Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Многие родители мечтают вырастить отличников, но троечники — самые адаптивные в мире»

С возвращением школы в жизнь родителей вернулись и вечные вопросы: делать ли домашнюю работу вместе с ребенком, нужно ли требовать хороших оценок и как вырастить счастливого человека.

Юлия Челкис, коуч, бизнес-тренер:

— Время самоизоляции и каникул прошло, и всем вновь пришлось вернуться в школу — и родителям, и детям. Несмотря на то, что многие школьники с нетерпением ждали начала учебного года, чтобы поскорее увидеть одноклассников, вместе с друзьями в жизнь вернулся и школьный стресс.

Универсального совета по поводу того, как облегчить школьные годы, для родителей всех детей нет. Хотя бы потому, что учеников следует разделять на три возрастные категории: младшее, среднее и старшее школьное звено. Тем не менее, у меня есть один очень действенный совет, который помогает беспрекословно: вспомните себя в возрасте своих детей, постарайтесь понять, какую форму поддержки ждет от вас ваш ребенок, ведь для каждого возраста она будет разной.

Мы забываем о настоящей родительской функции: помогать и поддерживать, когда отягощаем себя мыслями о том, что мы несем ответственность за будущее ребенка, начинаем наставлять его на нужный путь. Когда мы были детьми, нам не нужно было, чтобы нам указывали путь развития, мы нуждались в добром слове, иногда в совете, но только тогда, когда за ним обращались. От родителей нам хотелось получить как можно больше внимания, видеть, что интересы ребенка учитывают, и к нему прислушиваются. Все. Самое ценное, что мы можем дать детям — отойти в сторону и прекратить решать собственные проблемы через них, прекратить реализовывать несбывшиеся мечты через детей.

Желание подсказывать, давать советы на самом деле ничего хорошего нашим детям не дает. Само слово «подсказать» несет в себе смысл манипуляции, то есть, уже скрывает желание ненавязчиво намекнуть ребенку сделать так, как родитель считает нужным. Это тупик. Задача родителей — показать многообразие вариантов для выбора, чтобы ребенок сам что-то захотел и сделал выбор. Например, мама считает, что сыну будет полезно и интересно заниматься хоккеем. То есть выбора у ребенка не было, это плохо. А вот если мы ходили с ребенком на хоккей, на футбол, смотрели теннис, фигурное катание, соревнования по плаванию, биатлону и так далее, то рано или поздно ребенок сам захочет чем-то заниматься, он сделает этот выбор осознанно.

Когда мы подсказываем ребенку выбор, мы совершаем предательство, потому что мы перестаем доверять ему как личности, а ведь детям требуется именно беспрекословная вера.

Многие родители переживают, когда их ожидания о самом лучшем, умном, спортивном, самом успешном ребенке разбиваются о реальность. Оказывается, что учится он средне, в классе есть дети быстрее него, есть отличники и так далее. Очевидно, что тут проблема не в ребенке, а в родителе. Просто у мамы или папы есть свой перечень хотелок и ожиданий от ребенка. Важно вовремя это понять и подумать, а что бы я делал, если бы я был не ожидающим родителем, а любящим? Что бы я желал ребенку, как бы я мог подарить ребенку любовь?

Нужно как можно больше вопросов задавать ребенку: что ему интересно, что ему важно, чем он восхищается. Если он ответит, что ему интересно наблюдать за звездами и он в этом лучший, то смысл сокрушаться о том, что он не самый лучший в спорте.

Родителям страшно отпустить ребенка и позволить ему быть самостоятельным. Ведь мамам и папам часто кажется, что, если перестать делать домашнюю работу с ребенком, то он станет двоечником, а если он не будет ходить в секции на дополнительные занятия, то ничего не сможет добиться в жизни. Но парадокс в том, что большинство родителей обычно мечтает, чтобы их ребенок стал самостоятельным, ответственным, чтобы он был счастливым и мог найти свое место в жизни. Но как он станет самостоятельным, если вы не даете ему возможность самому делать уроки и нести ответственность за все оценки, которые он получает в школе? Конечно, когда ребенок только начнет сам контролировать учебу, могут случиться провалы: двойки, тройки. Но не нужно тут же подхватывать и пытаться вытянуть ребенка, вы опять лишите его самостоятельности, пусть попробует разобраться сам.

Мне кажется, что троечники самые адаптивные люди: они умеют играть в системе, но при этом могут выходить за рамки. При этом я убеждена, что не может быть такого, чтобы ребенку не был интересен ни один предмет в школе.

Многие родители ожидают от своих детей, что они станут отличниками. Но отличники — это кто? Это дети, которые хорошо запоминают информацию и могут давать ответ, которого от него ждут.

Российская система образования построена так, что она учит детей запоминать факты, но не учит размышлять. Грубо говоря: у кого лучше память, тот и отличник. Креатив тут не приветствуется. Так вот, когда родители желают, чтобы он был отличником, чего они желают своим детям? Нам кажется, что если закончить школу на пятерки, то поступить в институт будет легко, потом устроиться на работу тоже будет легко. То есть родитель видит свою миссию в том, чтобы ребенок на пятерки, в крайнем случае на пятерки и четверки, закончил школу и сдал ЕГЭ. На этом родительская миссия выполнена, дальше сам. А что это значит для ребенка? Он научился действовать по правилам, но не научился подстраиваться под обстоятельства, не может действовать вне рамок.

Наша требовательность к детям ведет к тому, что они со временем закрываются и перестают откровенно разговаривать с родителями, не делятся с ними своими переживаниям и проблемами. Выстраивая жесткие рамки, можно вырастить агрессора.

У молодого поколения сейчас очень сложно все с креативным мышлением, а это ведь самое ценное на рынке труда. Также у молодежи есть проблемы с критическим мышлением, им сложно не согласиться с чем-то, они не умеют отстаивать свою точку зрения. И все это выливается из желания родителей, чтобы дети учились на пятерки. Поэтому подумайте сто раз, зачем вам пятерки-четверки? Вы найдёте аргументы, но самое главное — понять: зачем?

Дети не очень много думают о своем будущем, они живут здесь и сейчас, отсюда и возникает разногласие между ребенком и родителями, потому что последние всегда думают о будущем своих детей. А вообще-то взрослым следует учиться у детей.

>>> Читайте также на DK.RU: «Договорились уже до того, что школа — любая — это для ребенка травмирующий опыт»

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.