Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«В тучные годы государство средний бизнес подкармливает, в тощие — дрючит»

«Государству на средний бизнес не плевать, но желание одновременно взять и молоко, и мясо, и шкуру порой напоминает времена раскулачивания». Ответ Ильи Борзенкова на выступление Анастасии Татуловой*.

Анастасия Татулова*, общественный омбудсмен малого и среднего бизнеса, основатель сети кафе «АндерСон», на Петербургском международном экономическом форуме эмоционально высказалась о том, что бизнес и власть в России существуют в разных мирах.

У нас тотальный кризис доверия власти и бизнеса, и из этого исходят очень многие проблемы. Вы на нас плюете и по-отечески говорите с нами как с немного убогими: «Мы знаем, что тебе надо», а мы вас ненавидим. И это плохо для всех: для вас, для нас, для страны. Мы можем поговорить, поругаться, покивать головой — ничего не меняется, — считает Анастасия Татулова*.

Она предложила список точечных решений, «позволяющих снять проблемы, мешающие людям заниматься своим делом». В частности, запретить банкам вмешиваться в дела бизнеса, убрать допросы из функционала налоговой, верифицировать все принимаемые законы с бизнесом.

Предприниматель Илья Борзенков, основатель торговой сети «Норд» (сейчас входит в РБТ, сделка по продаже закрыта весной 2021 г.), сооснователь фонда содействия социальным проектам «Старт-фонд», посмотрел выступление общественного омбудсмена и призвал предпринимателей не поддаваться эмоциям, а трезво взглянуть в глаза реальности.

Илья Борзенков— Крупный бизнес государству нужен. Он у нас в основном частный, но у государства всегда есть «золотая акция», даже если ее формально нет. Это источник налогов и разных условно-добровольных вкладов в социалку и политику. Он может платить любой НДС, любые налоги с ФОТ и при этом сохранять приемлемую для акционеров прибыльность. Во многом потому, что все издержки перекладывает в цены для конечного потребителя. Это такая же опора режима, как и бюджетники с пенсионерами. У крупного бизнеса в отношениях с властью все нормально. Мелкие разногласия — не в счет.

Малый и микробизнес государству тоже нужны. Там обеспечивается самозанятость и закрываются мелкие бытовые проблемы граждан, удовлетворяются минимальные потребности бедных и отдаленных территорий. Ему и дальше будут поблажки, льготы, меры господдержки и разные моратории. На нем, конечно, паразитирует множество чиновников, проверяющих и псевдоинститутов поддержки. Но так везде, это общая беда.

А вот со средним бизнесом все сложно. В тучные годы государство его подкармливает, как малый; в тощие — дрючит, как крупный. Те, кто смог перескочить эту стадию до 2014 г., стали федеральными сетями и крупными компаниями.

У сегодняшних середнячков шанс проскочить «мертвую зону» есть только у IT-компаний за счет взрывного роста и умения их инвесторов терпеть многолетние убытки ради финальной сверхприбыли. Государству на него не «плевать», но желание одновременно взять с «середняка» и молоко, и мясо, и шкуру порой напоминает времена раскулачивания.

Предложения Анастасии Татуловой* в основном дельные. Но вряд ли будут услышаны. Впрочем, даже если их услышат и реализуют, то для среднего бизнеса ничего особо не изменится. Заниматься им сегодня и неэффективно, и небезопасно. Так и останется.

Это печально. Проблема еще не видна, но ликвидация среднего бизнеса приведет к снижению конкуренции, росту цен, неэффективным издержкам, снижению зарплат. В общем, к продолжению экономической стагнации.

В предпринимательской экосистеме именно средний бизнес должен быть не только конкурентом, но и партнером для крупного, растить ему кадры, закрывать слабые места, стимулировать инновации и развитие.

Потому что, чтобы серьезно изменить инвестклимат и экономическую ситуацию для среднего бизнеса, придется кардинально перестроить фискальную, контролирующую, правоохранительную и судебную системы. При этом переписать законы недостаточно, для серьезных реформ нужен амбициозный лидер образца Дэн Сяопина или Путина 2000-го года. Нереально.

Что делать? Не знаю... Я не нашел для себя приемлемого решения. Поэтому и не стал растрачивать свою жизнь на борьбу с ветряными мельницами и ненависть к чиновникам.

Обсудить

Материал подготовлен на основе публикации Ильи Борзенкова в Facebook и публикуется с согласия автора.

Читайте также: «Попытка немного изменить жизнь». Почему Илья Борзенков переехал в Анапу — эксклюзивное интервью DK.RU

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.