Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Дорого? Не дороже Универсиады!». Бизнесмен о том, как избавиться от пыли и грязи в городе

«Мы не пьем воду из-под крана, а купая в ней детей, на всякий случай добавляем туда марганцовку. Смирились, что река в городе грязная. В год вдыхаем 53 кг пыли от дорог».

Владелец «Талицких молочных ферм» Юрий Окунев периодически попадает в информповестку со своими инициативами по решению общественных проблем. Он делал в Екатеринбурге образцовые газоны совместно с лидером группы «Чайф» Владимиром Шахриным (вместе они учредили общественный фонд «Город может»), которые приводил в пример известный урбанист-блогер Илья Варламов*. Пытался превратить целую улицу в европейскую, а сейчас хочет сделать весь город чище. В 2020 г. предприниматель получил премию издания «Деловой квартал» «Человек года» в номинации «Трансформация бизнеса. Производственные и сбытовые предприятия».

В колонке на DK.RU Юрий Окунев выделил три основные проблемы, которые портят жизнь екатеринбуржцев, и решить которые, уверен он, под силу каждому из нас. Это техническая вода, которая течет из водопроводных кранов, грязная река Исеть и грязь на дорогах. 

Юрий Окунев— Сразу поясню: все, что я делаю, я делаю не ради пиара и не для того, чтобы стать депутатом. Мы все живем в одном городе, ходим и ездим по одним улицам, дышим одним воздухом, и неважно, миллиардер ты или у тебя пять кредитов в микрофинансовых организациях. Есть три проблемы, которые наше поколение должно решить. И все из них, я уверен, нам под силу.

Первая — это вода в наших кранах. Она техническая, ее нельзя пить, и, купая в ней наших детей, мы на всякий случай добавляем туда марганцовку, что выглядит для 21 века абсолютным нонсенсом. Мы так к этому привыкли, что уже не обращаем на это внимание, а между тем эту проблему можно решить, поставив новое оборудование на фильтровальной станции и поменяв, где необходимо, водоводы. Дорого? Не дороже Универсиады. Зато представьте, какой эффект! Моясь под душем, ты можешь сразу попить из него воды.

Мой сын раньше жил в Праге, все пражане пьют воду из-под крана. И пражский Водоканал на спор показывает, что качество воды из-под крана лучше любой бутилированной. Есть современные технологии, которые и нашу воду могут сделать такой же чистой. Это простой инженерный вопрос — поставить нормальную фильтровальную станцию, кое-где поменять водоводы и сделать питьевую воду.

Вторая проблема — это наша река Исеть, выше нас на ней нет никого и ничего, ни городов, ни заводов, поэтому основным источником загрязнения является наш город, то есть мы с вами. Мы так привыкли к тому, что она грязная, что просто смирились с этим фактом. Мы не ловим там рыбу, а если ловим, то сразу выбрасываем. Мы не купаемся там или стараемся этого не делать.

река Исеть

Между тем очистить реку технической проблемы не составляет: надо исключить попадания грязных стоков с фильтровальной станции и поставить на каждый сток ливневой канализации локальные очистные, всего их около пятидесяти. Дорого? Ответ вы уже знаете. Это был бы отличный подарок к 300-летию Екатеринбурга, и мы бы оставили следующим поколениям чистую реку. По-моему, сейчас это гораздо важнее раздельного сбора мусора. И точно более эффективно для экологии.

Третья проблема — это наша любимая грязь. Она стала центром моего внимания несколько лет назад. Сначала я думал, что проблема грязи в городе связана с устройством газонов, и даже пытался решить этот вопрос, заставив муниципальные службы делать качественные газоны вдоль проезжих улиц. Но потом понял, что главная причина наличия пыли и грязи на улицах города — это использование автолюбителями шипованной резины. Это стало для меня полным откровением. И это проблема, с которой надо срочно бороться.

Автомобиль

Шипованная резина используется с 1960-х годов. Но никто и никогда ни в СССР, ни в России не поднимал вопрос и не проводил исследования, как использование шипованной резины влияет на здоровье людей и почему это опасно для жизни. Тогда как другие страны со схожим климатом, например, Япония и Норвегия, были озадачены этой проблемой давно, и уже с 1970-х годов начали вводить ограничения и запреты на шипы. Для меня это стало шоком. И мы заказали собственное исследование.

В 2019 г. ученые из Института промышленной экологии Уральского отделения Российской академии наук проводили исследование грязевых отложений в Екатеринбурге. Они подсчитали, что на одного человека в год приходится 53 кг пыли. В ее составе высока концентрация таких элементов как хром, магний, никель, алюминий, вольфрам. Ученые даже нашли частицы радиоактивного элемента цезия-137. Попав в легкие, эти вещества приводят к нарушению систем дыхания и кровообращения, влияют на респираторный тракт и другие органы. Поэтому чем грязнее город и чем больше в нем пыли, тем это вреднее для человека.

Автомобили во дворе

Я встречался с авторами этого исследования и спросил, как они его проводили. Мне ответили, что замеряли состав воздуха в разных районах города, раскладывали его по молекулам, брали пыль и грязь с дорог и исследовали состав. «А к каким выводам вы пришли?» — спрашивал я. «Выводы — это не к нам, — ответили мне. — Мы — ученые, мы можем сказать, что это такое». Так откуда берется пыль? Промышленные выбросы, говорят они, шипы, эрозия почвы.

К каким выводам мы пришли в нашем исследовании? Большинство шипов сделаны из карбида вольфрама — это очень твердый сплав вольфрама и углерода. По шкале твердости Мооса его твердость 9,5, как у наждачной бумаги, тверже — только алмаз, его показатель — 10. У асфальта твердость — 1,5-2, он всегда проиграет шипу в этом соревновании, значит, ВСЕГДА, когда вы едете на шипах, вы, как наждачной бумагой, стачиваете верхний слой, а если едете медленнее 40-50 км/ч, то зачастую еще и вырываете щебеночный камень из полотна.

Автомобили на трассе

Много ли вы сточите? Очень много: за каждый километр — 24 грамма. Это значит, что каждый автолюбитель на шипах может наполнить четыре мешка пылью за сезон.

Вся эта мелкая асфальтовая пыль смешивается со снегом и при таянии, вызванном температурой или реагентами, превращается в ту серую грязь, к которой мы так привыкли. А если погода сухая и холодная, то вся эта пыль останется на обочине и в наших легких.

Наши легкие — это фильтр. И если регулярно дышать пылью, этот фильтр забьется, что приведет к необратимым последствиям. По данным Роспотребнадзора, которые приводятся в нашем исследовании, к основным загрязнителям в Свердловской области относятся взвешенные частицы РМ10 и РМ2.5, которые образуются от соприкосновения шипованной резины с дорожным покрытием. Из-за воздействия этих частиц на организм человека Роспотребнадзор прогнозирует в регионе 3554 случая смерти ежегодно.

Как решить эту проблему? Японцы и немцы, самые аккуратные нации, запретили шипы: немцы в 1975 г., японцы в 1990 г. В Норвегии процент шипованных колес приближается к нулю, хотя в начале века было около 10%. Когда норвежцы в 2000-х делали исследование, 80% частиц в воздухе больше микрона у них было из-за шипов. При этом на шипованной резине у них ездило 10%. Исключением является Финляндия, где процент шипованной резины схож с нашим (около 80%), но там выпадает гораздо больше снега, и они приняли решение не чистить дорогу до асфальта, оставляя на ней снеговой наст. Но даже в Финляндии процент использования шипованной резины снижается, во многом из-за экологических факторов.

Автомобили

В Екатеринбурге 80% автовладельцев ездит на шипах. Их вклад в экологию схож с тем, как если бы они выбрасывали мусор из окна, оставляли мешки с отходам у урны (встречали таких?) или не убирали бы за своей собакой. На этом фоне 20% тех, кто шипами не пользуется, остаются незамеченными.

Чтобы исправить эту ситуацию, можно идти по пути запретов — вспомните, как было с курением в ресторанах. Возможно, так можно сделать и с шипами: если вы покупаете нешипованную резину, государство дает вам дотацию, а при покупке шипованной — платите акциз. Но я верю в людей и считаю, что это можно сделать силой убеждения. И меня очень расстраивает, когда люди не понимают важности проблемы. У нас за зиму около 40 раз объявляли штормовое предупреждение из-за повышенного содержания опасных частиц в воздухе. Это отнимает годы жизни у каждого жителя нашего города —  у тебя, твоих детей и всех, кто тебя окружает.

Все эти вопросы я буду обсуждать с мэром Екатеринбурга Алексеем Орловым, губернатором Евгением Куйвашевым и стремиться к тому, чтобы для них это была тема номер один. Чтобы, допустим, все автомобили администрации города и области ездили на нешипованной резине. И власти говорили бы: «Ребята, не надо ездить на шипах». Я сам 20 лет езжу на нешипованной резине, езжу везде: в городе, за городом, в деревнях, в поселках, — никогда не было аварий, всегда фрикционная резина хорошо проявляла себя. Есть исследования, которые показывают рост числа ДТП после перехода на нешипованную резину, но этот рост составляет от 2 до 8% — небольшая плата за чистые легкие наших детей.

Возьмите ответственность на себя: смените шипы на «липучки» или просто чаще ходите пешком, не мусорьте, информируйте ответственных лиц, если вас не устраивает качество оказываемых услуг, и вскоре вы увидите, как город меняется в лучшую сторону. Каждый сам определяет, что он будет или не будет делать, чтобы изменить ситуацию в городе.

Обсудить

Фото: Анна Хлебникова, DK.RU

 

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.