Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Молодежь хочет работать доставщиками, у них своя субкультура. А в ЖКХ никто не хочет»

«Есть сектора, в которых всегда не хватает кадров и которые являются вотчиной соискателя, например, ИТ. В массовых профессиях работодатель всегда диктовал условия, так и осталось».

Конец 2020 г. и начало 2021-го отметились небывалым дефицитом кадров во многих отраслях: с восстановлением экономики и снятием коронавирусных ограничений деловая активность растет. При этом нанимать людей стало сложнее и дороже: одни соискатели распробовали удаленную занятость и уже не готовы получать зарплату, которую им готовы платить при работе в другом городе, другие пользуются случаем и увеличивают зарплатные ожидания.

В массовых сегментах в целом бал по-прежнему правит работодатель, а не соискатели, говорит Артем Кумпель, управляющий директор «Авито Работа» — представительство этого сервиса недавно открылось в Екатеринбурге. В интервью DK.RU он рассказал, как изменились зарплаты «синих воротничков» — представителей рабочего класса, как помогать делать резюме тем, кто не умеет и не хочет этим заниматься и как облегчить труд рекрутеров при помощи моделей машинного обучения. 

С конца 2020 г. многие работодатели жалуются на нехватку кадров, как высококвалифицированных, так и нет. Как видите ситуацию вы? 

— Рынок труда является отражением происходящего в экономике. Нехватку кадров вызвали три основных фактора. Во-первых, дефицит работников из стран СНГ, которые весной уехали из России и в большинстве своем не смогли вернуться. Второй фактор: население России стареет и сокращается, следовательно, количество трудоспособного населения падает. Третий: в период кризиса люди не очень быстро перестраивались с одной профессии на другую. У нас есть несколько отраслей, которые были довольно сильно затронуты пандемией: ивент-индустрия, туризм, общепит, фитнес и так далее. Люди сначала пытались найти работу там, где привыкли, к примеру, администратором фитнес-зала, а тогда это было сделать сложно. 

В дефиците претенденты на те вакансии, которые и раньше были «горячими» с точки зрения спроса: курьеры, работники склада, комплектовщики. Все это привело к тому, что конкуренция работодателей выросла, а количество соискателей — нет. Поэтому компании и жалуются, что им не хватает персонала. 

В Екатеринбурге дефицит был в следующих направлениях: такси, стройка, ЖКХ и медицина. Здесь есть и сезонные особенности, и отраслевые. Например, китайский агрегатор такси Didi переформатировал весь рынок в городах, куда он вошел. В Казани рынок перевернулся, потому что усилилась конкуренция из-за нового и крупного работодателя. 

На строительном рынке дефицит кадров тоже понятен: ипотека дешевая, растёт количество семей, которым нужна квартира и которые готовы ее купить по низким ставкам.

Как это повлияло на зарплаты соискателей?

— В массовом сегменте — несильно. Зарплаты выросли в пределах 10%, ненамного больше официальной инфляции. То есть нельзя сказать, что дефицит кадров привел к большому росту зарплат.

Есть сектора, в которых всегда не хватает кадров и которые всегда являются вотчиной соискателя, как ИТ. В массовых профессиях, где рынок совсем другой, как работодатель диктовал условия, так это и осталось. Думаю, значительных изменений в пользу соискателей и не будет: это вопрос не какого-то региона или определенной профессии, а в целом подхода рынка. 

«Молодежь хочет работать доставщиками, у них своя субкультура. А в ЖКХ никто не хочет» 1

Программист может искать работу несколько месяцев, у него зачастую есть подушка безопасности, он понимает, что востребован как специалист. Все это позволяет ему ставить выгодные для себя условия. 

У массового специалиста все перевернуто в другую сторону. Здесь большое количество людей, меняют работу достаточно часто и в связи с небольшим изменением оклада. Подушки безопасности нет — человек не может позволить себе искать работу дольше нескольких недель. Соответственно, никто не готов делать ему предложения с зарплатой выше рынка.

Люди не готовы тратить долгое время на поиски, потому что у них нет уверенности, что они найдут работу на других условиях. Это совершенно разные рынки.

Как ведет себя поколение Z в сегменте синих воротничков? Наверно, для них это менее престижное направление работы.

— Молодежь достаточно активно работает курьерами, в ресторанах и всем, что связано с HoReCa. Нет такого, что они не идут работать в массовые профессии. Их особенность в том, что на такой должности ты можешь заработать свои первые деньги очень быстро, а не через месяц. Это формат дополнительного, комфортного заработка без привязки к пятидневному графику. Понятно, что молодые люди не хотят идти работать в ЖКХ.

Сформировалась модная ниша профессий — это желтые, зеленые и другие курьеры популярных агрегаторов-доставщиков, которых мы видим на улицах в огромном количестве. У них своя субкультура, кроме того, профессия цифровизирована, рабочий процесс выстроен так, что человек принимает заказы через телефон, которым пользуется постоянно и так, — все достаточно комфортно.  

На рынке подбора большая проблема — низкое качество коммуникаций соискателей и эйчаров. Соискатели жалуются, что им присылают нерелевантные вакансии. Какие инструменты вы используете или хотите использовать, чтобы справляться с этой проблемой? 

— В чем наше отличие от конкурентов с точки зрения соискателя? Мы очень хорошо умеем работать с массовыми профессиями, понимаем, как создавать резюме для их представителей, которые этого не умеют и никогда этим не занимались. У нас есть ассистент Авито, который помогает создавать резюме: он задает простые вопросы, которые меняются в зависимости от профессии, а из ответов мы собираем вполне адекватное резюме «синего воротничка». Коммуникацию мы максимально упрощаем, уводим в мессенджер. Но не закрываем ее: если человек хочет общаться с компанией напрямую, то может позвонить по телефону — прямые контакты работодателя видны в вакансии.

 
С точки зрения нашего присутствия в регионе мы хотим быть на связи с компаниями, которые работают здесь, чтобы их вопросы решались максимально быстро и адекватно. Чудес не бывает: ты не можешь, сидя в одном офисе, понимать специфику такой большой страны, как Россия. Поэтому присутствие в регионе означает, что он важен для нас. Прямой работы с соискателями пока что не будет — их портреты достаточно похожи во всех регионах, и у нас есть инструменты для всех.

Неумение, нежелание соискателей составлять свое резюме — несколько сторон одной проблемы. Начиная диалог с соискателем, мы спрашиваем через бота-ассистента, какую работу он хочет найти, какой у него опыт и так далее. А затем, исходя из того, что обсудили, можем предложить ему ряд определенных вакансий, и предлагаем посмотреть на резюме, которое получилось из его ответов. Мы не делаем сложный инструмент вроде теста из 300 вопросов или заполнения сложной формы, а максимально упрощаем.

Это автоматизированный инструмент, фактически большой набор моделей машинного обучения, работа которых зависит от профессии и ответов соискателя. Дальше собирается картина из ответов пользователя и его предыдущих действий. Мы можем определить местоположение кандидата и где ему удобнее будет работать, предложить срез по зарплате и так далее. 

Насколько точно работает такая модель?

— Мы видим количество успешных рекомендаций: то есть это не «50 на 50», точность формата близка к 80% и более.

Примерно 90% соискателей среди синих воротничков не умеют создавать резюме. Проблема не только в том, чтобы создать резюме, но и сделать его качественным. На резюме человека, который всю жизнь работал на стройке каменщиком, будет очень грустно смотреть, потому что чаще всего он не знает, как правильно оформить свой опыт и что вообще написать. Но если задавать ему правильные вопросы, чтобы выяснить конкретные навыки и уровень профессионализма, можно собрать нормальное резюме. Так рекрутер еще до диалога с самим соискателем будет понимать, какой перед ним кандидат.

Вы используете общую базу данных Авито в своей работе? 

— Короткий ответ — да. Это наша основная особенность. Все что-то продавали или покупали на Авито, смотрели квартиру в аренду. Мы используем эти данные в двух направлениях. Первое — благодаря им помогаем найти более релевантную работу. Например, если человек приехал в город и начал искать комнату, велика вероятность, что дальше он будет искать работу. Мы понимаем это на основе предыдущих действий, и точность достаточно высокая. Также, если женщина искала коляску или какие-то детские вещи, мы предложим ей посмотреть несколько вакансий удалённой подработки. 

Когда человек выполняет определенные действия, которые дают понять, что он ищет работу, но делает это не с помощью Авито, мы можем дать ему подсказку в виде пуш-уведомления, чтобы он использовал наш ресурс. 

Данные мы используем, но пока нельзя сказать, что собрали полноценную модель и понимаем со 100% точностью все действия человека. Поэтому мы продолжаем дорабатывать наши алгоритмы.

С точки зрения продукта соискатель использует Авито как поиск в двух вариантах: в формате поисковой строки и в формате рекомендаций, которые мы даем: через ассистента, с которым общался человек, либо через напоминания, так как видим, что человек еще не закрыл свои потребности.

Как вы собираетесь конкурировать с HeadHunter, который недавно купил проект Zarplata.ru? Rabota.ru тоже достаточно сильно представлена. Какие у вас цели, возможно, по доле рынка?

— Наша цель — чтобы максимальное количество людей понимали, что на Авито есть множество вакансий, и мы можем помочь найти работу очень быстро и на лучших для человека условиях. Для кого-то — это близость к дому, для кого-то — гибкий график, а для кого-то — зарплата, все люди разные. По доле рынка мы самый большой игрок на рынке массовых профессий, 50%+. Наша аудитория — больше 18 млн человек в месяц, у HeadHunter — чуть больше 20 млн, но они представлены во всех сегментах, а мы пока фокусируемся на нескольких сегментах, не на всех. Но долю рынка посчитать достаточно сложно, потому что рынок абсолютно закрытый, мы не видим настоящие обороты всех игроков — публичен только HeadHunter. И мы отрезаны от реального формата сделок: передали кандидата компании и дальше не знаем, вышел он на работу или нет. 

Но некоторые показатели можно посчитать: с прошлого года мы выросли, ежемесячная наша аудитория составляла 13 млн, а сейчас 18 млн, и мы растем быстрее любого другого игрока на рынке.

Еще многие жалуются, что модель найма через работные порталы «сломалась»: цены выросли, а люди не очень охотно пользуются такими сайтами.

— Мы не видим такого, что в массовых профессиях кандидаты все меньше используют работные сайты, наоборот, судя по возросшей активности и приросту аудитории, видим огромный потенциал.

Потому мы и не идем в сегмент белых воротничков — видим основной рост сейчас именно здесь, в «синих». Но я понимаю и сложности компаний. Мы ограничены и мало что можем сделать, когда всем одновременно нужны курьеры и комплектовщики, их просто неоткуда взять. Весной в разгар пандемии целенаправленно помогали компаниям нанимать курьеров, грузчиков, упаковщиков — всех тех, кто мог уменьшить проблемы с доставками. Но так как границы для иностранных рабочих официально закрыты, а количество трудового населения сильно ограничено, нанять достаточное количество работников бывает непросто.

Есть ли интерес узнать, что дальше происходит с кандидатами, после того как их передали компании? 

— Да, мы над этим работаем. Наши дальнейшие действия — максимально помочь компаниям работать с воронкой найма внутри, чтобы забирать у них все стандартные действия: провести массовые собеседования, довести кандидата, чтобы он ножками пришел к тебе в компанию — это огромный объем ручных действий, которые делают все эйчары и которые очень просты с точки зрения автоматизации в больших объемах. 

Мы хотим помочь компаниям, чтобы Aвито был не просто источником соискателей, а чтобы он был инструментом. Это не аутсорсинг, мы будем давать и лиды, и продукт — снимать с рекрутеров рутинную работу, которую они делают каждый день. Мы не хотим замещать собой рекрутеров, заходить внутрь компании и забирать какие-то процессы — это не наше. А хотим упрощать их активность, действия, которые они делают каждый день. Если вы посмотрите, сколько звонков совершает колл-центр любой большой компании — они реально сидят на телефоне 10 часов.

Как небольшим компаниям, которые не могут предложить такие привлекательные условия труда, как лидеры, сейчас конкурировать в борьбе за соискателей? 

— Малые компании — большая часть нашего бизнеса, более половины компаний малого бизнеса пользуются Авито для поиска сотрудников. Это может быть и кофейня, и ларек где-то в деревне. Понятно, что им сложно конкурировать за массовые позиции, но мы знаем, что и в крупных компаниях никто не будет переплачивать — потому что это массовые позиции, на пустующее место быстро придёт другой. Мы не видим таких особенностей, что люди идут работать бариста только в крупные сети. С точки зрения конкуренции все достаточно просто. Понятно, что небольшим компаниям сложнее, но в сегменте массовых профессий нет такого, как с крупными ИТ-компаниями, которые могут платить программистам на 30% больше, и ты с этим ничего не сделаешь. 

Мы не видим, чтобы огромное количество соискателей и компаний жаловалось на это. Для синего воротничка важно, чтобы зарплата приходила вовремя и в том размере, о котором вы договорились, а не 0,8 от него. Все понимают, что есть штрафы и ограничения, когда человек договорился на зарплату 30 тыс. руб., а потом получает 23 тыс., потому что что-то не сделал. У тех компаний, которые не прибегают к таким схемам, все достаточно неплохо. 

Есть также особенности некоторых низкооплачиваемых профессий: по всей России люди неохотно идут работать в сферу ЖКХ.

Какие у вас ожидания от этого года?

— От этого года мы ждем, что к осени улучшится эпидемиологическая ситуация и большая часть населения пройдет  вакцинацию. Офлайн-мероприятия только начинают оживать, а экономика еще не вернулась к тому состоянию, в котором была более года назад. Второе — что готовность нанимать людей с частично удаленной занятостью сохранится. Это хорошо влияет в целом на всю Россию и это тот формат, который удобен соискателям.

Обсудить

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.