Подписаться
Курс ЦБ на 08.12
62,93
65,89

«Длинный хвост»: зачем продавать франшизу в малые города

«Длинный хвост»: зачем продавать франшизу в малые города
Иллюстрация: angarsk38.ru

В России около 950 малых городов с населением до 100 тыс. человек. В них проживает примерно 18% россиян. Сегодня эти города — голубой океан для развития бизнеса, в первую очередь — франшизного.

Несмотря на общее снижение активности бизнеса в 2020 г., рынок франчайзинга в России вырос на 5,1%. По данным исследования портала Franshiza.ru, 46% опрошенных франчайзинговых сетей заявили о планах роста сети в 2021 г., а 19% — о выходе на новые рынки, в том числе в те регионы, где сеть ранее не вела свою работу.

Сегодня разумно смещать вектор на так называемый «длинный хвост» — это небольшие по численности жителей города, в которых в сумме сосредоточена значительная часть населения России. И пока большинство предпринимателей гонится за более популярными городами-миллионниками, некоторые компании вполне успешно наращивают свое влияние в малочисленных городах, — рассказывает Виталий Лапин, основатель сети ресторанов take away «Сан Суши Сендо».

DK.RU поговорил с предпринимателем о том, как выстраивать франчайзинговый бизнес в маленьких городах, какие сферы будут там пользоваться спросом и как обеспечить себе стабильный клиентский поток.

Досье DK.RU

 
Заведение сети «Сан Суши Сендо»
«Сан Суши Сендо» — сеть ресторанов японской кухни формата take-away, открытая в 2014 г. Компания представлена в 38 городах России, преимущественно в восточной части страны (Иркутская, Кемеровская области, Красноярский край). Больше половины городов присутствия — с численностью до 50 тыс. человек.
Выручка сети за 2020 г. составила 349,2 млн руб.
Франчайзинговое направление развивается с 2019 г. Сейчас у «Сан Суши» около 35 франчайзи, до конца года планируется открыть еще 30 точек.
 

Специфика «длинного хвоста»

Виталий Лапин
Виталий Лапин
основатель сети ресторанов take away «Сан Суши Сендо»
В малых городах и регионах конкуренция значительно ниже. Зачастую локальные предприниматели попросту не смогут соперничать с сетевиками и их франчайзи по качеству сервиса и выгодам. Все дело в стандартах обслуживания: бизнесы, развивающиеся по франшизе, имеют строгий регламент, соблюдение которого заложено во франшизном договоре. 

Аудитории здесь интересны новинки, но в разумных пределах: как правило, жители небольших городов обладают консервативным подходом. Если вы сделаете качественный и понятный продукт, первых клиентов долго ждать не придется, они потянутся сами, а дальше раскрутке точки поможет сарафанное радио.

Открытие нескольких франшизных точек может привести и вовсе к монополизации на рынке. Такая ситуация складывается за счет того, что розничные точки не обладают «силой бренда» и не могут конкурировать с сетевиками по затратам на маркетинг и ценовой политике.

Открытие по франшизе — это smart-money для предпринимателя. Управляющая компания помогает быстро наладить бизнес-процесс, запустить маркетинговые активности и привлечь первых клиентов. Прогрев аудитории перед открытием в небольшом городе будет стоить около 100 тыс. руб. благодаря большой вовлеченности населения. По нашему опыту, стоимость привлечения одного клиента через социальные сети обойдется в 120 руб.

Это все были плюсы франшизы в малых городах. Но нельзя умолчать о минусах. Основной недостаток — рынок таких городов ограничен населением, предприниматель рано или поздно упрется в потолок. Именно поэтому большинству крупных компаний рынок малых городов неинтересен. Однако и тут есть выход: франчайзи могут осваивать близлежащие города.

Продукты «Сан суши сендо»

В малом городе открытие бизнеса по франшизе в среднем составляет 1,5 млн руб. — сумма вложений зависит от франшизы и ниши. Стартовые вложения в бизнес нашего первого франчайзи составили около 1 млн руб. Деньги ушли в основном на закупку оборудования, продуктов и обучение персонала. Предприниматель из города Железногорск-Илимский (город в Иркутской области с населением около 23 тыс. человек — прим. ред.) сам обратился к нам с запросом на франшизу. Он не только отбил свои вложения уже в первый месяц после открытия, но и заработал 400 тыс. руб. сверх этого. В целом у наших франчайзи-партнеров получается вывести точку на окупаемость через 8-12 месяцев, а ежемесячная выручка составляет 1,2 млн руб.

Чем помочь франчайзи?

В начале развития франчайзингового направления мы лично курировали их открытие: управляющая компания помогала наладить маркетинговые коммуникации, подготовить суши-мастеров. В тот момент у нас уже работал выездной повар, который учил сотрудников на местах, выстраивал работу кухни. После запуска первого франчайзи-партнера мы систематизировали наши знания: подготовили ответы на частые вопросы, выстроили структуру по открытию.

Могу дать несколько советов для франчайзинговых компаний из сферы общепита по поводу того, какие маркетинговые активности хорошо сработают в малых городах.

  • Открытие точки должно стать праздником для города. Устройте громкое мероприятие с с розыгрышами, лотереями. Но перед этим стоит подготовить аудиторию в социальных сетях, чтобы набрать клиентов для хорошего старта.
  • Распространите листовки вашего бренда в офисах или квартирах с посуточной арендой. Это помогает прийти сразу туда, где клиент «живет» и вручать адресное предложение. В результате можно получить регулярный поток заказов: работники бизнес-центра начинают заказывать еду в заведении из листовки, а арендаторы принимают решение об ужине в его пользу.
  • Проводите постоянные акции с небольшими подарками. Это могут быть билеты в кино или любой другой кобрендинг, позволяющий бренду запомниться и создать эмоциональную привязанность. В крупных городах подобные маркетинговые активности уже поутихли, однако в малых до сих пор дают свой эффект.

Напоследок скажу, что франчайзинг в России все еще находится в стадии развития.

За последний год о выходе на рынок заявили 430 новых проектов — и это несмотря на пандемию. А франчайзинг в малых городах — отличный способ расширяться без больших трат на открытие новых точек.

Читайте также на DK.RU: Чужой бренд за свои деньги. Стоит ли ввязываться в франшизу и как правильно это сделать

Обсудить

Самое читаемое
  • «Высоцкий-2» обойдется Андрею Гавриловскому в $150 млн«Высоцкий-2» обойдется Андрею Гавриловскому в $150 млн
  • Как скажется на бизнесе переход на единый налоговый платеж — Роман РечкинКак скажется на бизнесе переход на единый налоговый платеж — Роман Речкин
  • Экономисты вновь прогнозируют обвал национальной валюты до 70–80 руб. за долларЭкономисты вновь прогнозируют обвал национальной валюты до 70–80 руб. за доллар
  • «Мы вынуждены будем пожертвовать доходностью. Но это плата за спокойный сон инвестора»«Мы вынуждены будем пожертвовать доходностью. Но это плата за спокойный сон инвестора»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.