности все иначе: «наглый и ленивый» Z-сотрудник и не думал ставить мнение начальства под сомнение, а наоборот, выполнял задачу как можно более качественно, думая, что тем самым заслужит уважение. Для «зетов» критическое мышление и индивидуализм в выполнении работы, а также собственная позиция — это нормально и естественно, даже если ты говоришь с боссом.

Для 30-летних право на собственное мнение надо было заслужить, вытерпеть и наработать. И в своей оценке поведения 20-летних они опираются именно на этот опыт. Рабочую культуру конца 2000-х — начала 2010-х можно описать как переход «от Дикого Запада» 90-х к корпоративной культуре, где есть термины «обратная связь», «личные границы» и вот это все про «ценность человеческого капитала». Само слово «границы» появилось в нашем лексиконе каких-то пару лет назад

У 20-летних все иначе. Они свои границы чувствуют очень хорошо и готовы их защищать, как право дышать. Потому что с детства им говорили, что выбор есть, возможностей много и все зависит не только от того, кого ты знаешь, но и что ты знаешь и насколько качественно.

Навык «загуглить», когда не знаешь, проверив за одну минуту информацию и сформировав собственное убеждение, во многом определен самим наличием такой технологической возможности под рукой ежесекундно. Поэтому для них начальник — это не гарант достоверности информации, а просто один из источников. И это болезненно для 30-летних, которые построили основу своей значимости на опыте и интерпретируют «зетовское» «погуглить» как проверку и неуважение к опыту.

20-летних и 30-летних тут роднят зыбкость будущего и слишком изменчивая среда. Оба поколения к ней вынуждены адаптироваться. И опираться на опыт только прошлого опасно потерей рынков и ростом бизнесов.

Те, кто сможет интегрировать поколение Z в свои бизнес-процессы, только выиграют, потому что вслед за работником Z подтягивается и клиент, и пользователь Z. Их кто-то должен понимать.

Помимо перехода границ и наличия собственного мнения, есть еще одна вещь, которая смущает 30-летних в 20-летних. Напор и скорость, с которой 20-летние пытаются строить карьеру, не предполагают лояльности до гроба к работодателям. Многие компании, которые сегодня можно считать большими и известными, в 2010-х только начинались. Люди, которые в них трудились, часто работали как единое целое на идею, создавая новые рынки, не меняя место работы по 5-7 лет. Поэтому для 30-летних часто оказывается сложно вычленить свой вклад в работу команды и осознать собственную профессиональную ценность.

«Один за всех, и все за одного» — это правильно. Менять компанию, потому что там более выгодные карьерные перспективы для тебя, — не очень. Один из главных страхов «зетов» — отстать в профессиональном развитии или двигаться по карьере недостаточно быстро.

Многим не нужны должности, они приходят за знаниями и опытом, которые потом могут продать еще дороже. Это часто воспринимается 30-летними как огульный карьеризм. Но за студенчество 20-летних тренды в мире работы поменялись 15 раз, а прогнозы Давосского форума про востребованные навыки 21 века — трижды. И нестабильность создала в них невроз «уже не успел» или «уже отстал».

Индивидуализм потенциальных сотрудников или коллег добавляет 30-летним еще один затруднительный вопрос — как и за счет чего их удерживать, после того как обучил и потратил время на развитие, раз лояльность у них другая? Отчеты по поколению Z утверждают — вовлекать в процессы компании, а не ограничивать их функционал. Но для этого нужно доверие, а как тут доверять, когда тебе на собеседовании уже говорят, что ты только один из миллиона на выбор, а не милый-единственный? Контролировать для менеджера около 30 лет привычнее и понятнее, нежели доверять.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.