Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

В 2000-х путешествия были доступны только богатым. Сейчас туризм вернулся на тот уровень

«Казалось, если я иду вперед, то и бизнес ничто не остановит, но всегда нужно страховаться». Альбина Гайфулина, владелец турагентства JAM Travel, о трудностях турбизнеса в России.

Туризм в России переживал множество кризисов — падение рубля и политические конфликты раз за разом погружали рынок в состояние хаоса. Но эксперты считают, что именно коронавирус может стать причиной массовых разорений агентов: если правительство не примет дополнительных мер поддержки, то в итоге с рынка уйдут 60% предпринимателей. Объем выездного туризма по итогам 2020 г. не превысил 30% от уровня 2019 г., внутреннего — 60-70%.

Альбина Гайфулина, предприниматель из Екатеринбурга, в 2013 г. открыла собственное турагентство JAM Travel. Компания успешно пережила пандемию, а теперь работает на подъеме, компенсируя убытки 2020 г. Сегодня это предприятие с клиентской базой 13 тыс. человек и оборотом 12 млн руб. в месяц.

Справка DK.RU

 
Туристическое агентство — организация или индивидуальный предприниматель, занимающиеся продажей сформированных туроператором туров. Турагент приобретает туры у туроператора и продает их своим клиентам, выступая связующим звеном между туристом и туроператором за комиссионное вознаграждение.
 

Российский туризм стоит на месте

DK.RU Альбина Гайфулина рассказала, как ее турагентство справилось с закрытием границ и как пандемия изменила туризм в России:

— 15 марта 2020 г. я шла с мешком денег покупать Lexus. Интуиция подсказала не торопиться с покупкой. Уже 20 марта 2020 г. рынок рухнул. Он был мёртв два месяца, хотя изначально никто не мог сказать, как долго это продлится. Все направления закрылись. Все туристы, которые забронировали туры с октября 2019 г., никуда не полетели, их путевки были аннулированы, а все денежные средства депонированы на счетах туроператоров.

Надо было жить, и я даже начала продавать медицинские маски. До этого момента казалось, что если я иду вперед, то и бизнес ничто не остановит, но оказалось, что всегда нужно страховаться от внезапных обстоятельств. Для того чтобы компания осталась на плаву, я взяла кредит на 2 млн руб., платила сотрудникам зарплату и за аренду помещений. Потом начались государственные программы по помощи бизнесу, но помощь оказалась скромной — мы получили всего 90 тыс. руб. Спасибо арендодателям, которые пошли навстречу, где-то сделали хорошую скидку, где-то вообще не взимали плату.  

Потом открыли Россию: Сочи, Питер, Калининград. Пошли хоть какие-то продажи. В августе-сентябре открыли Турцию, стало полегче. А сейчас ситуация вообще выровнялась.

Думаю, это из-за того, что много турагентств закрылось. Нам помогли остаться на плаву соцсети, компания не уходила из инфополя ни на один день: флешмобы, конкурсы, любая активность. В этом году для нас подъем, который компенсирует убытки 2020 г. Сегодня оборот в нашей компании — 12 млн руб. в месяц.

Как изменился туризм и ваши клиенты после ограничений?

— Мы целый год проработали как психологи, успокаивая клиентов. Сейчас даже скидок не просят. Если раньше маржинальность бизнеса составляла 5%, то сегодня это все 10%. Рынок был перенасыщен, что извратило туризм от слова совсем. Из-за пандемии произошла чистка, из отрасли ушли непрофессионалы, случайные пассажиры, которые занимались туризмом как хобби. Поэтому и клиенты стали сильнее нас ценить. 

Когда я в 2000-х пришла в сферу туризма, то путешествия были доступны только богатым. Сейчас туризм вернулся ровно на тот уровень. Средняя цена курортного отпуска в России при условиях 2 взрослых и 2 детей «все включено»— 200 тыс. руб. на семью. Аналогичный отдых в Турции стоит в три раза дешевле.

При этом качество обслуживания ужасно низкое. Недавно обсуждали с сотрудниками, что Краснодарский край делает все возможное, чтобы к ним никто не вернулся. Сервиса никакого, на пляжах не протолкнуться. Наш рынок совершенно не готов к туризму. К сожалению, те огромные средства, которые получают курорты, никак не вкладываются в развитие качества отдыха. Когда все заграничные направления откроются, отдых в России потерпит колоссальный отток отдыхающих.

С какими еще проблемами сталкивается ваша сфера бизнеса?

— Самая главная проблема — кадры и персонал. Рынок перенасыщен заявками, которые некому обрабатывать. Именно для этого я активно занимаюсь онлайн-школой, ведь нужна подготовка профессиональных кадров. Когда есть специалисты, то можно и заняться масштабированием бизнеса. 

В 2000-х путешествия были доступны только богатым. Сейчас туризм вернулся на тот уровень 1

«С крупными фигурами бизнеса можно быстро вырасти»

В СССР международный туризм был доступен немногим, да и руководители страны этого не одобряли. Туристические организации можно было пересчитать по пальцам, самыми крупными были «Интурист» и «Спутник». Но со сменой политического режима начал развиваться и туристический бизнес — в 1990-е на рынок вышли частники.  

Профессиональный путь Альбины Гайфулиной начался в студенческие годы. В 2003 г. она работала курьером в компании «Инграс-Тур»:

— Эта работа была в качестве учебной практики, я тогда училась в УПИ менеджменту организации и управлению персоналом. Мне платили 1 тыс. руб. в месяц. В том же году доросла до менеджера. Это были первые шаги в моей карьере. Потом перебралась в турфирму «Рочер», поближе к университету. Заработок был уже 5 тыс. руб. Меня это устраивало — главное, что можно было практиковаться и получать опыт.

В 2005 г. мне захотелось попасть в компанию, которая имеет имя и вес на рынке. Прочитала все статьи, отзывы и выбрала туристическую сеть «Элита Трэвел». Я считаю, что если работать рядом с крупными фигурами бизнеса, то можно очень быстро вырасти и реализоваться. Пыталась трудоустроиться в эту фирму несколько лет. Взяли только с четвертого раза. Директор меня уже узнавала в лицо. За мою настойчивость мне предложили на следующий же день полететь в Египет в рекламный тур — поездку для группы турагентов, где принимающая сторона показывает экскурсионные и жилищные возможности туристического направления. Это было 13 февраля 2007 г., я уже четыре года работала в сфере туризма, но это была моя первая поездка за границу.

Всего в «Элита-Трэвел» отработала семь лет. Сначала развивалась как менеджер по туризму, далее, в 2010 г., стала руководителем офиса, а потом «стартапером»: открывала новые офисы и обучала новых сотрудников. Тогда и появилась у меня мечта о собственном бизнесе.

В 2013 г. я предложила руководству открыть под меня офис как под партнера, а не наемного рабочего, и делить прибыль пополам. Мне отказали со словами: «Куда ты бежишь впереди паровоза?». Но бежать хотелось, и я решила открыть свою компанию.

Сложно открывать свой бизнес с нуля?

— Скажу честно, первые два года было очень тяжело. Изначально мне предложили партнерство 50 на 50. Открыли офис 200 кв. м. на улице Радищева, в самом центре Екатеринбурга. Мой партнёр рассказывал сказки про светлое будущее, где все депутаты и миллиардеры города летают отдыхать только через нас, губу можно больше не «закатывать» и ни в чем не нуждаться. Конечно, я повелась на такие перспективы. Согласилась быть управляющим директором в этой компании. 

Оказалось, что я была абсолютно безграмотна как управленец. Быть менеджером и быть управляющим — это абсолютно разные роли с разным функционалом. Офис 200 «квадратов» для стартапа — глупое решение. Только аренда помещения выходила в 200 тыс. руб. Расходов было много: элементы имиджа, pr-кампания и прочее. Обещанной клиентской базы не было. Поэтому два года у нас были жуткие минусы. Команда не имела никакой мотивации работать в такой кампании. В итоге я приняла решение разойтись с партнером по бизнесу и взять всю ответственность за развитие на себя.

В 2015 г. я уехала в офис на улицу Мамина-Сибиряка, наняла новых сотрудников и начала учиться управлению. Какое-то время компания вставала на ноги, а в 2016 г. мы начали зарабатывать. Через два года я перенесла офис на улицу Красных Командиров, прямо напротив дома, чтобы больше времени проводить с семьей и меньше тратить на дорогу. Тогда же я выстроила систему бизнеса так, чтобы компания полностью могла работать без меня. В JAM Travel появился отдел продаж, бухгалтерия, штат по работе с юридическими лицами и другие отделы.

Когда я поняла, что могу оставить компанию, то полетела на выступление Тони Робинсона, лучшего международного тренера по бизнесу. Вообще его тренинги проходят в США, это было первое его выступление в России. Мероприятие было в зале на 25 тыс. человек. Представляете, сколько там было предпринимателей? Я так зарядилась этой атмосферой, что по прилету решила открыть второй офис. Он начал работу в августе 2019 г. на улице Белинского. Набрала 15 человек без опыта, с нуля обучила так, как нужно мне. С самого первого дня открытия и до пандемии мы ни разу не были в минусе. 

Каких знаний вам не хватало для построения эффективной работы?

— Везение — это удел мечтателей.  Если хочешь успеха, то надо трудиться. Поэтому я нашла наставника, который ввел меня в мир бизнеса. Это Егор Озеров. Он с «бородатых» времён в туризме, отлично разбирается в маркетинге, продажах, умеет «доставать» заявки, знает, как сделать дешёвую и эффективную рекламу. Я прошла первый курс, который стоил 30 тыс. руб., узнала, как завалить турагентство заявками и вообще начать работать с холодным потоком клиентов. Сейчас 80% рынка работает по тёплым заявкам — это постоянные клиенты, знакомые, сарафанное радио. Пандемия показала, что такая схема не работает, потому что старые клиенты уже купили, что хотели, a новые просто так не приходят. 

Наставник помог мне в выстраивании системы найма и управления командой, создании мотивации для каждого сотрудника. Мы начали развивать соцсети и думать над дизайном. Это помогло создать бренд в медиапространстве.

Я стала постигать все сферы, в которых мне не хватало знаний. И я учусь до сих пор. Например, сейчас учусь на трех курсах сразу.

Благодаря системе выстраивания команды, сейчас я очень быстро могу найти нужных мне сотрудников и сразу же вывести их на результат. Я поняла, что лучше обучать специалистов с нуля — это гораздо эффективнее и быстрее.

Многие считают турагентства лишним звеном между клиентом и туроператором. Как это работает на самом деле?

— На самом деле нам платит комиссию не клиент, а сам отель, санаторий, туроператор и др. за то, что мы продали их продукт. Поэтому наши клиенты получают качественный сервис без переплаты.

Основное направление деятельности— это заграничный и внутренний туризм, санаторно-курортный отдых. Продаем туры. Один специалист продаж обрабатывает 10 заявок в день. Мы обслуживаем 103 юридических лица по организации командировок. Нам заказывают тимбилдинг, различные ивенты, корпоративный отдых. Все, что клиент захочет, мы организуем. Очень популярная услуга — оформление виз без покупки тура для самостоятельных путешественников. До пандемии обрабатывали по 300 паспортов в месяц. В 2020 г. внедрили услуги корпоративного и личного страхования. В этой деятельности похожий принцип работы.

С 2019 г. у вас появилась школа туризма, через которую прошло более 200 студентов. Это выгодный бизнес или интересное хобби?

— Кроме того, что школа приносит деньги, я имею возможность заполучить специалиста, который работает так, как мне нужно. Выгодно и то, что сегодня студент может обучаться онлайн из любой точки мира и там же работать с нами в одной команде. Сейчас 90% клиентов заказывают наши услуги по интернету. Соответственно турагенту необязательно сидеть в офисе. По сути, сейчас наши офисы — это пространство для того, чтобы мои онлайн-агенты могли вживую пообщаться с клиентами, забронировать тур и сделать дела, которые не могут сделать дома.

Сначала брала группы по 10 человек. Некоторым хватало одного дня, чтобы начать делать первые продажи.  Сегодня у нас в онлайне обучаются по 34 человека в группе. Возраст студентов от 28 до 65 лет.

Полный цикл обучения в школе составляет два месяца. Туда входит семь модулей. Сначала идет раздел теории: страноведение, курортоведение. Далее студент учится искать туры, находить из миллиона направлений то, которое нужно клиенту. Третий модуль — продажи. Здесь я обучаю тонкостям взаимодействия с клиентом, делюсь хитростями подхода к клиенту. Потом будущие турагенты учатся работать с клиентской базой: формировать и расширять ее, взаимодействовать с соцсетями. Пятый модуль — страхование. Это около 30 услуг, которые могут быть полезны для клиентов. Сюда входит как страхование жизни, так и знакомые всем страховки автомобилей, домов, квартир. Шестой модуль — как зарабатывать много. Обычно комиссия с продаж для турагентства — 10%. Применяя навыки заботы о клиенте этот процент можно поднять до 24% от стоимости тура.

Последний модуль — бизнес под ключ. Действующие предприниматели или совсем молодые ученики под моим наставничеством выстраивают систему своего собственного бизнеса. Я из рук в руки передаю то, что уже сделала для своей компании и отслеживаю лично процесс внедрения всех элементов системы.

Сколько стоит обучение на курсе?

— Есть несколько тарифов, которые могут включать разные модули. Смотря что хочет студент. Самый простой тариф стоит 15 тыс. руб. и длится две недели, а самый большой — 300 тыс. и идет полгода. Поэтому, как и в бизнесе, так и в онлайн-школе, мы делаем ставку на потребности клиентов.

***

>>> Читайте также на DK.RU: «Условия созданы, предпринимай». Как в России строят самый большой туристический кластер

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.