Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«За счет инвестиций вышли на мировой рынок. В 2020-м вложим еще 200 млн, COVID не помеха»

Одно из старейших предприятий Урала — Кушвинский завод прокатных валков — в разгар пандемии запустил оборудование, которое стоит более 200 млн руб. Почему это важно для всей России — в репортаже DK.RU

DK.RU начинает спецпроект «Инвестируй на Урале» в рамках премии «Человек года». Одну из номинаций — «Инвестор года» — учредило Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области. Все материалы спецпроекта будут посвящены уральским компаниям, которые несмотря ни на какие сложности — экономические, кадровые, социальные — вкладываются в свое развитие, потому что знают: будущее за ними. Начинаем проект «Инвестируй на Урале» с рассказа об одном из старейших предприятий нашего региона.

Предприятие, которое с недавних пор выпускает уникальную для России продукцию — прокатные валки для станов-5000, — расположено в 200 км от Екатеринбурга, в небольшом городке Кушва. Большая территория, собственная железнодорожная станция, но с первого взгляда даже не подумаешь, что в этих корпусах, которые по большей части построены еще в начале прошлого века, выпускают продукцию, востребованную во всем мире. Сегодня более 60% валков, производимых в Кушве, идет на экспорт: станы, оснащенные кушвинскими валками, катают металл в странах СНГ, Европы, США, Индии, Мексике, Египте. Есть планы и на Китай — это мировой лидер в производстве стали. Чтобы понять, как предприятие из уральской глубинки вошло в десятку лучших мировых производителей в своей отрасли, корреспонденты DK.RU отправились на Кушвинский завод прокатных валков (КЗПВ).

От чугуна к тяжелому машиностроению

Свою историю КЗПВ ведет с середины 18 века — это одно из старейших предприятий в регионе. Весной 1735 г. около Кушвы обнаружили богатые залежи магнитного железа, а в сентябре того же года Василий Татищев посетил месторождение и приказал начать строительство железоделательного завода. Реку Кушва перегородили плотиной, за несколько лет возвели корпуса, поставили печи. В 1739 г. завод в Кушве выдал первую плавку чугуна.

Старинные здания рядом с заводом

Сегодня от производства тех времен на заводе ничего не осталось — разве что сама плотина. Хотя пара старинных зданий рядом с заводом сохранилась

Чугун в Кушве плавили полтора века — пока не переключились на выпуск стали.

В 1900-1905 гг. доменные печи, в которых производили чугун, остановили. Вместо них поставили мартены и начали выпускать мартеновскую сталь, — рассказывает наш экскурсовод, главный инженер КЗПВ Евгений Храпов.

Кушвинские металлы шли в основном на производство артиллерийских орудий, ядер и снарядов. Во время Великой Отечественной войны металлурги Кушвы освоили выплавку ванадиевых сплавов и броневой стали для танков.

Выпускали здесь сталь и после войны — все в тех же дореволюционных мартенах. Но не слишком долго: в 1964 г. завод переориентировали на выпуск прокатных валков. С тех пор это направление — основное для предприятия.

Вальцелитейный цех

Первый валок был отлит 30 июня 1964 г.

Импульс из Европы

Сегодня в линейке продукции, которую выпускает КЗПВ, — валки для листопрокатных и сортопрокатных станов, трубопрокатные ролики, бандажи для строительной индустрии, металлургические бандажи. В России основные заказчики предприятия — комбинаты мирового уровня: НЛМК, «Северсталь», «Евраз-НТМК».

Евгений Храпов
Евгений Храпов
главный инженер Кушвинского завода прокатных валков
Сегодня ЗАО «КЗПВ» — в числе мировых лидеров данной отрасли. Но чтобы добиться такого положения, пришлось значительно переоборудовать производство. Коренная модернизация началась в 2003 г. К тому времени сфера тяжелого машиностроения в России была, к сожалению, почти разрушена. На рынке появилась продукция из Европы, и именно ее предпочитали закупать отечественные производители стали. Европейские валки отличались от наших повышенными свойствами рабочей поверхности, они дольше работали, были более прочными. Так что для нас оставался только один выход — обеспечить продукцию, которая будет соответствовать новым требованиям прокатчиков.

Так на предприятии был разработан инвестиционный проект «Модернизация вальцеделательного производства». Реконструкция шла в несколько этапов. На первом модернизировали оборудование в вальцелитейном цехе.

Именно здесь зарождаются эксплуатационные свойства валка, которые необходимы при прокатке горячего металла, — поясняет главный инженер. — Характеристики валков в значительной степени зависят от качеств расплава, из которого они отливаются. Поэтому первым шагом стала замена плавильных агрегатов. Мы закупили в Германии в компании АВР пять индукционных печей разной емкости: две восьмитонных и по одной печи на 12, 20 и 30 тонн. Мартены, в которых до этого плавили металл, демонтировали. Дополнительные две индукционные печи емкостью по 16 тонн каждая  установили совсем недавно — в 2018 г. Это обошлось заводу в 120 млн руб.

Теперь все работы ведутся в индукционных печах, которые позволяют производить расплав высокого качества с минимумом примесей. 

Закладка металла для расплава в индукционную печь

За составом металла строго следят. Каждая партия отправляется в лабораторию на контроль. Если состав соответствует заявленным свойствам, с ним продолжают работу. Нет — идет на переплавку и с помощью необходимых «присадок» доводится до нужного качества

Следующим шагом стала установка машин центробежной отливки валков. Их, в отличие от печей, нигде не закупали: инженеры завода сами спроектировали эти машины, по их чертежам рабочие в ремонтно-механическом цехе изготовили агрегаты, специалисты завода смонтировали это новое оборудование и запустили в работу.

Мы получили патент на проектирование данных машин. Но главным было не это: благодаря введению центробежной машины в эксплуатацию, завод освоил новый вид продукции — валки для толстолистовых станов массой свыше 50 т, — рассказывает Евгений Храпов.

Рабочие в вальцелитейном цехе

Сегодня на заводе работает уже три машины центробежной отливки, а ассортимент выпускаемой продукции пополнился еще строительными и металлургическими бандажами — все за счет агрегатов, сделанных уральскими мастерами

Производство валков связано с термообработкой — под воздействием разных температурных режимов металл получает необходимую прочность, твердость, пластичность. Поэтому одним из основных этапов производственного перевооружения стала закупка термических печей.

Мы долго выбирали производителя: надо было найти такого, чтобы и качество отличное, и цена приемлемая, и условия дальнейшего обслуживания нам подходили. В итоге остановились на продукции словенской фирмы Bosio. Первые их термические печи закупили еще в 2005 г. Иженеры словенской компании приезжали сюда, осуществляли шеф-монтаж, работая с нашими специалистами. Сейчас у нас уже 13 печей Bosio, и наши инженеры знают эту технику не хуже производителей, — рассказывает Евгений Храпов.

Термопечи

Валки в термопечи могут пробыть до 30 дней — все это время на них воздействуют разными температурами

Пульт управления печами

Управление автоматизировано: весь процесс внутри печей отражается на мониторах. Операторы могут, если нужно, вносить корректировки в программу 

В прошлом году установили печь, которая позволила заводу перейти на еще более высокий уровень: в агрегат можно закладывать валки до 12 метров длиной. Именно такие нужны на станах-5000, где катают широколистовой металл, который затем идет на изготовление труб большого диаметра и применяется в судостроении.

Новая печь в новом цехе

По размерам новая печь вполне сопоставима с двух-трех-этажными домами, которых так много в Кушве. Грузоподъемность устройства 300 тонн. Сюда одновременно можно заложить до 12 обычных валков и четыре валка для стана-5000

Новым заказам новые мощности

Термическую печь, предназначенную для работы с крупными валками, разместили в здании нового вальцемеханического цеха. 

Производя модернизацию завода, мы поняли, что развитие производства валков для толстолистовых станов возможно только в новом здании вальцемеханического цеха. Прежнее возвели еще в прошлом веке, и оно конструктивно не рассчитано на те веса, которые стали повседневными после ввода оборудования для производства крупноразмерных валков, — поясняет главный инженер.

Валок для стана-5000

Вес валка для стана-5000 после термообработки перед окончательной механической обработкой доходит до 62 тонн. Чтобы перемещать такую махину с участка на участок, необходимы соответствующие мостовые краны

Здание нового вальцемеханического цеха начали строить в 2015 г. В мае 2018-го запустили  первый станок — его перевезли с прежней площадки. Сегодня в цехе работают несколько токарных, шлифовальный и портально-фрезерный станки. Продолжаются работы по возведению фундаментов для оборудования, которое необходимо перенести из старого вальцемеханического цеха. Полностью закончить перенос оборудования планировали к 2024 г. Но, возможно, сделают это раньше — несмотря на сложную экономическую обстановку, продукция КЗПВ пользуется большим спросом, так что завод наращивает обороты.

Новый вальцемеханический цех

Вальцемеханический цех №2 выкрашен в цвета российского флага. Одновременно с ним построили и запустили новый энергоцентр: установленное здесь оборудование позволяет выдавать необходимые мощности для плавки металла в вальцелитейном цехе, при этом значительно сокращает энергозатраты

Технологический подземный туннель между цехами

Вальцелитейный и новый вальцемеханический цеха связали туннелем. Это улучшило логистику на заводе: раньше продукцию из литейки везли на обработку в цех, расположенный в километре: грузили на ж/д-платформы, подгоняли локомотив, везли к месту, выгружали... Теперь временные и топливные затраты значительно сократились

Чтобы выдавать на рынок продукцию по самым современным нормам, КЗПВ закупил шлифовальный и токарный станки — они и стали сердцем нового серийного производства валков для стана-5000, который запустили здесь в конце мая 2020 г., как раз перед введением ограничительных мер из-за пандемии коронавируса. 

Оба станка, что называется, бывшие в употреблении. Но мы их модернизировали — до такой степени, что сейчас они отвечают самым высоким требованиям, — рассказывает Евгений Храпов.

Шлифовальный станок Waldrich Siegen

Шлифовальный станок Waldrich Siegen купили в Испании, модернизировала его австрийская фирма. Здесь можно обрабатывать валки весом более 50 т. Евгений Храпов: «Для этого станка строили особый фундамент: чтобы исключить влияние  вибрации от другого работающего оборудования, заложили туда монолитную плиту весом в 1000 тонн»

Waldrich Siegen запустили в работу в прошлом году — вместе с запуском нового цеха. Тогда же начали работы по монтажу еще одного приобретения — портально-фрезерного станка Waldrich Coburg. Его выкупили у одного из екатеринбургских предприятий и также модернизировали: часть узлов отправляли в Германию, к производителю, какие-то работы немецкие специалисты вели непосредственно на заводе в Кушве.

Модернизация станка длилась полтора года и обошлась нам в 200 млн руб. Это самая крупная инвестиция в оборудование за последний год. Однако оно того стоит: запуск этого оборудования позволил нашему предприятию стать уникальным в России. КПЗВ единственный в стране может производить валки весом более 50 тонн — до сих пор такие крупнотоннажные валки закупались за рубежом, — рассказывает  Евгений Храпов.

«За счет инвестиций вышли на мировой рынок. В 2020-м вложим еще 200 млн, COVID не помеха» 1

Грузоподъёмность Waldrich Coburg — 650 тонн. Станок может обрабатывать детали с точностью до 5 микрон

крупнотоннажный валок

После запуска нового станка КЗПВ изготовит первый крупнотоннажный валок для стана 5000 — он весит 52 тонны. Из Кушвы валок поедет в Питер — на «Северсталь СМЦ – Колпино». Всего в России три потребителя такой продукции: помимо «Северстали», это Магнитогорский металлургический комбинат и металлургический завод в Выксе

Работают на новых станках молодые ребята — для этого они прошли обучение в Перми, а также с ними занимались немецкие специалисты.

Поиск и подготовка кадров — одна из главных задач сегодня, и выполнить ее непросто, — делится проблемой главный инженер КЗПВ. — В Кушвинском городском округе только один Баранчинский электромеханический техникум готовит специалистов для КЗПВ. На данный момент некоторые студенты проходят обучение и практику на производстве. Конечно, не все они останутся на заводе. У нас, как и на других промышленных предприятиях региона, очень не хватает грамотных представителей рабочих специальностей. Сегодня острый дефицит токарей высокой квалификации. Мы готовы брать молодежь без навыков и обучать ее у себя на предприятии. В механическом цехе организовали практическое обучение учеников. Возрождаем систему наставничества. Но, к сожалению, жить и работать в маленьком городке готовы немногие. Хотя зарплаты у нас неплохие — даже по меркам Екатеринбурга.

В среднем рабочие на КЗПВ зарабатывают в месяц 42 тыс. руб. Но, к примеру, рабочий, выполняющий особо точную и особо сложную операцию, получает около 70 тыс. руб.

Развиваться без господдержки стало сложно

Завод и дальше планирует увеличивать оплату и улучшать условия труда, и, конечно, инвестировать в производство — без этого не добиться целей, которые КЗПВ поставил перед собой: расширение линейки продукции крупнотоннажными валками и выход на рынки Китая и Южной Америки.

За последние пять лет в реконструкцию КЗПВ вложено свыше 1,5 млрд руб. В вальцелитейном цехе заменили практически все технологическое оборудование, пожалуй, только за исключением мостовых кранов. Крыша у цеха — и то подверглась капитальному ремонту. Построили и понемногу оборудуем новый вальцемеханический цех. Оставшиеся работы, которые предусмотрены существующим планом, имеют точечный характер, но и они требуют инвестиций, — отмечает Евгений Храпов.

По словам главного инженера, согласно плану технического перевооружения завода, в ближайшее время необходимо оборудовать новый вальцемеханический цех мостовым краном грузоподъемностью 80 тонн, поставить еще одну термическую печь для обработки крупнотоннажных валков, приобрести кран в вальцелитейный цех грузоподъемностью 100 тонн, купить токарный станок для обработки валков весом 100 тонн. На эти цели требуется около 400 млн руб. Половину планируют вложить в этом году — за 200 млн руб. вальцемеханический цех №2 оборудуют новым краном и поставят туда еще одну термопечь, фундамент для нее уже готовят.

Долгое время КЗПВ проводил модернизацию собственными силами — без привлечения государственных денег. С недавних пор это изменилось.

В последние два-три года произошли довольно серьезные изменения в подходе к господдержке, появились новые, более эффективные меры. В частности, это программа поддержки экспортеров РЭЦ — мы вошли в нее и теперь получаем субсидию на компенсацию транспортных расходов по доставке нашей продукции на экспорт. Учитывая, что до 60% выпускаемых нами валков уходит за рубеж, везем мы их и по железной дороге, и автотранспортом, и морем — это существенная цифра, — прокомментировали ситуацию с господдержкой на заводе.

Новый обрабатывающий центр открыли с господдержкой

Станок Waldrich Coburg КПЗВ приобретали с помощью льготного инвестиционного кредита, который предоставил российский Фонд развития промышленности (ФРП)

Сегодня, по словам представителей завода, на рассмотрении ФРП находится еще один кредит — в случае одобрения средства пойдут на закупку крана и термической печи.

Региональный экспертный совет уже заявку одобрил, сейчас ее рассматривают на уровне федерации, — пояснили на заводе. И добавили, что без активной позиции регионального фонда вряд ли удалось бы успешно реализовать инвестпроект с Waldrich Coburg.

Отметим, что, согласно рейтингу, опубликованному журналом «Инвест-Форсайт», Свердловская область в марте 2020 г. стала самым инвестиционно активным регионом России. И этому немало способствовал инвестпроект, реализованный на КЗПВ. «До настоящего времени внутренний спрос на прокатные валки особо крупных размеров массой 30 тонн и более удовлетворялся за счет производителей из Германии, США, Китая и Бельгии. Благодаря запуску производства в Кушве ожидается, что доля зарубежных производителей на этом рынке снизится до 40%», — отмечают составители рейтинга.

Александр Породнов
Александр Породнов
генеральный директор Агентствa по привлечению инвестиций Свердловской области
Запуск производства особо крупных прокатных валков — значимое событие как для Кушвинского завода прокатных валков, так и для региона в целом. Продукция такого масштаба имеет огромное значение не только для российского, но и для мирового рынка. Благодаря модернизации завода Кушва получила серьезный потенциал для дальнейшего развития и процветания.
Проекты, подобные тому, что реализовал КЗПВ, положительно сказываются и на имидже нашего региона. Потенциальные инвесторы видят, что в Свердловской области созданы все условия для развития производств, в том числе есть работающие структуры, готовые помочь инвестору найти подходящий бизнес для вложений. Наше агентство как раз решает такие вопросы: мы можем предоставить информацию о рынке и бизнес-среде области, подобрать лучшую инвестплощадку для размещения активов, помочь в установлении связей с органами государственной власти, запустить проект и организовать его дальнейшее продвижение в России и за рубежом. Все услуги агентство оказывает в режиме «одного окна» и на каждом этапе реализации инвестиционного проекта действует конфиденциально и на безвозмездной основе.  

Чтобы действительно реализовать этот потенциал, необходимо решить ряд проблем, стоящих перед заводом, отмечают представители КЗПВ. 

Об одной из них я уже рассказал — это кадры. Тут действуем по всем направлениям. Во многом помогает программа «Уральская инженерная школа», которую инициировал Евгений Куйвашев несколько лет назад. Благодаря этому проекту у школьников появляется желание работать на производстве. В ближайшее время КЗПВ планирует отправить несколько выпускников по целевому обучению в Магнитогорский государственный университет имени Носова. Работа с общеобразовательными учреждениями проходит и в другом ключе. Например, КЗПВ поощряет детей, чьи родители работают на заводе. Начиная с первого класса им выплачивают материальную помощь за хорошую учебу. От профсоюза завода и предприятия золотые медалисты получают гранты, — рассказывает Евгений Храпов.

Еще одна проблема, которая сейчас остро стоит перед заводом, — разрешение конфликтной ситуации с банком ВТБ.

В 2017 г. мы заключили с ВТБ кредитные соглашения на сумму около 500 млн руб. Когда завод брал кредиты, ключевая ставка находилась на уровне 9%. Через два года она снизилась до 7%, а сейчас и вовсе ЦБ установил ее на уровне 4,5%. Мы обратились в ВТБ с вопросом о снижении процентной ставки по кредитам — она составляет от 9,5% до 11%. Банк нам в этом отказал. Тогда встал вопрос о досрочном погашении кредитов, но ВТБ потребовал комиссию в размере 26 млн руб., что превышает месячный фонд оплаты труда завода. На фоне общей экономической ситуации такое поведение со стороны банка выглядит как саботаж всех заявленных мер господдержки, — рассказали подробности конфликта представители КЗПВ.

По их словам, за ситуацией следит правительство области, однако пока до мирного разрешения конфликта далеко.

Несмотря на все трудности, на заводе не унывают и планируют и дальше развиваться. Правда, добавляют, что без господдержки это сегодня сделать трудно.

С учетом современной ситуации в экономике и общего состояния машиностроительной отрасли такое предприятие, как наше, могло бы самостоятельно работать без поддержки властей, в основном, в режиме поддержания своей текущей деятельности. Развиваться в таких условиях достаточно сложно. Поэтому мы постоянно ищем варианты получения поддержки для нашей инвестиционной деятельности, — резюмирует Евгений Храпов.

Экономический спад, который сегодня наблюдается в мире из-за пандемии, вряд ли сможет существенно помешать планам завода развиваться. Ни один заказчик не разорвал контракт с КПЗВ на поставку продукции, не уменьшил объемов закупки, хотя некоторые немного сместили сроки.

Фотографии: Игорь Черепанов; КЗПВ

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.