Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Наталья Алемасова: «Найти деньги гораздо проще, чем думать о том, куда их вложить»

«Private-клиент больше склонен к риску, хочет пользоваться любыми возможностями, а кризис — всегда возможность». Что банки предлагают состоятельным клиентам и как их потребности изменились в пандемию?

В Екатеринбурге, по грубым оценкам, несколько десятков тысяч человек, чьи активы превышают 15 млн руб. А тех, кто располагает такими суммами в виде «живых» денег или ликвидных ценных бумаг, еще меньше. Потребности у таких клиентов гораздо выше, чем у обычных розничных клиентов. В чем они нуждаются, как банкирам удовлетворить их потребности и почему в private-banking важна каждая мелочь? Рассказывает Наталья Алемасова, управляющая банком «Открытие» в Свердловской области.

Как за год выросли показатели направления private-банкинга, что он вообще сейчас из себя представляет и какие цели вы перед ставите перед этим направлением своего бизнеса?

— Private-банкинг — это уникальный продукт с индивидуальным подходом к обслуживанию: клиент относится к категории private, если у него более 15 млн руб. сбережений на счетах. Это могут быть как непосредственно денежные средства, так и ликвидные ценные бумаги, но мы не учитываем стоимость бизнеса и недвижимости. Сейчас в Екатеринбурге у банка «Открытие» вся клиентская база Private Banking формирует 8% общего объема пассивов банка в Свердловской области. Это сопоставимо с объемом средств клиентов малого и среднего бизнеса, который на 1 декабря составляет более 6,5 млрд рублей. Вклад private-клиентов в бизнес банка довольно велик. Сколько всего таких людей в Свердловской области — оценить очень сложно.

Считается, что 3% населения получают доход, уровень которого позволяет им претендовать на уровень private-клиентов. При населении Екатеринбурга в 1,5 млн — это порядка 45 тыс. человек. Но нужно учитывать, что часть из этих людей не держат свои сбережения на депозитах в банке, или на брокерских счетах.

У многих деньги вложены в недвижимость и бизнес. Кто-то старается все полученные доходы реинвестировать в бизнес, чтобы иметь возможность зарабатывать завтра, потому что сегодня ситуация нестабильная. Поэтому мы можем делать лишь приблизительные оценки по числу возможных клиентов нашего Private Banking. 

Есть ли портрет клиента private-банкинга?

— Это либо собственник, либо топ-менеджер крупной компании. В малом и среднем бизнесе — чаще всего собственник, в крупном — руководитель, первое лицо компании. В любом случае, это люди, которые имеют капитал и хотят им эффективно управлять. Многие предприниматели ведут семейное дело, а иногда супруги занимаются другим бизнесом. Чаще всего мы работаем со всей семьей клиента и предоставляем услуги по управлению семейным капиталом. По возрасту у клиентов достаточно большой разбег, но в целом это люди от 40 лет и старше.

Какие услуги получают клиенты private-банкинга?

— Клиент Private Banking не приходит за какими-то конкретными банковскими услугами, им нужно комплексное обслуживание.

Финансовый директор одной большой компании говорил мне: «Наталья, знаешь, когда денег нет, это плохо, но, когда они есть, это еще хуже. Найти деньги гораздо проще, чем думать о том, куда их вложить». Да так вложить, чтобы не только не потерять, а еще и заработать.

Поэтому клиенты приходят к нам за комплексным обслуживанием и получают в private личного банкира, который может полностью вести управление семейным капиталом. 

Какой объем средств нужно держать под рукой на случай мгновенной ликвидности? Какую долю вложить в более высокодоходные инструменты для пассивного дохода? У клиента могут быть дети, которым он хочет дать образование в Москве или за границей. Кроме того, помимо управления финансами мы работаем с клиентом и по другим направлениям. Например, в случае образования: подобрать учебное заведение, провести переговоры, сформировать все договоры и платежи, проверить юридические нюансы, оплатить обучение. Мы проводим эту работу для нашего клиента, чтобы немного упростить ему жизнь, чтобы он мог зарабатывать и не волноваться о мелочах из серии «как правильно подготовить договор и сделать платеж».

Наши специалисты помогают покупать или продавать недвижимость в другом городе или стране: мы используем компетенции наших партнеров в сфере юридического и налогового консалтинга, чтобы не возникло никаких сложностей и двойных моментов в договоре, способны урегулировать сложности законодательства, нашего и иностранного.

Наталья Алемасова: «Найти деньги гораздо проще, чем думать о том, куда их вложить»
 1

Как пример, в этом году вступил в силу закон о налогообложении вкладов, процентный доход по которым превышает сумму произведения 1 млн рублей на ключевую ставку. Налог будет начисляться на доходы, которые клиенты получат в 2021 г. Мы пошли навстречу клиентам и предложили депозит, при оформлении которого в текущем году клиент получает проценты сразу, что позволит отсрочить оплату НДФЛ. Мы уже видим интерес к такому предложению. 

Де факто, помимо того, что мы управляем финансами клиентов, мы помогаем решать им текущие вопросы, которые возникают в ходе жизни, работы.

Персональный менеджер private-клиента доступен семь дней в неделю 24 часа в сутки. Когда он долго работает с клиентом, то становится почти как член семьи. К тому же мы предоставляем консьерж-сервис — это уже практически личный помощник.

Изменились ли потребности у клиентов в связи с пандемией?

— Они волей-неволей изменились. Закрыли границы, и если раньше мы помогали купить билеты в Венскую оперу, помогали забронировать столик в модном ресторане во Франции, то сейчас, в связи с ограничением перелетов между странами, делаем то же самое, но на территории России. Помогаем найти хорошую гостиницу, рекомендуем, где лучше отдохнуть, куда лучше отправить отдыхать детей, в какой сходить ресторан. Консьерж-сервис сейчас работает больше вовнутрь, чем вовне.

«Можно уйти в жесткую позицию, банкротить клиентов, но это не приведет ни к чему хорошему»

Что касается финансовых потребностей, то у клиентов чаще потребность сохранить или преумножить?

— Сохранить или преумножить — это, наверно, не про private-клиента, у него задача управлять капиталом. Предприниматели двигают мир вперед — они всегда революционеры, и назвать их консерваторами нельзя.

Во-первых, private-клиенты чуть больше склонны к риску, хотят пользоваться любыми возможностями, а кризис — это всегда возможность. Рынки падают — надо покупать, растут — надо продавать.

В текущей ситуации большой объем денежных средств из пассивов, например, с депозитов и различных счетов, перешел в иные инструменты: акции, облигации... В марте падали американские рынки, и очень многие на это отреагировали: надо брать. Ряд клиентов воспользовались нашими прогнозами по росту золота и покупали его. Это не про преумножить и не про сохранить, это про управление капиталом в ситуации, в которой мы находимся. Мы со своей стороны стараемся максимально подсказать клиентам, где открываются возможности. 

Какие сервисы в этом году были востребованы, а какие нет? Наверняка проход в лаунж-зоны аэропортов был не так популярен, как раньше. 

— В лаунж-зону в Швейцарии не попадешь, а в Сочи — легко. У нас выросло использование digital-каналов. Конечно, Private-banking — это больше живое общение, нежели про цифровые каналы, но жизнь диктует свои правила, и у нас примерно на 15% выросло число клиентов, которые предпочитают общаться удаленно. В марте-апреле кто-то уехал в загородные дома и говорил: «Все классно, но я к вам не поеду, тут у меня елки, чистый воздух, снег и нулевая вероятность заразиться». И мы для своих клиентов сделали всевозможные сервисы, чтобы и в дальнейшем у них, если им это удобно, не возникало потребности в визите в офис. 

«Денег много, из бизнеса стали изымать больше. Их не тратят, и это сильно напрягает»

Все ли потребности можно закрыть цифровым обслуживанием?

— Мы не доставляем наличные на дом — к сожалению или к счастью. Но купить или продать акции, облигации, войти в инвестиционные структурные продукты, предложить определенную стратегию при работе на рынке ценных бумаг — все это давным-давно можно сделать удаленно. Вплоть до оформления всех нужных платежей: заплатить за коммунальные расходы в квартире на Кипре — это можно сделать, не выезжая из своего дома. 

Состоятельные клиенты в целом притязательнее?

— Да, они очень притязательны, и мы ценим их время. Поэтому для них работает совершенно иной мобильный банк, с иными возможностями. Клиент только отправляет выставленные счета и реквизиты, сотрудники все это набирают, а задача клиента — только проверить и акцептовать. То есть менеджер банка в этом случае работает и как персональный бухгалтер клиента. 

Насколько private-клиенты готовы доверить банку всю финансовую информацию о себе? Остаются ли вопросы, которые они предпочитают решать самостоятельно?

— Доверие должно возникнуть не столько между банком и клиентом, сколько между персональным менеджером и клиентом. Есть ситуации, когда персональный менеджер становится де-факто личным ассистентом. Если клиент собирается в отпуск, то он первому сообщает об этом персональному банкиру, чтобы тот помог с бронированием авиабилетов, гостиницы, ресторана, билетов в театр и на выставки... Уровень доверия уже выходит за рамки просто «банк – клиент», он выстраивается в рамках личных взаимоотношений.

Но предоставление доверенности на совершение расходных операций на сотрудника у нас в банке запрещено. Поэтому ни одну операцию без разрешения клиента никто провести не сможет. Завести платеж можно, а отправить его — нет, только после акцепта клиента. Даже со счета на счет клиента перечислить деньги без его согласия невозможно.  

Человеческий фактор играет как в плюс, когда мы говорим про доверие между клиентом и его менеджером, так и в минус, когда этим доверием, возможно, кто-то мог бы злоупотребить. Чтобы этого не случилось, мы выстраиваем систему, исключающую возможность что-то сделать без согласия клиента. 

Какие цели у вас по попаданию в топ рейтингов private-banking?

— Сейчас мы занимаем второе место среди private-банков по качеству сервиса и работы в рейтинге Frank RG. Второе место — это прекрасно, но это не первое, так что есть, куда стремиться. По итогам следующего года мы ставим себе цель вырасти в два раза по объему средств, привлеченных в этом сегменте.

Насколько private-клиенты склонны менять банк, в котором обслуживаются? Обычно они имеют дело с несколькими банками?

— Чаще всего да. Клиенты тоже диверсифицируют портфели, риски и взаимодействия с финансовыми учреждениями. Обычно клиент останавливается на двух, максимум трех банках, с которыми достаточно тесно работает. Между банками идет постоянная конкуренция в части совершенствования продуктов и сервисов, и для клиентов это всегда только плюс.

Ситуации, когда private-клиент меняет банк, бывают разные, но какой-то статистики нет. 

Чаще всего причина — в качестве сервиса. Но иногда дьявол в мелочах. Бывает так, что клиент приехал в банк, там не было парковки, шел дождь, и он был вынужден промокнуть.

От такого опыта остается негативный осадок и портится общее впечатление от визита в банк. Для таких случаев у нас есть подземный паркинг, который также помогает соблюсти приватность: у нас обслуживаются и узнаваемые люди, которые не хотят, чтобы на них лишний раз смотрели. Из паркинга на лифте можно сразу попасть в офис private-банкинг, и никто не увидит, куда вы идете.

Наталья Алемасова: «Найти деньги гораздо проще, чем думать о том, куда их вложить»
 2

Для кого-то важна возможность провести деловые переговоры, которые нельзя провести ни в офисе, ни в ресторане. Для таких случаев мы можем предоставить нейтральную территорию — переговорные комнаты для клиентов Private Banking у нас в офисе. При этом мы готовы взять на себя все организационные вопросы, включая даже организацию питания. Все эти, казалось бы, не столь важные вещи могут повлиять на решение клиента о выборе банка. По моему опыту, клиенты редко меняют private-банк, а если делают это, то по одной простой причине — переезжают из России в другую страну на ПМЖ и туда же переводят деньги. Но и тогда они сохраняют взаимоотношения, периодически звонят проконсультироваться по тем или иным вопросам того законодательства, в рамках которого они сейчас взаимодействуют.

Правда, в последний год у нас активизировался обратный процесс — деньги возвращаются из иностранных банков в Россию. 

 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.