Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Кем быть через 20 лет? Почему нынешние атласы профессий и советы экспертов бессмысленны

Определиться с будущей профессией сегодня непросто. Конечно, есть списки новых специальностей, но чаще всего они не имеют ничего общего с потенциально реальным будущим. Мешают и установки семьи.

Профессия — одна из основ социальной идентичности человека. Сейчас границы профессий размываются, карьерные траектории становятся все менее линейными, но профессиональная идентификация остается для людей крайне важной. О том, какие трудности ждут сегодняшнюю молодежь в момент выбора профессии, о том, на что обращать внимание, а какие данные просто игнорировать, IQ.HSE рассказала Вера Мальцева, к.э.н., научный сотрудник Института образования, участница Программы привлечения российских постдоков в НИУ ВШЭ. Главное из колонки — в материале DK.RU.

На выбор профессии влияет доступная для принятия решения информация. Казалось бы, что может быть проще — цифровой мир сделал информацию доступной всем и в любое время. Можно заглянуть в популярные атласы и списки перспективных профессий или на сайт агрегаторов вакансий — и остается только выбрать интересующее занятие и запланировать образовательный маршрут. Однако в реальности выбор профессии не так прост.

Есть два осложняющих обстоятельства: неполнота информации о перспективах профессий и неравенство в доступе к информации. Выбирать профессию приходится из ограниченного списка, сформированного под воздействием социально-экономических характеристик семьи, не обладая полной информацией о перспективах рынка труда и сути других профессий.

Почему существующие прогнозы профессий — плохие советчики?

Информация о профессиях, которые будут актуальны завтра, крайне неоднородна и неоднозначна ввиду методологических особенностей составления прогнозов. Может показаться, что все это — избыточные, технические детали, которые напрямую не сказываются на выборе родителей и школьников, но прогнозы формируют информационный фон для принятия решения и влияют на понимание актуальной карьерной иерархии.

В большинстве источников метрикой «перспективности» профессии выступает темп создания новых рабочих мест.

Прогнозы призваны дать ответ на вопрос «смогу ли я найти работу по этой профессии через n-лет?». Однако часто лишь агрегированно (не принимая в расчёт, где вы живете), что в ряде случаев сводит к нулю полезность подобных справочников. Также существующие прогнозы упускают другие важные характеристики профессии: заработок, место в карьерной иерархии, престиж профессии, перспективы карьерного развития.

Есть два угла зрения на перспективные профессии — из условного «сейчас» и из «будущего». В первом случае перспективная профессия выступает синонимом востребованной в настоящий момент на рынке труда. Во втором подходе перспективная профессия приравнивается к профессии будущего, то есть той, которая на национальном рынке еще не представлена или только появляется. При этом есть основания полагать, что эти профессии будут развиваться в будущем, так как это соответствует мировым тенденциям, в том числе отраслевым прогнозам.

Если избрана трактовка перспективной профессии как профессии будущего, то в этом случае применяется экстраполяция мировых трендов или технология форсайт-прогнозирования. Если сравнить списки профессий из источников, использующих одну трактовку перспективной профессии, но разные методики выявления, то все равно удается обнаружить лишь единичные пересечения.

Но и эти нестыковки — лишь верхушка айсберга. Существующие прогнозы измеряют лишь то, что измеримо — для чего есть устоявшаяся и надёжная метрика. Это приводит к тому, что в списках и прогнозах можно не обнаружить профессии и виды занятий, которые появились недавно и еще не устоялись.

Тенденции последних десятилетий, когда креативность стала стимулироваться быстрой монетизацией, а рутинный труд стремительно утрачивает привлекательность, ускорили развитие неформальной занятости, фриланса, различных форматов креативной занятости и предпринимательства. Многие из этих видов занятости пока не отражены в классификаторах профессий, а значит не могут быть подвергнуты стандартному прогнозированию занятости, и во многом остаются невидимыми, «не-валидизированными» для выбора.

Читайте также: «Зачем нам такая математика?». Почему нынешнее образование ведет к тотальной безработице

Неодинаковый доступ к информированному выбору профессии

Доступ к информации неодинаков, и во многом это вопрос социально-экономического неравенства. Для ознакомления с результатами прогнозов рынка труда и профессий необходим определенный уровень когнитивных навыков, а также цифровой грамотности. Это означает, что для выходцев из семей с невысоким уровнем образования и социально-экономическим статусом доступ к такой информации ограничен. 

Кроме того, рациональность выбора школьника и его родителей ограничена так называемым «символическим горизонтом». Эти границы определяются социальным и культурным капиталом, что в конечном счёте означает: «выбираю из того, что вижу вокруг и считаю приемлемым для себя».

Российские и международные исследования подтверждают — на образовательные амбиции школьников (после школы в колледж или в вуз, в селективный или неселективный вуз) влияет не столько успеваемость, сколько социально-экономический статус семьи, который сказывается на восприятии личной «планки» и горизонта перспектив. Это неравенство транслируется и в выбираемые профессии.

Как тогда выбирать?

В контексте этих ограничений опора лишь на прогнозы и списки перспективных профессий не выглядит лучшей стратегией. С одной стороны, велика вероятность, что в этих списках просто не найдется интересующей профессии и сферы занятия, что не отменяет ее «перспективность» с иных позиций. С другой стороны, прицельно выбрав профессию из множащихся списков профессий будущего, можно оказаться в ловушке краткосрочного тренда или ошибок прогнозирования.

Поэтому при выборе «куда и на кого идти учиться» важно ориентироваться прежде всего на свои интересы и склонности, и здесь могут быть полезны профессиональные пробы и поиск ролевых моделей в интересующей области. Также важно учитывать, что будущий карьерный успех и заработки зависят не только от выбранной специальности, но и от среды обучения («качества» вуза и его студентов), социального и культурного капитала семьи и других факторов, которые не имеют отношения к выбранной профессии.

Ранее на DK.RU: Ученые и руководители промышленных предприятий рассказали про профессии будущего

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.