Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«В России 68 миллионов собак и кошек. Только представьте, какой объем рынка!»

«Клиенты до сих пор не могут отличить самозванца от специалиста: дипломы раздают в интернете пачками». Как построить бизнес на хобби — опыт Дарьи Гоц, владельца сети салонов для животных GROOM.

Особый уход за животными практиковали в Европе еще с римских времен — домашних кошек и охотничьих собак держали уже тогда. На протяжении многих веков это было роскошью аристократов. Появление груминг-салонов относится ко второй половине XVIII века. Но лишь в середине ХХ в. американский грумер Бланш Сондерс добилась признания того, что для каждой породы необходим ряд постоянных гигиенических и косметических процедур. В России культура комплексного ухода за животными появилась недавно, в 1990-е гг.

GROOM — одна из крупнейших сетей-салонов красоты для домашних животных в стране. Ее основала в 2011 г. кинолог и предприниматель из Екатеринбурга Дарья Гоц. За 10 лет бизнес разросся в крупную франчайзинговую сеть из 49 филиалов, клиентами стали владельцы более 150 тыс. животных, а из «Академии груминга» (школы при салоне) выпустились 1,5 тыс. специалистов-грумеров.

СПРАВКА

 
Груминг — комплекс процедур по уходу за шерстью, кожей, когтями, ушами и глазами собак. Может выполняться как в гигиенических целях, так и для улучшения внешнего вида животного при подготовке к выставке или другим соревнованиям. Профессиональный специалист по грумингу — грумер.
 

В интервью DK.RU Дарья Гоц рассказала о том, как организована ее сеть салонов, с какими трудностями сталкивается бизнес и какой уровень культуры груминга показывает Россия на мировой арене.

От сохи — до профстандарта

История GROOM — классический пример того, как хобби вырастают в бизнес. Увлекаться стрижкой собак Дарья Гоц начала еще в детстве:

Дарья Гоц— Я с детства любила собак. В 11 лет у меня появился американский кокер-спаниель. Мне очень нравилось за ним ухаживать: расчесывать, подстригать. Я начала его сама стричь, а когда ходила с ним по улице, меня стали спрашивать прохожие: «Где вы подстригли свою собачку?». Вот так и появились первые клиенты. Сарафанное радио разнесло «славу», и к 13-ти годам я уже начала полноценно работать на дому. Сначала клиентами были владельцы домашних любимцев, затем пришли клиенты с выставочными собаками — они требуют профессионального груминга, описанного стандартом той или иной породы.

После кризиса 2008 г., когда все сферы экономики провисли, спрос на груминг никак не изменился. И я приняла решение сделать из хобби бизнес. Сначала появилась служба выездного груминга — услуга востребованная и очень рентабельная, так как не нужна аренда помещения. Нас было трое: я, еще один грумер-партнер и администратор, который координировал наши передвижения по городу. Но, во-первых, мы быстро устали. Во-вторых, это просто небезопасно — молодым девчонкам весь день ездить по чужим домам.

В итоге мы перешли на стационарный формат, сняли кабинет на 15 кв. м. при зоомагазине «Матроскин» — и начали там работать. Клиентскую базу, по сути, наработали на выездах.

Так, в июне 2011 г. открылся GROOM. Одновременно мы запустили школу груминга — и уже к сентябрю набрали первую группу студентов. Это был 12-дневный курс, уникальная по своему объему программа. Первые выпускники остались работать у нас. Некоторые студенты позже и сами открыли салоны груминга: как под нашим брендом (по франшизе), так и под собственными — Mgroom, Oxanagroom, Pet life, Urbandog и другие.

В апреле 2012 г. мы выпустили шестую группу и поняли, что 15 «квадратов» нам уже маловато. Подходящее помещение нашлось в районе ул. Щорса — там открылся первый полноценный салон GROOM.

Кто был вашим учителем по грумингу?

— Учиться было негде, поэтому мастера перенимали опыт друг у друга — и я не исключение. Были книги по разным породам собак, что-то советовали эксперты на выставках собак. Со временем пришло понимание, что лучше, какой стандарт у пород, как исправить какой-либо недостаток. Методом проб и ошибок, получая отзывы от заводчиков собак, сформировалось правильное виденье баланса и пропорций, которые можно применить на любую собаку и даже на любое животное.

Первый настоящий груминг-салон в России появился только в 1999 г. До середины 2000-х гг. услуга считалась премиальной, груминг могли позволить только очень состоятельные люди. В массовом сегменте салоны стали открываться ближе к концу «нулевых». Но загвоздка была в том, что грумеров нигде не готовили профессионально. Именно поэтому мы взяли на себя смелость основать «Академию груминга».

Сколько средств потребовалось для старта?

— На старте у нас было 200 тыс. руб., причем деньги были заемные. На эти средства оплатили аренду, закупили средства для ухода за животными, тележки, шкаф. Расчески и прочий инвентарь у нас уже был. Денег хватило даже на запуск производства линии одежды для животных. А еще мы стали региональным представителем косметики Crown Royale. Продавали товары оптом и в розницу по всему Уралу, получая маржу до 300%.

«В России 68 миллионов собак и кошек. Только представьте, какой объем рынка!» 1

Груминг животных — специфическая деятельность. Закон накладывает какие-то дополнительные обременения?

— Законом наша сфера деятельности вообще не регулируется. Только общим законодательством. Совсем недавно в ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности) появились парикмахерские услуги для животных, но профессия грумера до сих пор не зарегистрирована, и не зарегистрирован профессиональный стандарт. Нет никаких требований СЭС, кроме общих, об утилизации твердых бытовых отходов, и требования по минимальным размерам помещения. Специально проходить проверку не требуется.

А в чем необходимость появления профессионального стандарта?

— Сегодня назваться «грумером» может любой человек, без опыта и образования — и это является проблемой всей отрасли. Клиенты до сих пор не могут отличить самозванца от настоящего специалиста. У всех есть куча дипломов — сейчас в интернете их выдают пачками, но мало кто действительно является профессионалом.

Когда у нас будет зарегистрирована профессия, мы сможем установить определенные требования к специалистам. Появятся первые образовательные учреждения, которые будут выпускать мастеров не просто потому, что они заплатили, а по результатам квалификационных экзаменов. Мы сможем присваивать категории грумерам, чтобы не вводить в заблуждение клиентов. У грумера, который пять дней как отучился, и у грумера со стажем пять лет и кучей побед в конкурсах ценник не может быть одинаковым.

Вы участвуете в этом процессе?

— Да, в том числе, и своим примером. Например, мы получили лицензию Министерства образования РФ и ведем образовательную деятельность официально. Специально для лицензирования разработан и внедрен курс на 250 часов — это очень серьезно. В России всего две школы груминга, которые учат по лицензии, мы и «Милорд».

Второе: необходима саморегулируемая организация, которая будет наделять правом обучения частные школы груминга. Возможно специализированные вузы и колледжи тоже захотят подключиться к обучению. Но, к сожалению, у нас нет мировой практики. Профессия остается на уровне ремесла.

Надеюсь, что в течение ближайшего времени вопрос сдвинется с мертвой точки.

Читайте на DK.RU: «Настолько похожи на людей, что даже фейсбук предлагает: «Отметьте своего друга». Каких собак заводят уральские бизнесмены и топ-менеджеры

«Зообизнес — для идейных людей. Остальным здесь просто нечего делать»

С 2011 г. клиентами GROOM стали владельцы более 150 тыс. животных: 80% — это собаки, 20% — кошки (впрочем, иногда на стрижку приводят даже морских свинок и кроликов). При этом собственных салонов у Дарьи Гоц — два. И еще 47 работают в разных уголках России — по франшизе.

— Средний чек в салоне составляет 1650 руб., — продолжает Дарья Гоц. — В эту сумму входит мытье, сушка, расчесывание, стрижка когтей, гигиена лап, чистка ушей, и основная стрижка. Если человек приходит в парикмахерскую «для головы», то у нас животное обслуживают от ушей до хвоста. Груминг — это комплекс услуг. В 99% случаев стрижка не делается без всего остального. На весь процесс уходит в среднем два часа.

Кто ваш клиент?

— Единого портрета нет. Приходят и пенсионеры, и состоятельные люди. Бывает, собаку привозит личный водитель. Кто-то пользуется нашими услугами много лет, а если меняет место жительства, даже город — наш салон всегда оказывается где-то рядом.

Вы имеете в виду франчайзинговую сеть?

— Да. Когда мы только-только открылись на Щорса, сразу стали появляться запросы на франшизу. Я тогда гуглила, что это такое вообще. У меня всегда была мечта масштабирования бизнеса. Не с точки зрения повышения прибыли, а с точки зрения эффективности затрат. Для того, чтобы рекламировать один салон и всю сеть нам нужен один и тот же бюджет. Я это поняла, когда открылись первые франшизные салоны. Теперь мы можем позволить себе дорогие вещи, которые бы один салон самостоятельно никогда не смог позволить — например, заказать сайт за 500 тыс. руб. Если разделить на всех, то получаются смешные затраты — при очень большой выгоде.

Сколько точек вы контролируете лично?

— Я — владелец бренда. У меня два собственных салона в Екатеринбурге. По франшизе же работает 47 салонов — и это география почти всей России.

«В России 68 миллионов собак и кошек. Только представьте, какой объем рынка!» 2

Какой порог вхождения в бизнес для франчайзи? Всем ли желающим вы готовы доверить открыть салон под своим брендом?

— Полное подключение груминг-кабинета по франшизе стоит 950 тыс. руб., а салона — 1,3 млн. Франчайзи сами делают только ремонт по дизайн-проекту.

Мне кажется, что успеха достигает тот, кто занимается любимым делом. Тогда есть и доход, и удовольствие от процесса. Трудности кажутся не такими сложными, ты отвлекаешься от проблем. Поэтому мы всегда за то, чтобы в зообизнес входили идейные люди, которые разделяют концепцию формирования культуры содержания питомцев, развитие правильного спроса, и которым просто не безразличны животные. Так что получить франшизу совсем не просто. Франчайзи проходят тест на токсичное поведение и синдром «розовых очков». Для нас важна синергия человека с нашей тематикой.

Сначала мы обучаем будущего партнера на нашей онлайн-платформе, после чего он сдает экзамены. Только после этого даем одобрение на запуск.

Франшиза распространяется только на салоны или на «Академию груминга» тоже?

— Партнеры тоже могут этим заниматься, при желании. «Академия груминга» является отдельным направлением. Сейчас в наш московский филиал приехал на стажировку будущий преподаватель из салона в Норильске. Его будут обучать всем необходимым методическим знаниям, и уже потом он запустит филиал «Академии» в Норильске. Обучением партнеров занимаются пять высококлассных преподавателей, которых мы сами вырастили — это победители международных конкурсов грумеров.

Какой доход получают франш-партнеры?

— Минимум 50 тыс. руб. чистой прибыли ежемесячно. Спустя полгода-год работы — от 500 тыс. Причем, этот уровень дохода — в два-три раза выше, чем в других салонах на рынке. Сила бренда! 

Какую прибыль получает головная компания, учитывая столь широкую партнерскую сеть?

— В среднем мы зарабатываем 1,5 млн в месяц. Но часть денег всегда вкладывается в дальнейшее развитии.

Как вы продвигаете бизнес?

Мне очень помогло мое основное образование — специалист связи с общественностью и рекламы. Никогда не экономила на продвижении и всегда понимала, что маркетинг — это метод проб и ошибок. Здесь нужно не бояться: чем больше будешь рассказывать о себе, тем больше тебя запомнят. Чем лучше будешь работать, тем сильнее тебе начнут доверять. Поэтому рекламу мы запускали с самых первых дней. На тот момент появился «Яндекс.Директ». Как сейчас помню, один клик стоил два рубля. Запустив рекламу, мы получили прекрасную отдачу. В те времена, обладая знаниями продвижениями в интернете, развиваться было значительно проще.

Мы всегда тратили 20% прибыли на рекламу. Я понимала, что первые три года ты должен много вливать и не ожидать сверхъестественных результатов. Наш клиент приходит к нам только после пяти контактов с рекламой. И заключительным аккордом в рекламе является сарафанное радио, когда клиент уже везде услышал о нас — и потом ему еще и во дворе посоветовали сходить в салон.

Сейчас у нас полноценный отдел маркетинга, в котором работают 10 человек: маркетологи, аналитики, дизайнеры, контент-менеджеры. Целая команда, которая работает на всю сеть. Затраты на рекламу при открытии салона по франшизе составляют 170 тыс. руб., а в дальнейшем минимум 5% от выручки.

Читайте на DK.RU: «Терпят нас за вкусняшки»: котики, которые стоят за екатеринбургскими бизнесменами

«Только 20% владельцев домашних животных пользуются услугами груминга»

Несмотря на пандемию, в 2020 г. GROOM не испытывала серьезных финансовых сложностей, а в отдельные месяцы ставила рекорды по выручке. В то же время падение курса рубля позволило запустить новое направление в бизнесе, рассказывает Дарья Гоц:

— Сидели дома ровно два дня! Мы понимали, что у нас есть финансовая подушка и что мы ответственны за сотрудников. Мы могли растратить все финансы на сохранение штата, а могли попрощаться с работниками. Мне не нравился ни один из этих вариантов.

Записали обращение к губернатору Свердловской области и объяснили, что питомцам будет хуже, если мы перестанем работать. Через три дня Евгений Куйвашев официально разрешил нам работать в регионе. Помогла и субсидия в 1 млн руб. Наш ОКВЭД вошел в список пострадавших видов деятельности. Это дало определенную фору — мы спокойно пережили карантин.

Удивительно, что во время ковидных ограничений у нас продолжали покупать франшизы. В апреле 2020 г. у нас даже выросла выручка на 20%.

Пандемия подтолкнула нас к производству собственной линии косметики. Валюта подрожала, привозить средства ухода из-за границы стало нерентабельно. Нашли ученых-химиков в Новосибирске: они разработали для нас формулу и там же стали производить косметику. Сначала это были противобактериальные средства. На фоне того, что у людей все было в антисептиках, а для животных не было ничего, мы подумали, что собаки собирают грязь на лапы — и сделали шампунь с пролонгированным антибактериальным эффектом.

На данный момент мы выпустили несколько средств, которые сейчас тестируются у ведущих грумеров со всей страны. Сейчас у нас уже три производственные площадки — к Новосибирску добавились Санкт-Петербург и Кирово-Чепецк. В сентябре готовимся к масштабному выходу на рынок.

За год мы реализовали косметики для животных GROOM на 2,5 млн руб. В планах: за пять лет выйти на 5% рынка и заработать около 180 млн.

«В России 68 миллионов собак и кошек. Только представьте, какой объем рынка!» 3

В период ограничений GROOM строго соблюдал правила безопасности.

Какие проблемы вы видите в своей сфере?

— Первое, с чем мы сталкиваемся, это безответственное владение животными. По закону владелец обязан содержать питомца и лечить, в случае болезни. Многие владельцы об этом даже не знают. К нам зачастую приходят именно такие.

Второе — проблема трудовых отношений, когда мы обучаем специалистов, тратим на них деньги, тратим время, а они, получив дипломы, уходят и имеют права у нас не работать. Юридически это нельзя отрегулировать в нашу пользу.

Сезонность — одна из основных проблем. Когда холодно и мокро — клиентов нет. Когда жарко и тепло — полно работы. Это формирует определенный график жизни.

Низкий уровень развития культуры содержания домашних животных, из которого вытекает низкий уровень спроса. Каждому грумеру, помимо работы, нужно вести просветительскую деятельность и объяснять окружающим важность своих услуг. Всего в России 68 млн собак и кошек. Представьте, какой объем рынка! По нашим оценкам, только 20% владельцев домашних животных пользуются услугами груминга.

Хочется, чтобы законом регулировался потребительский экстремизм, когда клиент приводит собаку на стрижку, но по итогу начинает закатывать истерики и жаловаться на результат, хотя все условия изначально оговариваются. Потом люди собираются в группы, вымогают деньги, пишут кучу грязных отзывов. С юридической точки зрения мы не можем ничего сделать — это считается субъективным мнением.

Правосудие всегда стоит на стороне потребителя. А хочется, чтобы нашу работу уважали. Был опыт, когда пришлось тратить много денег на суды. Мы, конечно, через 8-10 процессов победили и вернули затраты, но потратили кучу сил.

Частично мы решили этот вопрос. Сейчас у нас аудио- и видеофиксация в зоне приема клиента и животного. В дальнейшем нам легко разбирать какие-то конфликты. Было так, что мужчина привел собаку и попросил обрить всю шерсть. Потом пришла его жена и началась истерика. Но когда ей показали видеозапись, то вопросы к нам отпали.

Как вы поступаете, если мастер допустил ошибку?

— Мы проводим небольшое расследование и выясняем, была ли допущена ошибка. Если это так, то он будет нести ответственность. Например, если грумер слишком коротко подстриг животное, то он будет делать бесплатную мойку, чтобы шерсть быстрее отросла.

В нашей отрасли достаточно высокий уровень зарплат: грумер зарабатывает в среднем 60 тыс. руб. Но и это не является страховкой от банального человеческого фактора.

Не скрою, есть мастера, которые срываются на собак. Ругаются, бьют. И ведь это происходит за закрытыми дверьми. Мы очень следим за этим. И если у нас в салоне такое произойдет, то с грумером мы попрощаемся в ту же минуту.

Какой уровень груминга в России в сравнении с Европой и США?

— Россия крутая! И это объективная реальность. Не так давно на нашу конференцию по грумингу я приглашала топовых мастеров из Испании, Штатов и Китая. И все они сказали, что с завистью смотрят на работы российских грумеров. Причина кроется в том, что у нас огромное разнообразие пород собак. Конечно, в достижении высокого результата помогает русская упорность: когда человек готов пахать и пахать, лишь бы доказать, что он лучше.

У испанцев более спокойный подход, типа «и так сойдет». В Америке проблема с количеством породистых животных, так как развита культура брать «дворняжек» из приюта. Китай славится «милыми мордами», но это тоже ограниченный список пород: пудели, бишоны и т.п. Поэтому на мировом уровне Россия смотрится очень хорошо. Например, в 2017 г. на Чемпионате мира по грумингу в Бельгии мы заняли третье место.

Читайте на DK.RU: «Вложить миллионы в бизнес, который окупится только на пенсии, и кайфовать». Как работает единственная на Урале загородная студия звукозаписи

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.