Подписаться
Курс ЦБ на 16.12
79,44
93,22

«Если лидерами становятся люди, у которых нет идей — это печальная картина»

«Если определять стратегические цели некому, мы всегда будем опаздывать и героически бороться с трудностями, вместо того чтобы проактивно решать задачи. Должны быть люди, которым неймется».

Сергей Филонович, профессор, руководитель лаборатории управления креативностью НИУ ВШЭ — о том, как прокачать собственную креативность:

— Мнение, что креативность свойственна только гуманитариям, глубоко ошибочно. Креативность — генерация любого нового знания. И устоявшееся представление о том, как рождается новое знание, во многом неверно. В действительности оно рождается, когда человек фиксирует какой-то диссонанс и противоречие — в природе, обществе, поведении — и пытается этот диссонанс разрешить. Поэтому креативность нужна и в бизнесе, и в искусстве, и в науке.

Опровергнуть тезис о том, что наша генетика каким-то образом влияет на нашу креативность, думаю, невозможно. Мы должны допускать, что креативность частично связана с тем, кто были наши родители. Приведу личный пример: мой отец был известным военно-морским инженером, руководил строительством всего военно-морского флота Советского Союза, а мама была профессиональным искусствоведом, автором многих книг по искусству. Мы с сестрой воспитывались в смешанной среде точных наук и искусства. Креативность человека в большей степени определяет социальное влияние, образование — то, в какой школе вы учились, провоцировали вашу креативность учителя или убивали ее. К сожалению, чаще встречается вторая ситуация, когда детей заставляют тупо учить то, что написано в учебнике, и их наказывают, когда они отклоняются от текста.

Как стимулировать развитие креативности? Первое — надо воспитывать в людях чувствительность к парадоксам. Когда вы смотрите на вещи, люди реагируют на них по-разному, одни [восхищенно]: «Аааах!», другие [занудно]: «Нууу». Те, кто склонен к креативности, могут посмотреть на это с неожиданной точки зрения. В детях это можно поощрять, а можно наказывать.

Как настроить креативный процесс в компании? Только сейчас мы подошли к идее исследования, которое может привести к тому, что в этом направлении можно будет работать с бизнесом. Общая идея такова: креативность порождает новые продукты и бизнес-процессы и таким образом является основой конкурентоспособности любой компании. Рассчитывать на то, что в компанию придут генетически определенные креативщики — надежда слабая, таких людей просто мало.

Поэтому нужно развивать приемы креативности. Некоторые уже известны: чередование конвергентного и дивергентного мышления. Дивергентное мышление — это способ размышлять о вещи, расширяя область, с точки зрения которой ты рассматриваешь проблему. Конвергентное мышление, наоборот, позволяет сосредоточиться на каких-то деталях, углубляться без расширения.

Читайте также на DK.RU: Сергей Филонович: «Человек обречен на пожизненное образование»

Креативность в начале требует расширения взгляда на вещи, чтобы увеличивался выбор. Но когда выбор сделан и вам нужно довести что-то до конца, сделать что-то уникальное, то нужно конвергентное мышление — сосредоточиться на каком-то предмете.

Креативному мышлению очень помогает расширение образного ряда, которым вы оперируете в своих размышлениях. В этом отношении, думаю, мне в жизни повезло. Я занимался физикой, был экспериментатором и известным историком физики, далее занимался бизнесом, три года возглавлял американскую компанию в России, которая продвигала на наш рынок воздушную кукурузу. 44 года преподаю самые разные вещи: физику, социологию, менеджмент… Из-за этого образный ряд у меня очень широкий.

Одна моя коллега называла себя «идиоткой с побочными ассоциациями»: ей очень трудно читать книги, особенно хорошие, потому что у тебя возникают ассоциации, ты уходишь в мыслях куда-то в сторону и приходится перечитывать. Я тоже отношусь к этому разряду: у меня много всякого рода ассоциаций, и это помогает находить неординарные решения.

Когда ты проводишь стратегические сессии, то видно, настроены ли в компании креативные процессы. Например, собираются люди, даешь им конкретное бизнес-задание, делишь на две группы, они работают и презентуют придуманное. И видно, как размышляют, есть ли креативность или они очень узко настроены на рассмотрение только собственного бизнеса и ничего не знают о других отраслях. Иногда решения можно подсмотреть в чужой отрасли, если следить за происходящим. А если ты сосредоточен только на своей, то лишен такой возможности.

Должен ли руководитель быть креативным? Это очень зависит от отрасли, но в целом я склонен ответить: да, должен. Должны ли быть креативными рядовые сотрудники? Некоторые из них — должны, но в любой компании есть исполнительская часть, и иногда креативность просто вредна. Каждая компания решает эту задачу самостоятельно. В Сбербанке сейчас масштабный проект реализуется следующим образом. Герман Греф выделил в банке три направления: Run — операционная деятельность, которая должна идти без сбоев и серьезно регламентируется ЦБ. Любимая аббревиатура там — ВНД, внутренний нормативный документ, который нельзя нарушать.

Читайте также на DK.RU: «Мы сталкиваемся с межпоколенческим дефолтом и начинаем отставать от наших детей»

Вторая часть — Change: то, что они меняют внутри, создавая, например, единую клиентскую базу, объединяя разрозненные базы данных. Третья часть, Disrupt — сугубо креативная. Это разного рода инновации, которые радикально меняют бизнес Сбербанка — например, создание экосистемы, когда вокруг Сбербанка существует множество компаний, которые занимаются недвижимостью, медициной, связью, торговлей, медиапроизводством и так далее. И они ищут людей, которые способны это сделать. Это не так просто, поэтому, насколько знаю, там достаточно высокая текучесть кадров.

Возможно ли внедрить процессы креативности на госслужбе и нужно ли это делать? Конечно, нужно, а иначе кто будет определять стратегические цели? Если таких людей нет, мы всегда будем опаздывать и героически бороться с какими-то трудностями, вместо того чтобы проактивно решать какие-то задачи. Должны быть люди, которым неймется. Креативные люди все время что-то придумывают, им все время неспокойно.

Теория лидерских качеств в свое время потерпела сокрушительное поражение. Выяснилось, что наличие определенных качеств у человека не делает его лидером, человека делает лидером его поведение. Когда говорят, что человек хочет быть лидером, у меня всегда возникает вопрос: зачем ему это? Одно дело — когда ты хочешь быть впереди на белом коне, чтобы на тебя все смотрели и восхищались тобой. С моей точки зрения, это не очень уважаемая причина. А если у тебя есть идея, которую ты хочешь воплотить, ты ее продумал и понимаешь, что можешь сделать это лучше других, тогда ты просто обязан занять лидерскую позицию. С этой точки зрения лидерство — это желательное следствие креативности.

А вот если лидерами становятся люди, у которых нет идей — это печальная картина. Поэтому креативность идет впереди, а лидерство — это необходимое условие для воплощения креативных идей в жизнь. 

Человек до поры до времени может не знать, что он креативен. Есть теория креативности знаменитого американского психолога Михая Чиксентмихайи, автора теории потока, и он говорит, что ошибочно представлять креативность как свойство конкретного человека. В этом смысле тесты на креативность вызывают у меня сильные сомнения. По Михаю, креативность — это совокупность трех вещей. Во-первых, нужно некое поле, в котором можно проявить креативность, например, профессиональная среда. Во-вторых, должен существовать сам человек, третье — должны быть механизмы экспериментирования, где проверяются инновационные идеи и методы, должна быть система оценки. Нет среды — не будет креативности. Если вырвать человека из среды — будет он креативным или нет?

Почти общепринятая точка зрения: творчество и креативность связаны с внутренней мотивацией человека. Она базируется на внутреннем локусе контроля, когда человек хочет управлять своей жизнью и вопреки среде хочет реализовать какую-то идею. И создает шедевр, который может быть оценен спустя столетия. «Мона Лиза» Леонардо стала символом живописи только в середине 19-го века — до этого она не привлекала пристального внимания. Поэтому я скорее связываю это с тем, что есть часть людей с внутренним локусом контроля, у которых есть серьезная внутренняя мотивация. Да, может, среда их просто провоцирует. Вопреки — это тоже влияние среды.

Есть три книги о креативности, которые я очень ценю. Первая — «Креативность» Михая Чиксентмихайи, фундаментальная работа, но материал изложен достаточно просто. Вторая — «Мужество творить» Ролло Мэя, где он рассказывает о психологии креативности и обсуждает вопрос, почему творческая деятельность связана с преодолением, почему многие люди даже боятся творчества и для того, чтобы создавать что-то принципиально новое, нужно мужество. Третья книга — «Вообрази» Джона Лерера, одного из лучших популяризаторов науки в мире. Он собрал в этой книге материал по проблемам креативности, причем рассматривает преимущественно коллективную креативность и описывает кейсы, связанные с креативностью в бизнесе. У него много примеров из деятельности знаменитой компании Pixar, он описывает решения, которые принимал Стив Джобс.

Из этой книжки я узнал о забавной детали: когда строилось здание штаб-квартиры Pixar, четырехэтажное по задумке, Джобс настоял, чтобы туалет был только на первом этаже. Архитекторы были в полном удивлении не могли понять, зачем это нужно, говорили, что люди будут терять массу времени, чтобы спускаться и подниматься. У Джобса была идея, что люди будут чаще встречаться и общаться между собой. Оказалось, что это дало совершенно неожиданный позитивный результат. Так что креативные решения бывают самые разные.

Материал подготовлен на основе видеоинтервью Сергея Филоновича. 

Обсудить

Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.