Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Онлайн-образование не обучает. Даже не надейтесь усвоить что-то перед монитором

Последние годы вокруг онлайн-образования много денег, идей, инициатив. Но стоит ли вкладываться в разработку занятия для обучения из "любого места на земле"? Нет, такая учеба не приносит почти ничего.

Рынок онлайн-образования начал стремительно расти в 2012 году, тогда появился сегмент МООК (массовые открытые онлайн-курсы). Тогда же на рынке появились ключевые игроки рынка: Coursera, Udacity, Udemy. С тех пор регулярно появляются новые платформы, инвесторы охотно вкладываются в этот бизнес. Мир ждет переворота, связанного с демократизацией образования: новые технологии должны были дать возможность получить знания всем, кто этого захочет.

Но последние исследования говорят о другом, пишет Theory and Practice. Обучение онлайн менее эффективна по сравнению с традиционными face-to-face методами преподавания. О том, что онлайн-образование неэффективно, эксперты говорят все чаще.

Этот вопрос затронут в последнем отчете сотрудников Центра образовательной политики Колледжа образования и развития человека Университета Джорджа Мейсона. Авторы исследования рекомендуют министерству образования США не сокращать долю офлайн-образования в пользу онлайна, так как это будет являться нарушением интересов потребителей и ухудшит качество образования в стране.

Онлайн-образование не смогло сократить расходы и улучшить результаты для студентов, — сказано в исследовании. — Преподаватели, академические лидеры, общественность и работодатели продолжают придавать дипломам об онлайн-образовании меньшее значение, чем дипломам традиционным.

О том, что ожидания в отношении рынка онлайн-образования, мягко говоря, завышены, минувшим летом заявил также исследователь Джастин Райх из Массачусетского технологического института. Он в своей статье объяснил, почему MOOК не выполнят свою предполагаемую миссию.

Во-первых, всего 3% начавших обучение онлайн заканчивают начатое

Большая часть учащихся бросают учебу, не завершив начатые курсы, причем с годами показатель доходимости только падает. Если в 2014–2015 годах почти среди всех участников MOOК курсы до конца прошли всего 6% учащихся, то в 2016–2017 годах этот показатель был 4%, а в 2017–2018 годах — только 3,13%. При этом большая часть покупателей онлайн-курсов даже не открывает их.

Во-вторых, география образования не расширяется

Также не подтвердился тезис о демократизации и большей доступности образования в связи с появлением MOOК. Исследование Джастина Райха показало, что студенты онлайн-программ MIT и Гарварда в подавляющем большинстве живут в высокоразвитых странах. Никакого проникновения образования в страны с низким уровнем жизни благодаря интернету не произошло.

Причинами падения интереса к онлайн-курсам могут являться следующие факторы:

Низкая вовлеченность в процесс

Учащиеся не верят в то, что потраченное время и финансовые вложения окупятся соответствующим увеличением их стоимости на рынке труда.

Отсутствие мотивации

Слушатели онлайн-курсов не могут самостоятельно поддерживать мотивацию для прохождения курсов, создателям образовательных программ ничего не удается с этим поделать. Без самомотивации учиться самостоятельно очень сложно.

Cпорное качество курсов

Часто в MOOК включают методики преподавания, не доказавшие свою состоятельность.

Отсутствие элемента живого общения

Онлайн вынимает из образовательного процесса важную составляющую в виде человеческого общения. В то же время доказано, что образовательный процесс осуществляется, в частности, через социально-психологический меха­низм «заражения» и подражания. В онлайне этот механизм воспроизвести практически невозможно.

Кому онлайн противопоказан

Исследователи Эрик Беттингер и Сюзанна Лоеб из Стэнфордского университета говорят, что онлайн-курсы решительно противопоказаны наименее подготовленным студентам и студентам, не обладающим особыми талантами к обучению.

Еще одно исследование было проведено профессорами из Гарварда и Стэнфорда на базе сотен тысяч студентов в Университете DeVry, который предлагает онлайн- и очные версии всех своих курсов, используя одни и те же учебники, оценки, задания и лекционные материалы в каждом формате. Несмотря на то что курсы кажутся идентичными, учащиеся, которые поступают в онлайн, чувствуют себя значительно хуже.

Но пока онлайн-образование продолжает уверенное наступление на рынок по всем фронтам, оно остается высоко востребованным в корпоративном секторе, поскольку значительно экономит время и позволяет прокачивать навыки параллельно с рабочими процессами.

Да, это играет на руку специалистам, ведь позволяет применять новые умения сразу. Однако наилучшие результаты онлайн-обучение в корпоративном секторе также показывает в случае объединения с офлайн-форматом: одних файлов для чтения недостаточно, важно проводить воркшопы, а также очные встречи для обсуждения результатов, проблемных мест и выстраивания дальнейшей траектории развития.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.