Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Богатство лежит под ногами». Как сделать так, чтобы деревни в России не умирали?

«Когда люди 30 лет не работали, привыкли, что у мамы, бабушки есть пенсия, у них возникает вопрос: зачем работать? С этой проблемой сталкиваются многие предприниматели в деревнях», — Гузель Санжапова.

Гузель Санжаповой 32 года. В 17 лет из деревни Малый Турыш на границе Свердловской области и Башкирии она уехала в Москву — отучилась в МГУ на международной политике и успела поработать в SAP. А потом приехала в родную деревню, где было не больше 20 домов, 52 жителя, не было ни медпункта, ни магазина, ни школы. И осталась. У отца Гузели была пасека и 2 тыс. кг меда в запасе. С этого меда и начался бизнес Гузель.

>>> Читайте также на DK.RU: История создания медовой фабрики

В 2014 г. Малый Турыш прославился на всю Россию — Forbes, Snob, The Village и другие СМИ написали о медовой фабрике Cocco bello, которую открыла Гузель. Бренд полюбился многим крупным компаниям. А с февраля 2020 г. в деревне функционирует еще и полноценный швейный цех, где отшиваются товары для ИКЕА.

За шесть краудфандинговых компаний Гузель собрала 8 млн руб. На эти деньги построено производство и развивается инфраструктура деревни — там появилась детская площадка и беседки, организован вывоз ТБО, у людей появилась чистая вода, а сейчас строится общественно-образовательный центр.

На DK.RU Гузель Санжапова рассказывает, как сделать так, чтобы российские деревни не умирали, а использовали то богатство, которое лежит у их жителей под ногами, и как из-за коронавируса ее фабрика существенно расширила линейку продукции. 

Гузель Санжапова, основатель производства Cocco Bello в деревне Малый Турыш:

— Сейчас, оглядываясь на семь лет своего жизненного пути в деревне Малый Турыш, я совершенно точно могу сказать, что нужно сделать всего четыре шага, чтобы деревни в России не умирали. Эти шаги до боли просты, но требуют времени. Развитие территории — то, чем я сегодня занимаюсь, — процесс длительный. И если вы достаточно молоды, у вас есть силы и желание — все возможно.

Что это за четыре шага?

Первый — дать людям работу. Когда ты приходишь в деревню и видишь, что работы там нет, то зарплата для людей и их семей — это, в первую очередь, возможность выжить. Но когда ты создал первые рабочие места, оказывается, что инфраструктуры нет.

Поэтому второй шаг — позаботиться. Исходя из тех ресурсов, что у тебя есть, ты потихоньку строишь инфраструктуру. Почему ты этим занимаешься? Очень многие говорят: это должно делать государство. Я отвечаю: с одной стороны — да, а с другой — нет. Если мы посмотрим на государство как на большую корпорацию, ему выгодно производить инфраструктурные изменения в тех территориях, где люди платят налоги, где есть рабочие места. То есть с точки зрения перспективности вложений, построить детскую площадку в деревне на 50 или на 5 тыс. человек — очень большая разница. Поэтому государство так устроено, что оно будет строить детскую площадку в том населенном пункте, который больше. Если вы — предприниматель в маленькой деревне, подумайте об инфраструктуре с самого начала.

Третий важный шаг — установить связи города и деревни. Что это такое? Если ты что-то производишь, то наверняка это продукт, который ты мог бы продать. Но не в деревне, а в городе, потому что там совсем другие деньги. Соответственно, ты сначала устанавливаешь связи с рынком. А еще очень важно, что в маленьких деревушках люди часто чувствуют себя потерянными. Они говорят: до царя далеко, до Бога — высоко. Люди в деревне должны понимать, что они нужны. Зачастую для наших стариков быть нужным — это смысл жизни. Это продляет жизнь и улучшает ее качество.

Четвертый важный шаг — научить планировать. Это основа любого предпринимательства. Если бы люди в деревнях умели клево считать и понимали, как работают экономика и рынок сегодня, если бы они умели управлять своим временем, они могли бы открыть свой бизнес.

С завершением строительства общественного центра мы перейдем на этот этап — постараемся научить местных людей планированию, чтобы они могли создавать свои — может быть, скромные и не очень большие, но бизнесы. Как только человек создает бизнес, у него появляется ответственность за людей, с которыми он работает, и за то место, где он живет.

После этих четырех шагов, если все реализовано, я думаю, из деревни можно потихоньку уходить. Это и есть мой план. Через пару лет, после открытия общественного центра, я надеюсь пойти в следующую деревню. Надеюсь, к концу моей жизни таких деревень будет хотя бы десять.

С чего все началось?

Началось все в 2013 г. Я окончила факультет мировой политики МГУ, за плечами у меня была хорошая работа в Москве — с хорошей зарплатой, пиджаком и белой рубашкой. Я вновь приехала в Малый Турыш. Все бы хорошо, но я увидела очень большую тоску. В деревне было 16 домов, 52 жителя, нет медицинского пункта, нет социальных сервисов, магазина, есть только автолавка раз в неделю и автобус — раз в день. Такова была реальность.

У моего папы с 2005 г. появилась пасека, которая досталась ему от его папы. Как честный пчеловод ты девять месяцев в году трудишься над тем, чтобы произвести мед. Продавать тебе его некогда. У папы было очень много меда, который я не ем. Поэтому в 2013 г. я нагуглила на английском и немецком языках технологию кремования меда, привезла первое оборудование для взбивания меда и сказала: «Папа, давай попробуем сделать первый продукт».

Все началось с линейки крем-меда, сегодня мы производим крем-муссы, травяные чаи, карамельную линейку, косметику. В этом году мы запустили шесть новых продуктов вместо обычного одного в году.

Очень часто, когда люди читают нашу историю, они думают: «Этой девчонке повезло». Все кажется слишком легко, но на самом деле работа в деревне, работа с местными и с Москвой — это каждодневный адский труд и стресс.

Одна простая задача: собрать штат на производство. Мы потратили на нее два года! Потому что есть стереотипы: все, что ты делаешь на продажу — это плохо. Тем более, когда люди 30 лет не работали, привыкли, что у мамы и бабушки есть пенсия, у них возникает вопрос: а зачем работать? Это та проблема, с которой мы очень долго работали. И эту проблему я вижу у многих предпринимателей, которые сегодня работают в деревнях.

>>> Читайте также на DK.RU: «Хочется взять камень и долбануть как следует». Чем чреват бизнес с нуля в деревне

Ответить на вопрос, как нанимать людей и сделать так, чтобы они тебе доверяли, нам помогла инфраструктура — те изменения, которые мы решили делать в деревне. Когда люди понимают, что ты не только честно зарплату платишь, но еще и нашел финансы, чтобы детям площадку построить, благоустроил центр деревни и сделал скважину с питьевой водой, они начинают тебе верить и понимают: ты отсюда завтра не уйдешь. Это самый главный страх: ты приехал, а завтра тебя уже не будет.

Еще очень важный социальный эффект дает такая вещь, как привлечение сезонных работников. В 2013 г. мы начинали с четырех бабушек, которые собирали травы и ягоды для наших продуктов, а в 2018 г. было 230 человек со всех окрестных деревень. Все поколения — и дети, и взрослые. А в этом году мы проанализировали и поняли, что у нас было всего лишь 76 сезонных работников, но эти люди работали каждый день. А значит, за три-четыре недели они зарабатывали среднюю зарплату за полгода. И так ты понимаешь, что если раньше люди собирали ягодки, чтобы просто выжить, то сейчас эти 76 человек улучшают качество своей жизни.

Сборщики ягод

У кого-то появились новые окна в доме, у кого-то — теплый туалет. Казалось бы — мелочь, но это огромное достижение для деревни. Я думаю, это классный показатель — люди в деревне начали планировать доход и то, на что они его потратят.

Что мы сделали в деревне?

Построили производство. Оно очень скромное. Часто люди приезжают и думают, что у нас тысячи квадратов, но нет — всего лишь 110 кв. м. Потом мы построили детскую площадку, облагородили центр деревни. Дали людям чистую питьевую воду. Потом совместно с администрацией и жителями организовали вывоз мусора. Вроде бы базовая услуга, но это большая проблема для маленьких населенных пунктов.

Нужно обратить внимание, что все изменения у нас в деревне происходят не потому, что Гузель так решила, а потому что люди решили, что что должно быть следующим этапом.

После того, как сделали колодец, мы встали в 7 утра, чтобы записать видео для Facebook о том, как мы радуемся появлению питьевой воды. После того, как мы станцевали без музыки и записали видео, бабушка Фейхуна, которая живет напротив нас в деревне, подошла ко мне и сказала: «Слушай, Гузель, работа у нас есть, все развивается. Нам бы клуб!». И ты как предприниматель стоишь и думаешь: клуб — история нерентабельная. Ты — не государство. Зачем клуб?

Но потом думаешь: если людям нужно место для досуга, чтобы они могли выйти с работы и своего хозяйства и побыть в другом месте, нужно придумать, какие виды деятельности ты в этот клуб напихаешь, чтобы он зарабатывал.

Общественный центр — это огромное здание 850 кв. м, без отделки оно стоит в районе 20 млн руб. Сейчас здание уже под крышей, мы проектируем коммуникации.

Каким образом он будет зарабатывать? Все, что мы там размещаем, должно решать проблемы людей в деревне. Там будет деревенская пекарня, потому что сейчас ты можешь купить хлеб раз в неделю (купи шесть булок — заморозь и съешь). Там будут услуги населению, потому что базовый медосмотр, массажист, парикмахер — все это нам сейчас недоступно. Будет магазин с нашей продукцией.

И что самое главное — будет две образовательных программы. Первая — для местного населения, по большей части для подростков — про планирование, учет и создание новых бизнесов. Российская деревня очень богатая, деньги лежат практически под ногами. Вопрос только в том, чтобы это под ногами найти, упаковать и придумать, как продать. Вторая образовательная программа будет для таких же, как я, потому что я вижу очень много проектов по России, кто развивает свои деревни, болеет за свое дело и за свою страну. Но где-то не хватает маркетинга, кому-то нужно подкрутить упаковку.

А самое главное, что большинство таких людей думает, что мы — одни в поле воины. Но я скажу честно: мы не одни, нас очень много. И общественный центр нужен как раз для того, чтобы мы все встали рядом. Как только ты чувствуешь, что рядом есть плечо, это помогает тебе развиваться.

Когда я решила, что мы будем строить общественный центр, мы запустили очередной краудфандинговый проект (я, наверное, один из немногих людей в России, кто за плечами имеет шесть краудфандинговых проектов: начиная с 2013 г. каждый год мы запускаем по одному проекту). В какой-то момент я подумала, что должна играть музыка. Но кто будет играть в поле, где еще ничего нет? Конечно, группа «Чайф» — для меня это музыка детства, я безмерно их уважаю. Я пришла к Владимиру Шахрину и Дмитрию Гройсману (продюсер группы «Чайф» — прим. ред.) и попросила поддержать эту сумасшедшую идею, приехать в деревню и сыграть концерт. Так в деревне в 2018 г. был концерт группы «Чайф», он помог нам собрать дополнительные деньги, чтобы сделать фундамент общественного центра. Также общественный центр нам помогают строить партнеры — крупные компании.

Я очень рада, что большие бренды встают с нами рядом. Почему они это делают? Во-первых, конечно, потому что мы классные. Во-вторых, для каждой компании-партнера у нас есть предложение — это равноправное сотрудничество, а не «ребята, дайте денег». Если мы приходим в компанию, то просим самое лучшее, что есть в компании. Как правило, это не деньги, а, к примеру, экспертиза или самый лучший клей для бруса или утеплитель.

Как мы зарабатываем деньги?

Приведу пример. Обычно каждый год мы выпускали один новый продукт, но в этом году коронавирус ударил по нам очень сильно. Часть магазинов закрылась. Те источники продаж, из которых мы брали деньги, просели, и мы поняли, что нас спасут только наши клиенты, наша розница и спонсоры, которые нам когда-то помогали строить производство. Поэтому в этом году мы запустили шесть новых продуктов, и это еще не предел.

За шесть лет у нас был оборот порядка 70 млн руб. Этот год я еще не включала — считать будем в январе. По меркам Москвы мы достаточно скромные. Все наши краудфандинговые проекты на изменение инфраструктуры и развитие бизнеса собрали 8 млн руб.

Скажу про еще одно важное сотрудничество. С 9 сентября в ИKEA в Екатеринбурге продается специальная коллекция, которую мы шьем в деревне Малый Турыш. Два года назад я пришла к ИKEA и мы договорились, что в простом деревенском доме мы будем шить чехлы для подушек и кардхолдеры, которые будут продаваться в Икеа.

Для чего мы это делаем? Это история не про деньги. Это история про прецедент. Даже маленький предприниматель может договориться с гигантом. И соответствовать его процедурам, даже если сидит в деревне. Это крайне важно, чтобы еще много сотен людей поняли: мы все с вами можем, надо только захотеть.

Лайфхаки по участию в краудфандинге от Гузель Санжаповой

 
— Не только работа, но и жизнь.
Развивать деревню Малый Турыш — это моя работа, но нужно показывать и жизнь, потому что она в деревне очень многогранна, и многие вещи из города не видны.
— Проси совет, а не деньги. Когда ты собираешься строить первое производство, деньги тебе очень нужны, но гораздо важнее попросить совета. — Партнерский диалог, а не потребительство. Я сегодня часто сталкиваюсь с тем, что многие социальные предприниматели приходят к бизнесу и просят денег. Это очень потребительский подход. Сначала предложите, что вы можете дать, а потом расскажите, что нужно вам.
— Фокус на решении, а не на проблеме. Я всегда больше говорю о том, как мы решаем проблемы. Да, возможно, мы могли бы снимать более красивое хипстерское видео и показать, какие красивые бабушки пляшут на фоне мусорного бака. Но мы никогда ничего не приукрашиваем и показываем все, как есть. Фокусируемся на решении и говорим: да, мы такие сегодня, но мы хотим, чтобы эта ситуация изменилась.
— Знайте, что сначала идет тест продукта, пиар, маркетинг. А деньги — в конце, и они длинные.
 

Напоследок скажу об одной вещи, которая в 2013 г. и в начале 2014 г. мне очень мешала. Знаете, интернет — это место, где очень много хейта. И если ты к этому морально не готов, и говоришь, что ты ребенок, который хочет помочь бабушке, тебя обязательно отправят варить борщ, отращивать волосы или замуж. Еще меня очень часто упрекают, что я эксплуатирую бабушек.

Бабушка Гузели

Моя бабушка, которой уже два года с нами нет, выглядела очень нестандартно. Она могла надеть косуху, парик и сказать: «Пойдем сниматься!». И я только сейчас понимаю, что бабушка показывала мне своим примером, какая старость может быть у меня.

Поэтому я вас всех прошу: если у вас есть бабушки, родители, поддержите их в желании быть не такими, как все. А если вы уже родители — поддержите своих детей в желании быть таким, какой ты есть. Не переделывайте. Когда рядом стоит человек, который говорит «давай попробуем», у вас не существует никаких потолков.

Колонка написана на основе выступления Гузель Санжаповой на форуме «САМОЕ ВРЕМЯ. Социальное предпринимательство». Фото из архива Гузель Санжаповой.

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.