Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Информация — самая востребованная услуга». Зачем бизнес идет в Центр поддержки экспорта

«Экспортеры обращаются к нам с разными вопросами, например, чтобы принять участие в собеседовании со специалистом по ВЭД. Это говорит о доверии, которое центру удалось завоевать».

Экспортные показатели компаний Свердловской области в 2020 г. далеки от идеальных: негативное влияние оказали последствия экономических санкций и, конечно, закрытие границ в связи с пандемией. Тем не менее, точки роста у местных предприятий есть. Соответствовать требованиям внешних рынков могут научить в Центре поддержки экспорта при Свердловском областном фонде поддержки предпринимательства. Подробнее об услугах Центра рассказала его руководитель Елена Сиятовская.

Каковы особенности развития экспорта в Свердловской области: динамика и особенности развития экспорта за прошедший год?

— Свердловская область традиционно является экспортноориентированным регионом. По итогам 2019 г. доля экспорта составила 60% ($7,3 млрд) от общего оборота внешней торговли. По объему несырьевого неэнергетического экспорта регион занял 4-ое место среди субъектов Российской Федерации после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области. Экспортную деятельность ведут почти 2300 предприятий области, в том числе свыше 1000 субъектов МСП на постоянной основе. Порядка 400 из них являются клиентами ЦПЭ. Это компании-производители оборудования для нефтегазовой, пищевой промышленности, медицинской отрасли и агропромышленного комплекса и другие. Заметные экспортные позиции в регионе завоевывают представители IT-сферы.

С каждым годом растет количество обращений в центр и кратно увеличивается число заключенных благодаря нашему содействию контрактов. Это связано и с ростом профессионализма наших сотрудников, и с повышением информированности бизнеса. 55 компаний заключили 163 контракта по итогам первого полугодия 2020 г.

Каковы основные запросы региональных экспортеров в ЦПЭ?

— Всех наших клиентов можно разделить на три группы, запросы которых разнятся. Первые — действующие экспортеры — хорошо знают свои экспортные цели и портрет потенциального партнера. Кроме опыта у них есть необходимые специалисты в штате. ЦПЭ им интересен с точки зрения организации дорогостоящих проектов по развитию новых рынков: сертификация продукции, защита объектов интеллектуальной собственности или участие в выставках в тех регионах, где они еще не закрепились. Наши меры поддержки позволяют им расширить свою географию.

Вторая группа, несмотря на понимание в вопросах экспорта, испытывает нехватку штатных компетенций. У них нет необходимых специалистов. Для них ЦПЭ — это сервис, дающий возможность быстрого доступа к качественной услуге эксперта (юриста, бухгалтера, таможенного представителя или переводчика).

И третья, большая группа наших клиентов, — это компании, которым необходима помощь в выстраивании экспортной стратегии с нуля: от определения или проверки гипотезы целевого региона (консалтинг), формулирования портрета целевого клиента и своих конкурентных преимуществ (подготовка презентационных материалов), повышения своей экспортной компетенции (обучение) до подтверждения спроса на продукцию (поиск партнера).

Какие продукты ЦПЭ являются самыми востребованными у экспортеров в вашем регионе?

— Информация — все еще самая востребованная услуга: о рынках, об условиях доступа на рынок, нетворкинг. Это и консультации, и вебинары, и форумы (более 1500 информационных услуг было оказано в прошлом году). Но такие услуги в статистике учитываются лишь отчасти. Если не брать в расчет консультации, на первом месте относительно новая наша услуга — размещение на электронных торговых площадках (этой услугой воспользовались 76 субъектов МСП), на втором месте — участие в выставках (68 малых и средних предприятий), на четвертом — бизнес-миссии (59), на пятом — поиск зарубежного партнера (53), и на шестом — прием иностранных делегаций (39).

Благодаря тому, что в нашем регионе ЦПЭ работает на базе Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства, нашим клиентам доступен весь спектр инструментов поддержки (даже за рамками работы ЦПЭ): мы можем проконсультировать по займам, поручительствам, франчайзингу, инструментам для сельского хозяйства. Наш куратор на региональном уровне — министерство инвестиций и развития Свердловской области — считает важным, чтобы вся инфраструктура поддержки была объединена в рамках одной организации, что позволяет обеспечить комплексность поддержки и удобство для бизнеса.

Но не все измеряется цифрами. Экспортеры обращаются к нам с разными вопросами: например, чтобы принять участие в собеседовании со специалистом по ВЭД. Это говорит о доверии, которое центру удалось завоевать.

Какие наиболее яркие примеры историй успеха региональных экспортно ориентированных предприятий вы можете привести за последний год?

— Если отталкиваться от формулы результативности (47 рублей объема поддержанного экспорта на 1 рубль поддержки), то хорошие результаты показало продвижение продукции торгового дома «Стандарт» (мясные консервы). Примененный нами инструментарий в 2019 г.: консалтинг, организация участия в двух выставках, отправка образцов зарубежным партнерам в рамках поиска партнеров; в 2020 г.: регистрация товарных знаков. Компания в результате совместных усилий заключила контракты на сумму свыше миллиона долларов США (конверсия — 252 руб.).

Участие компании «Тритон-ЭлектроникС», производителя востребованных ныне аппаратов искусственной вентиляции легких, в организованных центром выставках за рубежом, бизнес-миссии, приеме анестезиологов и реаниматологов из Индонезии принесло контракты на сумму $180,65 тыс. 

Хорошо, когда приходят экспортеры с заделом на объемные контракты. Однако успехи начинающих экспортеров не менее дороги нам. Компания «Самурай» (производитель гобеленов) с нами открыла для себя международный рынок. План сопровождения проекта включал обучение, консалтинг, содействие в электронной коммерции и участие в выставке.

Какими вам представляются перспективы регионального экспорта?

— В 2019 г. из-за снижения цен на мировом рынке металлов и санкционных последствий объем регионального экспорта снизился на 14%. Закрытие границ в связи с эпидемией в мире также неблагоприятно сказалось на экспортных показателях в 2020 году. В таких условиях еще более важным представляется развитие экспорта более высоких переделов, менее подверженных рыночным колебаниям: оборудование и техника, продукция деревообработки, IT-сферы и сферы услуг (медицинских, инжиниринговых и иных).

Поэтому наша задача — за счет инструментов поддержки способствовать приведению продукции свердловских компаний малого бизнеса в соответствие с требованиями внешних рынков. Это поможет существенно расширить географию экспорта, которая сегодня в основном сосредоточена на странах ЕАЭС и в целом СНГ.

В 2020 году мы планируем запустить акселератор для IT-компаний. Он призван помочь сформировать навыки разработки рыночных стратегий, определения рынков сбыта, адаптации продуктов и запуска на международный рынок.

Перспективы развития мы видим в стопроцентном комплексном подходе к сопровождению экспортных проектов, то есть формированию и следованию плану действий по каждому из поступающих проектов.

2020 год внес коррективы в планы ЦПЭ по увеличению доли коллективных стендов и проведению бизнес-миссий — все переговоры переведены в онлайн-режим. Учим компании работать в новой парадигме. До конца года планируем завершить не менее 60 длительных проектов по поиску партнеров.

«Информация — самая востребованная услуга». Зачем бизнес идет в Центр поддержки экспорта 1

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.