Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Это не Сбер взял Милохина, не Альфа — Моргенштерна*, а мы с вами»

DK.RU узнал мнения предпринимателей о новых амбассадорах крупнейших банков и о том, что они думают о TikTok. Справедливо ли считать его «сетью для дегенератов» и зачем он бизнесу?

Сбер выбрал молодежным лицом Петербургского международного экономического форума популярного тиктокера Даню Милохина. Это далекое от глобальной экономики и политики событие стало одним из самых обсуждаемых во время и после ПМЭФ-2021. Как и клип «Везде топ» — часть новой рекламной кампании Сбера и Visa. В нем 19-летний блогер неформальным языком рассказывает о своей жизни и отношении к деньгам, а также наставляет ровесников развиваться в любимом деле.

Ранее рэпер Моргенштерн* опубликовал в YouTube видео, снятые в коллаборации с Альфа-Банком. Банк остался доволен результатом: YouTube-сериал посмотрели более 10 млн человек. По словам главного управляющего директора Владимира Верхошинского, было оформлено 162 тыс. цифровых карт. Средний возраст новых клиентов составил 19 лет. Топ-менеджер считает, что в течение двух-пяти лет работать с ними будет еще выгоднее.  

Об эффективности рекламы у блогеров говорят и в Сбере. Старший вице-президент, директор департамента маркетинга и коммуникаций Владислав Крейнин отмечает, что она окупилась на 700%, а у молодежной аудитории на 1200%. На каждый вложенный рубль Сбер заработал 12 рублей.

Оба банка планируют развивать взаимодействие с молодежными инфлюенсерами. В то же время многие люди постарше, в том числе бизнесмены, считают подобные коллаборации спорными.

Илья Борзенков, предприниматель, основатель торговой сети «Норд» (сейчас входит в РБТ, сделка по продаже закрыта весной 2021 г.), сооснователь фонда содействия социальным проектам «Старт-фонд»:

— Когда я написал (в соцсети), что принял решение минимизировать свое взаимодействие со Сбером, то имел в виду только себя лично как потребителя. Я не хочу быть клиентом банка, который продвигает настолько чуждые мне ценности. Мне все равно, сколько фолловеров у Дани Милохина или Моргенштерна*. Число миллионов, глазеющих на их кривляния, не имеет для меня никакой ценности.

Я, конечно, стараюсь быть в курсе трендов и знаю их «творчество». Считаю это чем-то вроде средневекового цирка уродцев, к которому во все века был большой интерес широких масс. Народ, кстати, еще публичные казни любит. Возродим?

Кому эти тренды нового мира близки, пусть идут в Сбер к Дане или в Альфу к Моргенштерну*. Мне же, душному бумеру, это «искусство» и потакающие ему бизнесы противны и чужды. К счастью, в стране есть банки с более традиционным взглядом на своих клиентов. На мой век хватит.

Я не знаю, то, что сделали Сбер и Альфа-Банк — пиар-ошибка это или находка. Жизнь рассудит. То, что в надежде обрести тиктокеров Сбер может потерять часть консервативных клиентов, очевидно. Думаю, что и бизнес-процессы Сбера, и общая корпоративная атмосфера вряд ли подойдут зумерам. И Сбер точно находится не в той ситуации, когда нужно было идти ва-банк. Такие инфлюенсеры, как Даня Милохин, кроме того, несут значительные репутационные риски для серьезных бизнесов.

Александр Ханин, председатель рабочей группы по развитию местного самоуправления Общественной палаты Свердловской области:

— Папа, я завел карту Сбера.
— Молодец.
— Когда на ней появятся деньги, папа?
— Чтобы на карте появились деньги, надо усердно учиться и упорно работать, сынок.
— Ты душный бумер, папа. Даня не такой.

Маркетинг в современном мире принимает причудливые формы. И иногда продукт и клиент меняются местами, сами того не подозревая.

Я постарался прочесть большинство осмысленных выступлений на тему Дани Милохина и Сбербанка. Я правильно понимаю, что никто из отписавшихся не знает, как работает TikTok, откуда там берутся миллионные просмотры и что сейчас идет вполне себе заметная кампания по раскрутке этой сети в России?

TikTok — это такая постсоциальная сеть, когда сеть прежде всего продает сама себя, а контент пользователей уже вторичен.

Стать «миллиоником» там можно только при участии администрации сети, которая ставит твои ролики в предпросмотр. Или за деньги, или по алгоритму продвижение тренда, который (сюрприз!) не публичен. Заслуг Дани в собственной популярности не так много. Сеть нашла удобного тупого фрика и сделала его раскрученной фигурой. Тип-топ.

Всем комментаторам про «селф-мейд детдомовца» надо запомнить, что блогер — это не предприниматель, не бизнесмен, не художник и не изобретатель. Это клоунада, бульвар, лубок, комикс, манга, ширпотреб.

Мне отчасти неприятно, что бренды и корпорации начинают заигрывать с блогерами, повышая их значимость и силу. В то время как в большинстве своем на той стороне шантаж и растущие не по Сеньке аппетиты. Чем больше внимания слона к Моське, тем она важнее и сильнее. И если потолок блогера — выпросить у бренда автомобиль, то сеть захочет Трампа свергнуть и преуспеет.

Одним из лиц тик-тока в РФ является Ксения Собчак. Она как чеховское ружье на сцене ПМЭФ появилась неслучайно, весьма неслучайно.

То, что мы увидели на форуме, является началом коллаборации TikTok и Сбера. И нужный результат — не новые клиенты Сбера, это мелко и скучно, хотя они могут появиться, а новые пользователи TikTok. Причем из числа платежеспособной аудитории.

Денис Бондаренко, коммерческий директор ГК «Терм»:

— Основная аудитория Сбера — «50+», а молодежная полностью провалена. В этой рекламной кампании сделан акцент на нужную фокус-группу, в ней учтены их сленг и акценты.

Обсуждать нынешнюю молодежь и ее вкусы — примерно, как джинсовки, волосы до пояса и AC/DC в магнитофоне или Кинчева с голым торсом, бутылкой и сигаретой на сцене. Я ставлю Сберу за рекламу твердую 4+. Кстати, уверен, что большинство людей в возрасте «50+» ее не видели.

Сергей Кольчугин, основатель столярной мастерской Lucky tree (ex Oldwood):

— Мне не особо нравится Даня Милохин, как и Моргенштерн*. На мой взгляд, это дичь. Но вспомните наших кумиров – Курт Кобейн, Sex Pistols, The Prodigy. Они одевались порой круче нынешних. А тексты? Переведите раннего Кобейна или The Prodigy! Молодежь противопоставляет Милохина и иже с ним миру взрослых, как когда-то делали мы.

В то же время в том, что наша молодежь выбирает себе таких кумиров, виноваты мы — мы их так воспитали. Кроме того, Даня Милохин и Моргенштерн* возникли не из воздуха: они продукты сформированной нами культуры. Мы не воспитали в этом поколении уважения к труду, уважения к женщине. Поэтому появляются такие тексты, как у них.

Что касается рекламных кампаний Сбера и Альфа-Банка, с точки зрения бизнеса, рассчитанного на массового клиента, их выбор более чем верный. Другое дело, что в нем напрочь отсутствует моральная составляющая. Ее принесли в жертву деньгам.

По большому счету это не Сбер взял Милохина, а Альфа — Моргенштерна*, а мы с вами. Потому что мы так воспитали молодежь, мы не научили ее ответственности. И последствия этого будем грести полной ложкой. Дальше будет «веселее», а потом станет страшно.

Екатерина Сбоева, директор по развитию форелевой фермы «Фермерская форель»:

— Если уважаемые банки привлекли Милохина и Моргенштерна* к своим рекламным кампаниям, значит, видят в этом смысл и им нужен соответствующий имидж. Кто знает, возможно им удастся таким образом стимулировать молодежь зарабатывать, заниматься предпринимательством.

Я не слышала о Дане Милохине до начала хайпа вокруг его появления на ПМЭФ. Не могу сказать, что я против его творчества или творчества Моргенштерна*, пусть оно и не всем понятно. Когда мне было пятнадцать, взрослые тоже не были в восторге от музыки, которую я слушала, от моих нарядов и пирсинга. Думаю, и с моей бабушкой так было. Взрослые зачастую не понимают детей — разница поколений.  

Не стану скрывать, что восхищена способностью Моргенштерна* и Милохина зарабатывать нереальные деньги. Не знаю, как они это делают.

Я отношусь к TikTok как к рекламной площадке. Не погружена в него, хоть и выложила пару видео с форелью. Времени копнуть глубже пока не хватает. Еще мне кажется, наш бизнес не совсем соответствует формату этой соцсети. Но я и про YouTube сначала думала: зачем он нам? Потом выложила несколько обучающих видео, они собрали тысячи просмотров, и люди начали звонить: просили научить рыбоводству, спрашивали про курсы, интересовались франшизой.

Если бы мы работали на Россию и мир, я взялась бы за TikTok как канал продвижения компании. Там есть успешные бизнес-кейсы.

>>> Читайте также на DK.RU: «Не надувайте «щи» в рекламе. Вспомните, что творила «Евросеть»!» — Андрюша Хайпович

Михаил Пономаренко, директор по развитию SMM-бюро «Ишь, Миш!»:

— Сбер и Альфа-Банк понимают: молодые люди в возрасте 20-23 лет уже являются клиентами каких-то банков, ребята помладше — еще нет, при этом многие из них пытаются зарабатывать. 15-16-летние блогеры сегодня никого не удивляют. Почему бы не предложить им банковские продукты? Тем более Сбер — это экосистема, в которой ты можешь пользоваться спектром сервисов. Логично, что для рекламы банки выбрали героев, которые понятны этой аудитории. И поступили грамотно: рекламная кампания с Моргенштерном* принесла Альфа-Банку боле 150 тыс. новых счетов. Я читал, что из банка ушли топовые вкладчики. Но эту информацию нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.  

На мой взгляд, правильнее разделять бизнес банка и творчество человека его рекламирующего. Федор Бондарчук снимает отвратительные фильмы, но это не говорит о том, что «Газпромбанк», лицом которого он является, так себе. А как влияет Валерий Меладзе на Банк ВТБ?

Сотрудничество банков с Милохиным и Моргенштерном* — это просто работа с инфлюенсерами. Сейчас всем нужна молодежная аудитория, и компании продолжат с ними взаимодействовать, пока на эти лица будут идти.

Что касается TikTok как канала продвижения для бизнеса, по объему аудитории он сравнялся с Instagram. Причем, она меняется по составу: сегодня TikTok — соцсеть не только для тех, кому нет восемнадцати, 30% аудитории уже составляют 18-25-летние. Там есть серьезный контент, представлены нишевые бизнесы. Навскидку — юристы, разбирающие интересные случаи, поставщики газового оборудования. Я даже видел ролики с ремонтом самосвалов. 

Фишка TikTok в простоте и скорости восприятия контента. Формат educational entertainment (или edutainment) — обучение через развлечение — хорошо заходит. А блогеры привлекают внимание к бренду. Мне кажется, это подходит любому бизнесу.

Заходя в TikTok, надо четко понимать, что будешь доносить людям (как и в любой другой соцсети), и что придется создавать большой объем видеоконтента. Причем, каждый ролик может проходить модерацию около двух дней — алгоритм изучает его, чтобы не допустить публикации чего-то запрещенного. То есть, видео надо готовить и выкладывать заранее, а не когда снизойдет вдохновение.

Реклама в TikTok упрощается и удешевляется. Есть нормальный рекламный кабинет и официальная страница на русском языке. Сеть развивает сотрудничество не только с бизнесом, но и с талантами. Чтобы бренды и ребята, создающие что-то интересное, могли вступать в коллаборации, была запущена платформа TikTok Creator Marketplace.

Мы обязательно предлагаем клиентам TikTok в качестве канала продвижения. Пока они присматриваются к этой сети, как присматривались в 2013 г. к Facebook. Для нескольких компаний мы сейчас разрабатываем концепции продвижения, для одного клиента скоро запустим канал. Думаю, в TikTok будет заходить все больше бизнеса.

Дмитрий Румянцев, предприниматель, интернет-маркетолог, организатор конференции «Суровый Питерский SMM», создатель «Высшей школы таргета»:

— Что я думаю про TikTok. Постоянно читаю, как всех выбешивает эта новая соцсеть. «Да там одни школьники, трэш-контент для дегенератов, кривляния на камеру и вообще дно пробито». Да, может, дно и пробито, но суть не в этом. Вы смотрите, как и в случае с Instagram, не в ту сторону.

Все помнят, как на заре этой соцсети кричали, что это странная фигня для девочек, где они постят еду и тупые картинки? Мало кто тогда обратил внимание, что по факту перед нами была первая полностью мобильная соцсеть. Дело было вообще не в контенте, а в простоте использования. Молодая мама могла, сидя с ребенком, параллельно тупить в телефон и тремя нажатиями большого пальца быстро с этого телефона отправлять фоточки в Инсту. Одной рукой суп мешаешь, другой ленту скролишь. Быстро, удобно, мобильно. Ничего лишнего. И в этом суть роста массовой аудитории.

То же самое сейчас происходит и с TikTok. По факту, перед нами новое поколение соцсетей, которое опирается только на быстрый видеоконтент. TikTok, по сути, — это функция Stories, ставшая центральной. Дикая популярность формата просто не могла пройти незамеченной. Это не громоздкий YouTube и не разросшийся Инстаграм. Да, на старте это кривляние под музыку, но уже сейчас там море контента без нее.

А что такое WhatsApp или Telegram? Также одна функция личных сообщений, ставшая центральной, вокруг которой все и строится. Это не мешает их росту.

Одним словом, TikTok — это очередной шаг вперед, к «естественному» контенту. Без обработок, редактуры и т.д. И без фото. Плюс большой эксперимент с лентой новостей, которая настраивается автоматически на ваши интересы. И вот здесь как раз у меня есть скепсис. Пока сильно удачных реализаций лент рекомендаций, по сравнению с осознанной подпиской, я лично не вижу. Разве что на YouTube.

Но поживем — увидим.

>>> Читайте также на DK.RU: Почему вы «сливаете» рекламный бюджет в интернете — Дмитрий Румянцев

Напомним, что на днях уже культурная общественность возмутилась, узнав, что Ольга Бузова выступит на сцене МХАТа. Этот шаг «классической институции» не столь однозначный, как кажется на первый взгляд — все зависит от угла зрения.   

Дмитрий Михайлин, генеральный директор АНО «Русские Репортеры»:

— Если бы мой друг Эдуард Бояков позвал Бузову, едва придя во МХАТ, я бы сказал ему: Эдик, это ужасно! Так нельзя! Где МХАТ и где Бузова? Хотя, справедливости ради, МХАТ в тот момент был в заднице, а Бузова — нет, не в заднице.

Но мой друг поступил по-другому. Он выпустил за год 14 премьер (эта, с Бузовой, как раз 14-я), из них два спектакля — «Лавр» и «Лес» — абсолютно точно войдут в историю русского театра. Он без всяких реконструкций так изменил пространство театра, что там перестало пахнуть нафталином, и забила жизнь. Он наполнил залы (а их там сильно больше одного) заинтересованными людьми всех возрастов, а не только пенсионерами по разнарядке собеса.

И после этого сделал следующий шаг: стал привлекать в театр людей, который вообще никогда туда не ходили. Не в тот театр, в который, завлекай-не завлекай, там мухи дохнут, и никто никогда туда не вернется. А в тот, который, ни на шаг не отходя от Станиславского, не заигрывая с аудиторией, не фальшивя и не «попсея», заставляет говорить совсем не театральную публику «офигеть! Это что, тоже театр? А что еще посмотреть?».

Эпатировать публику голыми жопами — много ума не надо. А поставить Островского так, чтобы тиктокеры сидели, затаив дыхание, а на соседних креслах их бабушки точно так же затаили дыхание, а через ряд чиновники и бизнесмены затаили дыхание — это и есть настоящий театр.

И вот теперь в него можно звать Бузову. Потому что это ее аудитория пришла в театр, а не театр пошел к ее аудитории. В случае с Даней Милохиным Сбер пошел к его аудитории. В случае с Бузовой ее аудитория пошла во МХАТ. Это не просто принципиальная разница, это в некотором смысле революция — не опускаться до уровня, скажем так, некачественной аудитории, а пытаться поднять ее на свой уровень. И это в тысячу раз ответственнее, честнее и правдивее.

Пока Альфа или Сбер пытаются перекупить маргинальную аудиторию и на ней заработать, говоря «эй, ребята, мы такие же бессмысленные, как и вы», русский театр делает то, что делал всегда: вытаскивает небезнадежных из тиктоковского говна. И МХАТ сделал это первым. 

Что тут можно сказать? Только браво!

Обсудить

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.