Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

«Вы хотите помогать или нравиться? Второе приятнее в моменте, но в первом есть смысл»

Люди хотят, чтобы им сказали, что любую проблему можно легко и быстро решить. Проблема в том, что часто это ложь. А того, кто говорит, что путь будет сложным и долгим, не любят, никто и нигде.

Алена Владимирская, один из известных HR-специалистов России, создатель «Антирабства», пишет в своем блоге в Facebook: 

— Неважно, хантишь ли ты или занимаешься карьерным консалтом, обязательно встанет вопрос: помогать или нравиться?

Люди приходят с надеждами. Честно скажем, порой довольно неоправданными. Вот, например, до сих пор помню клиента, который требовал неустойку за то, что мы сказали: «Ты не можешь быть топом в Газпроме». До этого он работал инженером в маленьком региональном телекоме.

Любой консалтер внутренне хочет нравиться. Чтоб цветочки присылали, чтоб выкладывать скриншоты переписки с восторженными смсками, чтоб хвалебных отзывов миллиард .

Но вся беда в том, что это не про помогать. Знаете, кто хвалит и любит больше всего? Ну ровно те, у кого неоправданные надежды, и ты в них «вписался». Например, человек год не может найти работу, приходит к тебе и ты такой: «Да, сейчас за месяц все выправим!». Или полгода уже ищут спеца и никак, а ты опять: «Все сейчас будет ок». Вот ровно в этих ситуациях первые месяцы хвалят очень.

Проблема в том, что вокруг тебя не идиоты. И сколько бы ты резюме такому человеку ни правил, не берут его на работу из-за какой-то другой причины. Которую ты пока не раскопал. А когда раскопаешь (например, плохая профессиональная репутация), ты выяснишь, что исправлять ее долго и сложно. И, вероятнее всего, человек и не очень хочет, он хочет магии. А она, конечно, бывает, но крайне редко.

Означает ли это, что карьерный консалт и проблемный хантинг бессмысленны? Нет, конечно, ровно наоборот. Без него чаще всего клиентам из создавшейся у них ситуации не выпутаться вообще. Но это одновременно означает, что консультант должен перестать хотеть нравиться, а должен начать помогать.

Что это значит?

1. Помнить, что «сейчас мы быстренько исправим резюме и все зацветет» чаще всего неправда и не работает. Точнее работает только в 2-5% ситуаций.

2. Перед тем, как давать комментарий по срокам решения проблемы, внимательно ее раскопать, от первого общения до «диагноза» бывает нужна неделя, за которую нужно бережно и конфиденциально выяснить все о кандидате.

3. Быть экспертом в индустрии или привлекать экспертов, чтобы грамотно оценили профессиональный уровень кандидата — «взрослых» не покупают только за харизму и желание. Их покупают за успешный опыт, а реальную успешность надо уметь оценить на старте.

4. Не бояться сказать неприятное в лицо. Например: у вас низкий профессиональный уровень; ваши навыки устарели; рынок считает вашу профрепутацию отвратительной и т.д. Выслушать в ответ кучу обид и, главное, уметь доказать, что то, что вы говорите, — правда.

5. Знать, как это лечить и иметь подтверждающую базу: если надо падать по деньгам или позиции, то приложить достоверное исследование того, насколько, а не тыкать пальцем в небо; если про доучиться, то знать, где действительно учат и т.д.

6. Построить систему взаимной ответственности. Не оставлять человека без рычагов изменений и исправлений, четко их объясняя, но и не давая переложить ответственность на себя — невозможно решить карьерные задачи человека без активной работы самого человека.

7. Уметь отстаивать свою позицию, уметь говорить: «Я не возьмусь за это» (и когда задача нерешаема, и когда ваших компетенций не хватает, и когда лично не хотите).

Помогать — это последовательность действий: сказать правду; вместе зафиксировать цель; обозначить взаимно зоны ответственности; затем помогать человеку к этой цели дойти.

Нравиться — это принять любую цель человека на веру, дать надежду, что она быстро и просто реализуется, разрешить переложить на себя полную ответственность и потом какое-то время питать человека этими надеждами.

Второе в моменте проще и приятнее. Но заканчивается ничем. Первое часто болезненно и иногда даже конфликтно в начале. Заканчивается ключевыми изменениями в жизни человека.

Читайте также: «Вы же взрослые люди, умеете считать. Поймите, карьерные марафоны — всегда разводилово»

Самое читаемое
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
  • Минобрнауки сообщило, сколько баллов ЕГЭ необходимо набрать для поступления в вузыМинобрнауки сообщило, сколько баллов ЕГЭ необходимо набрать для поступления в вузы
  • Запускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афишеЗапускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афише
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.