Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Россия идет по европейскому пути: здесь купил мясо, там — хлеб, и все в одной локации»

«В начале года у всех игроков продуктового ритейла были амбициозные планы по завоеванию доли. Но весна-2020 все изменила». Как теперь владельцы магазинов будут вести бизнес и кто останется в живых?

Владимир Юртаев, экс-заместитель исполнительного директора макрорегион «Урал» Дикси, бывший директор по развитию и запуску торговой сети «Магнит» на Урале, экс-заместитель директора по развитию/директор по строительству, реконструкции и запуску X5 Retail Group:

— В начале года у всех основных игроков продуктового ритейла были амбициозные планы по завоеванию доли на рынке. Но весна 2020 г. серьезно изменила их планы. Причем речь идет как о крупнейших игроках, так и о небольших региональных сетях.

Еще в марте-апреле, когда не было понятно, что происходит, многие торговые сети остановили развитие или внесли корректировки в план, кто-то притормозил активный рост. Чуть позже для основных игроков стало понятно, что период коронавируса и ограничений — ни что иное, как кризис, а кризис — время возможностей. Главное, что изменилось, — снизился спрос на коммерческую недвижимость.

Объективно конкуренция за удачные локации в Екатеринбурге всегда была серьезная: два-три конкурента претендовали на удачное помещение, притом что с каждым годом удачных свободных площадей оставалось все меньше и меньше. 

Не будем забывать, что на удачные локации охоту ведут не только продуктовые ритейлеры, но и рестораны с кафе, так что на рынке действительно был дефицит качественных коммерческих площадей.

Во время пандемии часть магазинов одежды, ресторанов, баров, салонов красоты ушли с рынка: кто-то не пережил закрытия из-за ограничений, у кого-то не было финансовой подушки, чтобы переждать кризис. В то время как у магазинов у дома был рост товарооборота. 

К тому же продуктовые супермаркеты и магазины у дома в период самоизоляции получили растущий объем потребления: покупательский трафик снизился, но при этом чек увеличился у всех сетей минимум на 20%, так как люди стали готовить еду дома, не ходили в рестораны и кафе. В результате у сетей выросла выручка, объемы продаж, соответственно, стала выше прибыль, и многие сети решили занять освободившиеся площади в удачных местах. 

При этом низкий спрос на коммерческую недвижимость позволил занять дорогие локации за адекватные деньги. Пандемия в данной ситуации сыграла на руку торговым сетям, потому что у них появился веский аргумент для снижения арендных платежей. 

Крупные торговые центры на несколько месяцев фактически вымерли, а, как мы знаем, во многих ТРЦ есть гипермаркеты. Конечно, трафик в такие магазины сильно сократился, и адекватные собственники пошли на скидки.

Форматы

Еще одна тенденция, которую пандемия только усилила, — лидерство одних форматов и вымирание других. В последние годы много говорили о скорой смерти гипермаркетов, но тут я согласен лишь отчасти. Если мы говорим о больших отдельно стоящих магазинах, таких, как «Лента», например, то они растут от года к году.

Гипермаркеты в торговых центрах начали умирать, это правда. Раньше считалось, что главным трафикообразующим звеном в ТРЦ является якорный продуктовый магазин, но на сегодняшний день это правило стало менее актуальным.

Я сам как покупатель очень редко сегодня бываю в крупных магазинах и все чаще хожу в магазин рядом с домом. Это, кстати, тренд, который давно развивается и будет актуальным в ближайшие годы. 

Россия в плане продуктового ритейла идет по европейскому пути, когда развиваются магазины у дома, а также монопродуктовые магазины. То есть ты вышел из дома, зашел в одну торговую точку, купил там свежее молоко и масло, в другом магазине мясо, в третьем — хлеб или сыр и все это находится в одной локации.

Но и формат магазина у дома серьезно изменился за последние годы. Например, в новых магазинах торговой сети «Пятерочка» появляются зоны с кофе и свежевыжатым соком. Все больше в продуктовых магазинах будет фреша: фруктов и овощей, а также продуктов, которые можно быстро приготовить, или уже готовой еды.

В каком-то смысле продуктовые магазинчики станут конкурировать с кофейнями: они также будут предлагать кофе с собой, горячую выпечку, блюда собственного производства.

На мой взгляд, в ближайшее время торговые сети начнут формировать товарную матрицу магазина в зависимости от месторасположения, локации. Например, в центре города, в премиальных жилых комплексах на полке нужны дорогое вино и дорогой сыр, а в поселке — не факт. 

Поведение покупателей

Несмотря на все экономические потрясения, средний чек в продуктовых магазинах в период самоизоляции вырос минимум на 20%. Хотя население, конечно, отказалось от дорогих и маржинальных товаров и ушло в сторону дешевого продукта.

На этом фоне конкуренция между ритейлерами становится жестче и жестче, в ход идут маркетинговые приемы, такие, как акции и распродажи. Но красные ценники — это не столько про экономику, сколько про психологию. Все любят делать выгодные покупки.

Также в пандемию серьезно выросла доставка. До пандемии интернет-торговля для сетей была неэффективной, поскольку объемы продаж были небольшими, так что что основные игроки в это направление особенно не вкладывались. Коронавирус просто не оставил им выбора и заставил пойти по этому пути. 

Показателем того, что наш ритейл не готов к новой реальности, были сроки доставки в марте-апреле этого года. Когда режим самоизоляции только объявили, ожидание доставки продуктов доходило до недели, а в среднем приходилось ждать три дня. То есть магазины были не готовы к такому шквалу онлайн-заказов.

Сейчас в нишу доставки продуктов зашло много игроков, причем это и продуктовые магазины, и сервисы по доставке товаров.

Однозначно все крупнейшие игроки будут тестировать собственную доставку, но это требует больших вложений. Вопрос в том, насколько дальше она будет востребована? Думаю, люди отчасти привыкнут заказывать продукты домой, так как это удобно и экономит уйму времени.

Если говорить о Свердловской области, локальных игроков осталось мало. У них всех есть свои амбиции, но, думаю, многим было бы интересно продать свою сеть — при условии интересного коммерческого предложения от федеральных сетей.

В любом случае, все игроки — и местные, и федеральные — заслуживают уважения. Потому что в последние годы произошло много изменений, в результате чего на рынке остались только сильные: все слабые либо обанкротились, либо были поглощены другими сетями.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.