Подписаться
Курс ЦБ на 17.12
79,43
93,80

Машин набрали, платить нечем? В России растет просрочка по автокредитам

Вскоре после рекордного всплеска на авторынке, когда в салонах практически не осталось машин, в РФ зафиксировали рост просрочек по автокредитам. Пока это ранняя просрочка, но что будет дальше?

В России стали хуже платить по автокредитам. После всплеска спроса на новые автомобили последовало снижение доходов заемщиков.

В октябре россияне пропустили платежи по автокредитам на 638 млн руб. Это рекордный объем ранней просрочки с мая. Эксперты связывают всплеск неплатежей с летним бумом на авторынке, пишет РБК.

Ранее на DK.RU: Автосалоны России остались без машин. Покупатели «берут что есть, пока не подорожало»

В октябре объем ранней просроченной задолженности (до 30 дней) вырос на 10,6% по сравнению с предыдущим месяцем, следует из статистики бюро кредитных историй «Эквифакс». Это вторая волна роста просрочки в сегменте автокредитования, говорится в совместном исследовании бюро и Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Сопоставимый объем новых неплатежей — на 672,1 млн руб. — наблюдался в России в мае, после месяца самоизоляции, введенной в начале пандемии. Однако количество договоров, которые в октябре вышли в просрочку, пока гораздо меньше майских показателей — 28,7 тыс. против 37,6 тыс.

В других сегментах кредитования ранняя просрочка в октябре падала по сравнению с предыдущим месяцем: на 16,1% — по кредитным картам, на 7,2% — по ссудам наличными, на 8,5% — по ипотеке. Всего за месяц россияне перестали обслуживать обязательства на 5,9 млрд руб., что на 7,7% меньше сентябрьских значений.

Комментируя ситуацию, банки, работающие с автокредитами, говорят, что в их портфеле объем ранней просрочки так быстро не растет, но тенденцию на рынке подтверждают.

Рост ранней просрочки начался в апреле и сейчас все еще выше докризисного уровня на 10%, говорит заместитель директора департамента аналитического менеджмента Росбанка Евгений Сеньковский. Спрос на автокредиты в ВТБ сейчас восстанавливается, и банк не фиксирует изменений доли ранней просрочки по портфелю автокредитов.

«Сегмент автокредитования является менее рисковым за счет наличия залога и снижения амортизации его стоимости в результате роста цены подержанных автомобилей», — утверждает представитель банка.

Руководитель дирекции по управлению розничными рисками Росгосстрах Банка Николай Сычев говорит, что причины нынешних неплатежей те же, что и весной, — потеря заемщиками работы или снижение зарплат в организациях, пострадавших от очередных ограничений, связанных с пандемией. «Никто не ожидал столь резкого нарастания второй волны в рамках пандемии», — объясняет он поведение клиентов.

Рост объема проблемных долгов коррелирует с динамикой экономической активности, отметил старший аналитик рейтингового агентства НКР Егор Лопатин. Он считает, что увеличение объема просрочки в сегменте автокредитования также может объясняться недавним всплеском спроса на новые машины.

В росте просрочки сыграл роль ажиотажный спрос на машины летом 2020 года, уверен гендиректор «Эквифакса» Олег Лагуткин. В июле банки оформили 89,4 тыс. кредитных договоров на 70,4 млрд руб., что на 20% превысило результаты аналогичного месяца 2019 года. Повышенный объем продаж сохранился до октября, когда банки выдали 75,2 тыс. автокредитов на 61,2 млрд руб.

По данным «Эквифакса», в октябре автокредитный портфель банков вырос на 0,3%, до 868 млрд руб., а объем проблемной задолженности (NPL90+, просрочка от 90 дней) уменьшился на 1,4%, до 57,7 млрд руб. «Из ранней просрочки (0–30 дней) в следующую категорию просрочки (30–60 дней) переходят в среднем 20,2% кредитов», — подсчитывает Лагуткин. По его оценке, доля плохих долгов на ранней стадии взыскания в автокредитных портфелях банка пока незначительна — 7-8%.

Читайте также: «Весной рынок встанет». Россияне скупают б/у машины по откровенно завышенным ценам

Самое читаемое
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.