Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Мэрия, вы же за чистоту в городе? Так откажитесь от шипов, подайте пример горожанам!»

Юрий Окунев: «Опыт других стран показывает: если устранить главную причину пыли — использование шипованной резины — то решить вопрос с уборкой снега будет гораздо проще. Мы-то почему хуже?».

Предприниматель Юрий Окунев, владелец «Талицких молочных ферм», уже несколько лет продвигает идею отказа от шипованной резины зимой — каждый автомобиль на шипованных колесах стачивает 24 грамма асфальта за 1 км движения или несколько десятков килограммов за сезон, и эта пыль в итоге остается в воздухе, которым дышат люди, и приводит к жуткой грязи в городе весной. В рамках эксперимента предприниматель предлагает администрации Екатеринбурга отказаться от использования «шипов» на зимней резине для муниципальных автомобилей и таким образом подать пример остальным автолюбителям. 

— Сейчас Екатеринбург — чистый город. Летом мы ходили пешком и не мыли обувь. Я в этом году очень редко мыл машину. Живу в центре и постоянно вижу, как моют улицы. 

Но, несмотря на всю чистоту летом, зимой и весной нас все равно ждет грязь. С октября водители начнут переходить на шипованную резину и вы заметите, как в воздухе станет появляться пыль, взвесь возле дороги. Она никуда не исчезнет, смешается со снегом и превратится в грязь, в которой нам придется жить полгода. Вывозить ее будут только частично. За сезон образуется 400 тыс. тонн пыли, которые лягут на снег, машины, одежду и осядут в наших легких. 

Да, есть распространенное мнение, что причина пыли на улицах — не использование шипов, а смесь «Бионорд», которой посыпают дороги. Конечно же, нет! На эту тему уже проводили исследование и все изучили. Да, грязь появляется там, где реагенты высыпают на дорогу, так как они смешиваются с дорожной пылью. Но это все равно что посветить фонариком в неубранной комнате и обвинить фонарик в том, что в комнате бардак. Готов устроить дебаты и доказать на пальцах, откуда происходит грязь.

Альтернативное мнение: «Это же не шипы в воздухе летают? Это та смесь, которой посыпают дороги»

В Норвегии проводили исследование, согласно которому частицы в воздухе мельче 0,10 микронов — это на 90% пыль от шипованной резины. При этом 91% жителей Осло, столицы Норвегии, в 2018 г. пользовались нешипованной резиной, хотя 20 лет назад их было гораздо больше.  

Часто говорят: как при нашем климате зимой вообще отказываться от шипов? Но как-то же 20% автомобилистов ездят без них, и ничего! Споры о разнице между шипованной резиной и «липучкой» ведут на многих форумах и пабликах, но там в основном обсуждают вопросы удобства, а не экологии.

Я понимаю, что для большинства людей тема отказа от шипованной резины не очень интересна и неактуальна. Для меня это тоже было непонятным несколько лет назад: «Какие шипы? Да нормально все. Зато не скользит. Немного грязно, ну и ладно». 

Может, эта идея немного опережает время. Все равно что на машине времени полететь в 90-е и уговаривать людей не мусорить на улицах — смотрели бы как на идиота. Да, некоторых не помешает уговаривать и сейчас, но посмотрите, как поднялся уровень культуры! Раньше я ехал и видел, как выбрасывают в окно пустые сигаретные пачки и окурки. Сейчас это встречается, но гораздо реже.

Да, пока доля тех, кто отказался от шипов, не растет. Но когда-то экоактивисты ввели понятие «декарбонизация». И — о чудо! — сейчас ситуация меняется: люди переходят на электромобили, думают о снижении выхлопов. У нас все хуже, и думать надо не о декарбонизации, а о том, чтобы хотя полгода не дышать пылью, сокращая себе срок жизни.

Конечно, даже если все пересядут с шипов на «липучку», вопрос уборки снега останется. Но это все равно что спросить: «Если мы не будем есть из помойки, нам по-прежнему надо будет мыть руки?». Ну конечно, надо будет мыть и убирать. Опыт других стран показывает: если устранить главную причину пыли — использование шипованной резины, то решить вопрос с уборкой снега будет гораздо проще.

В Японии есть районы, где снег лежит по 3-4 месяца в году, и весной он тает чистым. Мы-то почему хуже? Ничто не мешает отказаться от шипованной резины в течение 2-3 лет, но в повестке дня этого вопроса почему-то нет, и для меня это загадка.

Да, вопросы экологии и комфорта окружающей среды для многих далеко не на первом месте. Но вы заметили, что в последние годы расширяется территория пространства, за которую люди переживают? Это уже и подъезд, и двор. Как-то утром я гулял с собакой и увидел хорошо одетую женщину, которая собирала чужой мусор, выкинутый на газон. Я поздоровался и сказал: «Вы делаете отличное дело, и, пожалуй, я тоже так буду».

Сейчас, гуляя с собакой, убираю не только за ней, но и беру мешок для мусора, которого в центре довольно много. Если так станут делать и другие люди — отлично. Но организовывать импровизированные субботники не буду — претят показушные мероприятия для пиара. Мне просто неприятно жить в грязном городе. 

«Многие думают, что проще уехать из страны, чем изменить среду обитания. Уверяю: не легче»

Сейчас многие люди принимают решение: покупать ли зимнюю резину? Блогер Илья Варламов*, который тоже много говорил о вреде шипов, вскоре должен встретиться с чиновниками московской мэрии и объяснить им это. И думаю, если до них дойдет, что грязь в городе — от шипов, то в Москве примут драконовские меры, которые пойдут по всей Россию. Но у нас же классный город! У нас живут классные люди. Мы же сами можем быть инициаторами таких вещей.

Сейчас выборы кончились, и все чиновники выдохнули. Но с чиновниками разговаривать бесполезно: никто не принимает никаких решений. Любая инициатива от чиновника воспринимается как покушение на иерархию власти.

Разговариваешь с ними: «Слушайте, ну будьте инициаторами. — Не-не-не! А что нам скажут там? — Где «там»? — Вдруг откуда-нибудь прилетит звонок: "Чего вы начинаете самодеятельностью заниматься?"». Для них это же как волчий билет. Чиновников забили: главное не высовываться, не дай бог повторится ситуация с Фургалом (бывший губернатор Хабаровского края Сергей Фургал был арестован в июле 2020 г. по обвинению в организации убийств — прим. ред.).

Чтобы инициировать диалог, необходим запрос от общества. Надо разговаривать, поднимать градус дискуссии, и в какой-то момент эта плотина прорвется. Через 20 лет вы будете со смехом вспоминать: «Какие мы были идиоты, что ездили на шипах», или что были двигатели внутреннего сгорания и мы дышали выхлопными газами.

В Казани, которую мэр Екатеринбурга Алексей Орлов ставит в пример, чаще убирают снег. И поэтому кажется, что там чище: снег абсорбирует пыль, и если его вывозить, а не сваливать на обочину, грязи будет меньше. Но если зима бесснежная? Все будет в пыли. Если дать больше полномочий квартальным, укомплектовать ДЭУ сотрудниками и техникой, грязи в городе будет меньше, но болезнь это не вылечит. Пока мы не слезем с холодного камня, без разницы, какие лекарства от геморроя пить.

У меня нет никаких отношений с Алексеем Орловым — ни деловых, ни человеческих. Но мэрия, вы же за чистоту в городе? В администрации четко знают, что шипы создают грязь. Так покажите горожанам на собственном примере, что ездить на липучке безопасно, откажитесь от шипованной резины для муниципальных машин!

Понятно, что отказываться от шипов — все равно что разворачивать тяжелый корабль: это долгий процесс. Но заниматься им надо. Кто у нас капитан в мэрском кресле?

Обсудить

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.