Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Они редко жалуются на обстоятельства — это их отличительная черта»

Сеть городских порталов и портал Е1.RU в Екатеринбурге запустили проект «Маленький, но гордый бизнес», в котором журналисты рассказывают истории небольших локальных компаний.

Заместитель директора Сети городских порталов Анатолий Ефремов рассказал DK.RU про этот проект и про то, почему маленький бизнес очень важен для больших городов.

Почему малый бизнес — это круто?

В моем представлении, любой большой город тогда становится привлекательным для жизни, когда в нем сходятся три параметра: развитая инфраструктура, красивая архитектура и сервис. И вот плотность и разнообразие сервиса для обычных горожан создают именно маленькие компании — кофейни, бургерные, мастерские и прочее. Маленький бизнес очень юркий. Захотел ты кофе — посмотрел по сторонам, рядом наверняка будет какая-то кофейня. Сетевой бизнес так не может — он не будет стоять на каждом углу, если там нет сильного трафика. Плюс маленького бизнеса в разнообразии. А конкуренция повышает уровень сервиса.

Наверно, можно жить и без маленького бизнеса, но жизнь человека становится намного удобнее, когда всегда под рукой есть какие-то мелкие магазинчики и кафе. Вот это и отличает комфортный город от какой-нибудь промзоны.

О ком рассказывает проект?

Наш проект не столько про сами компании, сколько про людей, которые их открывают. Про их характер, стремление поменять что-то в своей жизни, заниматься тем, что им нравится. Например, девушка Анна ушла из СКБ Контур (а туда не каждый может устроиться) и стала шить кожаные сумки для документов. Я не скажу, что это необычно, но ее история — это история человека, который захотел, пошел и сделал.

История любого небольшого бизнеса — это уже необычно, ведь предпринимателю нужно осваивать много знаний, очень много вещей держать под контролем, общаться чуть ли не с каждым клиентом так, чтобы тот остался доволен. При этом люди, у которых это получается, — не какие-то супермены. Они просто себе сказали «я хочу этим заниматься», и это вдохновляет. Вот такие люди и становятся героями нашего проекта.

Мы хотим вдохновлять людей, подробно рассказывая о том, как бизнесмены проходили свой путь. Мы ничему не учим, просто показываем изнанку, с чем сталкиваются люди, которые открывают свой бизнес. Думаю, это интересно даже для их клиентов, чтобы они понимали, что стоит за результатом, и были более лояльны.

Как сегодня чувствует себя малый бизнес в Екатеринбурге?

Это сложно оценить. Очевидно, что по огромному количеству компаний ударила пандемия. Кафе, кофейни, рестораны, магазинчики в торговых центрах явно пострадали очень сильно, и нас, скорее всего, ждет сильное сокращение малого бизнеса. Хотя, конечно, редко кто публично жалуется на обстоятельства — и это тоже отличительная черта современных предпринимателей. У меня есть знакомый, у него своя музыкальная школа, а обучение музыке — это не тема для удаленки, там невозможно заниматься онлайн. Но он у себя в соцсетях пишет: «Мы, конечно, немного потеряли прибыль, но подстроились под ситуацию, пошли в онлайн, и дело идет». Я рад, если это на самом деле так.

Все стараются адаптироваться, переходить на доставку, дистанционную работу с клиентом. Но проблема в том, что если твой бизнес изначально не был рассчитан на дистанционную работу, твои обороты совершенно точно упали с введением карантина. Маленький бизнес так устроен, что ты оказал какой-то объем услуг в месяц, получил доход, заплатил с него налоги, вложил часть в закупку материалов или в развитие, раздал зарплату работникам, если они есть, себе тоже зарплату выдал — очень часто небольшую. И все, ты в нолях. Теперь представьте, что вот этот объем услуг с карантином упал в разы. И судорожный уход в онлайн очень слабо отбивает это падение. Вот такая сейчас ситуация с малым бизнесом.

Какую историю из вашего проекта вы считаете самой интересной?

Есть история не то чтобы какая-то самая интересная, а самая показательная. В Ярославле семья бывших чиновников открыла пиццерию. Они думали, что запустить бизнес будет проще, чем это вышло на самом деле. А из екатеринбургских историй мне импонирует Гузель Санжапова и ее мед. Она не просто занимается бизнесом, а, так скажем, «собирает земли», формирует вокруг своего дела коммуну в хорошем смысле этого слова, дает людям возможность заработать, занимается созиданием, а не разрушением.

Китайская мудрость гласит, что кризис — это лучшее время, чтобы взлететь, это так?

Возможно. Во время кризиса рынок рушится, с него уходит множество игроков, классные специалисты оказываются на улице, активы обесцениваются. Прекрасная возможность для тех, кто выживает, укрепить свои позиции за счет этого. Но есть нюанс: кризис — это время возможностей для тех, кто изначально был сильным. У кого зубы поострей, хватка крепче, те цепляются и остаются на плаву. Для меня в свое время очень показательной стала история банка «Северная казна». Это была крупная локальная компания, очень прогрессивная, с диверсифицированным бизнесом, с прекрасным интернет-банком, одним из лучших в стране. В кризис 2008 года они объединились с «Альфа-банком» и в итоге ушли с рынка. Наверно, это был естественный для отрасли ход вещей, но Екатеринбург остался без сильного локального игрока, заточенного под местную специфику.

В общем, я считаю так: кризис — это время возможностей для сильных компаний, но не факт, что это меняет рынок в лучшую сторону.

Можете почитать материалы проекта о необычных услугах, например, о производстве топоров или иван-чая.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.