Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

2020 год добил здравницы страны. Часть превратят в отели, что будет с остальными — вопрос

Санаторно-курортная отрасль переживает не лучшие времена. Ожидаемо просели доходы, но страшно то, что здравницы не сумели накопить средств на первый квартал следующего года — традиционно низкий сезон.

2020 год предсказуемо заканчивается для санаторно-курортной отрасли негативно. Общее время, проведенное гражданами в здравницах, снизится на треть, а совокупные доходы — минимум на 20%, пишет «Коммерсантъ». Санатории и профилактории пострадали больше всего из-за ставки на старшее поколение и дополнительных требований для гостей по профилактике COVID-19. Исправить ситуацию будет сложно, констатируют эксперты.

По данным Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья (АОТ), в этом году в здравницах побывали 3,5-4 млн человек, это сокращение рынка примерно на 33%, до 41 млн человеко-дней (число дней, которые туристы в этом году суммарно провели в здравницах).

В 2019 году, по расчетам ассоциации, совокупный EBIT (прибыль до налогообложения и выплаты процентов по кредитам) отрасли оценивался в 2,8 млрд руб., это на 16% выше аналогичного за 2018 год.

В АОТ поясняют, что весомый вклад в текущий спад отрасли внес второй квартал 2020 года, когда загрузка санаторно-курортных учреждений была практически нулевой. Хотя курортный сезон формально начался в июне, большинство регионов открылись для туристов только к июлю. В августе за счет эффекта отложенного спроса, по расчетам АОТ, загрузка здравниц резко выросла: например, в Крыму она достигала 90%.

Читайте также: «Отлетались! Международный туризм в прежнем, привычном виде умер» — Евгений Енин

Сергей Ромашник, гендиректор туроператора «Дельфин», уточнил, что загрузка санаториев упала сильнее, чем обычных отелей. В объектах, которые делают ставку именно на медицинские услуги для туристов, загрузка оказалась на 50% меньше, чем годом ранее.

Это объясняется в том числе тем, что для поосещения многих профилакториев и санаториев требуется справка об отсутствии COVID-19, что не нравится туристам.

Кроме того, здравницы работают с аудиторией старшего возраста, сократившей число поездок,— поясняет он.

Третьим фактором Ромашкин называет сравнительно высокую среднюю стоимость бронирования: для здравниц она составляет в среднем 52 тыс. руб., а отелей в Сочи и Крыму — 30 тыс. руб.

Восстановиться здравницам, судя по всему, будет непросто. Преимущество есть у тех, кто расположен у моря, ведь они могут начать работать как обычные отели.

В АОТ отмечают, что еще более сложным, чем этот год, для санаторно-курортной отрасли может стать первый квартал будущего года — период традиционно низкого спроса на услуги здравниц. В текущем году многим санаториям не удалось накопить дополнительных средств, которые обычно расходуются на текущую деятельность в низкий сезон и на проведение ремонтных работ. Медицинский директор АОТ Михаил Данилов считает, что определяющим фактором для здравниц в следующем году будет санитарная обстановка: если заболеваемость пойдет на спад, им удастся выйти на 80–90% от показателей 2019 года.

В самих здравницах настрой пока более позитивный. Управляющий акционер «Лаго-Наки*» Татьяна Мамонтова отмечает, что ее заведению, скорее всего, не придется сокращать персонал: объект сконцентрировался на лечебных программах, спрос на которые остался высоким. Гендиректор санатория «Заполярье» Сергей Меренков поясняет, что объект с нового года выводит часть функций (кадровое делопроизводство, бухгалтерская отчетность, IT-сопровождение) на аутсорсинг.

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.