Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Выявление взяточников и сомнительных сделок. Изнанка ювелирного бизнеса

«Мы должны выявлять потенциальных террористов, коррупционеров и людей, причастных к обналичиванию. Это звучит как бред сумасшедшего, но это то, с чем мы вынуждены работать», — Дина Кропачева, Цаzki.

До того как прийти в ювелирный бизнес, Дина Кропачева 10 лет занималась продажами в компании Henkel в Уральском регионе. Четыре года назад супруг, владелец ювелирного магазина и производства в Шадринске (Курганская область) под брендом «Карат-К» Владимир Кропачев предложил ей взять на себя продажи и открыть магазин в Екатеринбурге.

Мне казалось, какая разница: шампуни я продаю или украшения? Я подозреваю, что так рассуждают многие продажники и думают, что поменять сферу очень легко. Когда я согласилась, даже не представляла всех сложностей и совершала ошибку за ошибкой, — вспоминает Дина.

В результате она оставила классические золотые украшения под брендом «Карат-К» для оптовых продаж в магазины по всей стране и запустила производство «нескучной ювелирки» из серебра под брендом Цаzki. О том, какие вложения оказались бесполезными, как ювелирный магазин обязан искать террористов и коррупционеров и на какие грабли она сама наступала, Дина Кропачева, основатель бренда Цаzki и директор одноименного магазина, рассказала DK.RU.

Дина Кропачева

Дина Кропачева, основатель бренда Цаzki:

— Моя первая ошибка была в том, что я перенесла алгоритм открытия магазина с маленького города в другом регионе на Екатеринбург. Я полностью скопировала ассортимент, систему работы и мотивации персонала. Мне казалось, если они работают успешно 15 лет, достаточно сделать мини-версию в другом городе. Но это в корне неправильно.

Изначально наша специализация — это золото, классические украшения, которые я называю «ай-нанэ-нанэ»: с камнями, солидные, очень взрослые, так называемые «калачи» и «самовары». Весь этот ассортимент мы оптом продаем в магазины по всей России — от Владивостока до Калининграда. Это до сих пор очень востребовано, хорошо продается и покупается.

Золото продается под брендом «Карат-К», изначально магазин в Екатеринбурге тоже открывался под таким названием. Мы скопировали все, включая входную группу магазина в Шадринске, логотип и название.

В сентябре 2017 г. мы арендовали помещение на ул. Татищева в Екатеринбурге, оно принадлежало человеку, у которого была сеть магазинов-ломбардов по городу. И здесь тоже был ломбард. Открыли магазин и полгода я билась как рыба об лед, не понимая, что происходит и почему нет той прибыли, на которую я рассчитывала.

Магазин в Екатеринбурге

Моя изначальная ошибка с ассортиментом и методами работы сыграла злую шутку: у нас была не та целевая аудитория, которую мы хотели видеть, низкая проходимость, большой товарный остаток в виде классических золотых украшений. Прибыли как таковой не было, мы существовали на грани и еле сводили концы с концами.

Очень много денег было потеряно, потому что не было грамотного маркетолога. Instagram тогда у нас не было, и я не знала, куда кинуться, чтобы найти тех, кому продавать золотые цепи с крестами и знаками зодиака. Из самых дурацких примеров: у меня была идея рекламироваться в подъездах соседних домов, на остановках, в трамваях. Это был бред, который стоил недешево: порой в месяц так «сливалось» по 40 тыс. руб. Сейчас такая же сумма, вложенная в Instagram, принесет в 10 раз больше. Если бы я начинала заново, я бы сразу вложилась в грамотного специалиста или агентство, которое все просчитает — от целевой аудитории до визуала бренда, чтобы мы не меняли название (сначала «Карат-К», потом — Цаzki) не переделывали входную группу и не объясняли людям, куда делся магазин с прежней вывеской. Мы столько потеряли времени и денег на неэффективные действия, потому что изначально допустили эту ошибку.

Ключевое открытие я для себя сделала, когда посмотрела на ассортимент в магазине и спросила себя: а я сама это надену? И ответила категорично: нет. Я носила необычные украшения и очень много работала в зале. Покупатели спрашивали, можно ли купить у нас такие же серьги или подвески, а их у нас в продаже не было. Это подтолкнуло к тому, чтобы искать необычный ассортимент, и спустя примерно полгода я поняла, куда двигаться.

Первым делом в магазине в Екатеринбурге мы сузили ассортимент: убрали кресты, цепи, знаки зодиака, часы с драгоценными камнями. Потом я приняла решение, что мы убираем золото (весь товарный остаток отправили в магазин в Шадринске) и продаем только серебро — ищем локальных производителей с аутентичным ассортиментом и запускаем собственную линию украшений. В 2018 г. мы придумали бренд Цаzki, который описали как «нескучная ювелирка», поменяли название магазина и выкупили помещение. Оно обошлось в 9 млн руб., для этого пришлось взять коммерческую ипотеку.

Украшения собственного производства

Я не ювелир и не дизайнер. Но идеи, что именно хотелось бы продавать, переполняли: что-то я привозила из путешествий, что-то подсказывали покупатели, которые присылали фото и хотели купить подобное. Часть собственного производства в Шадринске мы перепрофилировали на серебро. Мастера остались те же, но нам пришлось докупить оборудование, увеличить штат и в карантин мы не уволили ни одного человека — производство было загружено и пришлось даже переехать в помещение большей площади. После всех этих действий к нам потянулись люди, которые ищут необычные и нескучные украшения. Те, кто ходил за крестами и знаками зодиака, отсеялись, и начала формироваться наша целевая аудитория.

Брошь-шатлен

Идея переосмыслить брошь-шатлен 19 века родилась у Дины Кропачевой после курса об истории украшений

Затем я приняла волевое решение работать только с российскими производителями украшений. Мы отказались от импорта, потому что, во-первых, ассортимент нестабильный. А мы пришли к тому, что если заказываем украшение, то нам один артикул нужен в количестве 10-20 штук, закончилось — добавляем. А иностранцы если закупили партию, не знают, будет ли еще и в каком виде. Во-вторых, нестабильные цены из-за колебаний курса валюты, и в-третьих, нестабильное качество. Хотя у иностранных брендов очень интересный дизайн, отличный от российского. Но и в нашей стране много интересных локальных брендов, география разная — Кострома — ювелирная столица России, интересные поставщики из Санкт-Петербурга, из Нижнего Новгорода, Ярославля, Калининграда. Находим мы их на выставках. Традиционно проходят три глобальные выставки: сентябрь и май — Москва, февраль — Санкт-Петербург.

Украшения российских производителей

У нас семейный бизнес. Мы как цыгане — у нас много детей, совместных и от первых браков, но мы все вместе дружим и работаем. Дочери помогают с продвижением и идеями для дизайна украшений. Мой супруг решает стратегические вопросы. Он в ювелирном бизнесе 20 лет и подостыл к этому направлению: еще в 90-е привозил золотые украшения из Турции и продавал в первом магазине в Шадринске. Потом ужесточились законы с импортной продукцией, и было принято решение делать украшения самим. Сначала это было кустарное производство на коленке в гараже. Потом оно выросло в большое производство с импортным оборудованием, европейскими расходниками и штатом ювелиров.

Дочери

С развитием ювелирного бизнеса помогают дочери Каролина и Камилла

Переносить производство в Екатеринбург не планируем — найти мастеров очень сложно. Это ремесло, навык передается от мастера к ученику — ювелиром за два года не стать. В Екатеринбурге мастера перемещаются с места на место, а Шадринск — город небольшой и сотрудники к нам очень лояльны. Люди если приходят, то остаются надолго, потому что и условия достойные, и интересно.

В пандемию спрос на украшения вырос. Люди хотели порадовать себя и отправляли украшения в подарок, когда не могли поздравить человека лично. Когда мы вынуждены были закрыть магазин, весь товарный остаток в чемоданах увезли домой. Одна комната была забита украшениями, стоял компьютер, касса, и мы продавали из дома. Самое любопытное, что я думала, что наш случай уникальный. Но потом поехала на выставку в Москву, разговорилась с коллегами из других городов. И оказалось, что многие делали то же самое. Владелица магазина в одном из северных городов на своем Porsche Cayenne делала доставку, на втором этаже в доме у нее была комната для украшений. Все получилось у тех, кто не растерялся и не сложил лапки.

Сейчас главная проблема в том, что с пандемией очень сильно выросла цена на серебро и сопутствующие материалы — в частности, родий, которым покрывают украшения, чтобы они не темнели. Если посмотреть биржевые графики, цена на родий как взлетела, так и продолжает расти. Раствор родия итальянского происхождения в феврале прошлого года стоил 26 тыс. руб. за бутылку. Последняя накладная, которую я видела — 136 тыс. руб. за такой же объем. Кроме родия, мы еще используем позолоту, но она не так выросла в цене. Плюс сам металл подорожал. В связи с этим цена на все изделия поднялась у всех поставщиков, включая нас — нам пришлось увеличить ее на 60%. В последнее время мы вынуждены регулировать цены за счет своей прибыли.

Динамика производства

Инфографика: Дарья Межецкая, DK.RU

Многие думают — берете вы старые колечки и переплавляете. Так делать нельзя. Чтобы купить старые колечки, нужно свидетельство пробирной инспекции, специальные налоговые ОКВЭДы, говорящие о том, что мы имеем право принимать у населения драгоценные металлы. Если посмотреть на весь путь, то он выглядит так: магазин принимает изделия (они называются лом), лом сдается в государственные предприятия, которые занимаются аффинированием. Там из него для нас делаются гранулы чистоты 999 пробы, мы работаем только с ней — переводим в 585 для золота или 925 для серебра. Просто так взять и переплавить драгметалл — уголовно наказуемо. Мы работаем только с чистотой. Еще ее можно купить в банках.

Вы не представляете, сколько всего должен делать ювелирный магазин. Например, выявлять потенциальных террористов, коррупционеров и людей, причастных к обналичиванию средств. Если к нам приходит человек, который купил украшений больше, чем на 90 тыс. руб. по безналу, мы должны обязать его заполнить анкету, взять паспортные данные и выяснить, не является ли он публичной личностью (к примеру, депутатом), есть ли у него родственники на таких должностях. Думаю, в здравом уме человек, даже если и преследует какую-то преступную цель, нам об этом не расскажет. Но мы эту информацию обязаны собрать. Поэтому в каждой организации, которая занимается драгоценными металлами, есть отдельная штатная единица — сотрудник, который занимается финмониторингом. У него должно быть высшее юридическое или экономическое образование.

Если покупатель вызывает сомнения, нам нужно загрузить данные о нем в специальный реестр и сообщить в Росфинмониторинг, что у нас была подозрительная сделка. Во время проверки мы обязаны показать этой организации, что у нас есть актуальная информация о списках террористов — мы должны сверять паспортные данные в случае таких покупок.

Когда это рассказываешь, это звучит как бред сумасшедшего, но это то, с чем мы вынуждены работать.

Когда в ассортименте было золото, у нас случалось несколько дорогостоящих покупок. Мы заполняли анкеты. Но покупателю же сложно объяснить, зачем ему нужно это делать — он может развернуться и уйти. А если учесть, что к нам раньше любили заходить, к примеру, цыгане, чтобы разом купить украшения на свадьбу, или люди, которые плохо говорят по-русски, это было непросто. Я с трудом представляю, каково брендам, продукция которых в принципе не стоит меньше 90 тыс. руб. за штуку.

Помимо налоговой и других организаций нас сильно контролирует пробирная инспекция. Периодически проводятся плановые и внеплановые проверки. Инспекторы приходят, могут взять с витрины любое изделие, проверить наличие пробы, клейма и, не дай бог, циферка затерта. Это же оборот драгоценных металлов — нарушения караются штрафами в сотни тысяч рублей.

Магазин в Екатеринбурге

У нас еженедельно спрашивают то про франшизу, то про опт, но, во-первых, мы еще не нарастили такой объем серебряных украшений, чтобы даже собственные потребности обеспечить. А во-вторых, мне бы не хотелось размывать бренд. Я вижу массу перспектив продаж в розницу, через развитие дополнительных каналов продаж — сейчас мы доделываем сайт. За прошлый год мы сильно отстроились в части ассортимента от других ювелирных магазинов — они не рискуют брать подобные украшения. Но в Instagram уже есть страницы, которые пытаются нас копировать.

Когда я работала со Schwarzkopf, у них был слоган «Страсть к волосам». В моем случае — страсть к украшениям. Я считаю, что могу себе позволить такую роскошь, как продавать то, что мне нравится, и эта искренность чувствуется. Можно было бы вложить раз в десять больше, но это был бы некий мой досуг: приехал — сфотографировался — выложил в Instagram — уехал. Но у меня по-другому: это не хобби для жены бизнесмена, а реальный прибыльный бизнес. За 2020 г. магазин в Екатеринбурге по объему прибыли вырос в два раза по сравнению с 2019 г. И останавливаться нельзя. Люди в больших городах избалованы в части сервиса, нужно соответствовать ожиданиям покупателей. Остановишься — как минимум расти перестанешь, как максимум — сдуешься и тебя затопчут конкуренты.

Фото: Анна Хлебникова, DK.RU и из архива Дины Кропачевой

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.