Подписаться
Курс ЦБ на 19.12
80,03
94,25

Павел Башмаков: «Самые желанные художники у россиян — Иван Айвазовский и Сальвадор Дали»

Екатеринбург принимает выставку Пабло Пикассо, ранее показанную в Эрмитаже. Владелец работ рассказал DK.RU о коллекционировании, арт-рынке в эпоху ковида, и почему наш город сложен для арт-проектов.

Павел Башмаков — коллекционер графики. В 2010 году он основал галерею PS Gallery в Санкт-Петербурге. На данный момент в ней представлена крупнейшая в России коллекция оригинальной графики Сальвадора Дали. Галерея организует эксклюзивные художественные проекты в городах России. Выставка «Пабло Пикассо среди поэтов», которая проходит в галерее «Синара Арт», — уже третий проект PS Gallery в Екатеринбурге. 

Выставки Пикассо если не в Екатеринбурге, то в мире проходят довольно часто. В чем уникальность вашего проекта «Пабло Пикассо среди поэтов»?

— Начнем с того, что его создали кураторы Государственного Эрмитажа. В 2019 году в музее прошла серия выставок, посвященных сюрреалистам. Экспозиция Пабло Пикассо была первой. Художник не входил в группу сюрреалистов, но считался близкой к ним фигурой, и сами сюрреалисты видели в нем «своего». Кстати, Гийом Аполлинер произнес слово «сюрреализм» именно по поводу творчества Пикассо.

Эрмитаж сформировал концепцию и конструкцию выставки на материале моей коллекции. Кураторы представили творчество Пикассо сквозь призму его знакомств и дружбы с поэтами той эпохи. Их было так много, что художник даже повесил над входом в мастерскую табличку «Место встречи поэтов». Он и сам пробовал писать стихи. Выставка «Пабло Пикассо: художник среди поэтов» не просто раскрывает тонкости художественных произведений мастера, но и рассказывает о его жизни, связях с Максом Жакобом, Жаном Кокто, Ильей Зданевичем, Амбруазом Волларом.

Мы сохранили концепцию кураторов Эрмитажа, но дополнили ее мультимедиа: «оживили» работы, представленные в экспозиции. Медиаконтент для проекта создавала группа молодых дизайнеров и ИТ-специалистов (всего человек 20) в течение четырех месяцев. Это был колоссальный труд. В результате персонажи по-настоящему «живут» и взаимодействуют друг с другом на глазах у зрителя, и он может полностью погрузиться в эту «реальность».

На мой взгляд, симбиоз классического выставочного формата и мультимедиа соответствует ожиданиям разных категорий посетителей. Мы всегда получаем восторженные, либо очень восторженные отзывы на такие проекты (у нас их три). Замечу, что зритель сначала попадает в зал с оригинальными работами Пикассо и только потом оказывается в мультимедиа-пространстве, где воспринимает увиденные ранее произведения под «другим углом». Чтобы покинуть выставку, надо опять пройти через зал с графикой.

Как вы пришли к коллекционированию произведений искусства и к выставочной деятельности?  

— Я не решал для себя, что с завтрашнего дня займусь коллекционированием — это было бы довольно странно. Я всегда увлекался живописью и графикой с одной стороны, и предметами коллекционирования, с другой. В меньшей степени антиквариатом, в большей — интересными, оригинальными интерьерными предметами прошлого. Около 12 лет назад я подумал: почему бы не создать бизнес в этой сфере? И начал возить из Европы вещи в стиле ар-нуво — столовые приборы, вазочки, небольшие предметы мебели. Позднее спектр стилей и объектов расширился. Не скрою, мои дела шли хорошо.

Однажды я решил нарисовать на бумаге идеальный дом — с холлом, кухней, столовой, спальнями и кабинетом, чтобы понять, каких интересных предметов нет в моем магазине. И обнаружил: стены-то пустые.

Я понимал, что не могу возить живопись больших мастеров, ведь их полотна стоят миллионы. Правда, позднее выяснил, что цены могут быть «скромнее»: к примеру, небольшую работу Огюста Ренуара можно купить за €50-60 тыс. В общем, у меня был выбор: сфокусироваться на живописи неизвестных мастеров, или на графике известных. Я отдал предпочтение второй, поскольку для большинства людей все-таки важен автор.

Сальвадор Дали, Жоан Миро, Пабло Пикассо — такие имена воздействуют сильнее, нежели художественные качества картины мастера с менее известной фамилией.

Мне нравилось приобретать что-то и для себя. Однажды в Париже библиофил предложил мне серию иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии», состоящую из 100 ксилографий. Я согласился, решив, что буду постепенно ее продавать. Не могу сказать, что эти работы активно покупали. Но я начал глубже изучать феномен графики, ее разнообразие и Парижскую школу, художники которой как раз очень развили этот вид искусства. Постепенно у меня стали появляться работы Дали, Михаила Шемякина, Марка Шагала, Леонор Фини и других мастеров. В какой-то момент я осознал, что из моей коллекции Дали можно сформировать выставку. Своей идеей я поделился с друзьями из Краснодара. Это стало поворотным моментом. Первая выставка (2016 г.) прошла с огромным успехом. Я понял, что мне интересно создавать экспозиции, закладывать в них идеи и смыслы.

Сейчас у меня семь проектов, они посвящены Пабло Пикассо, Василию Кандинскому, Марку Шагалу, русским художникам-эмигрантам, изменившим историю искусства 20 века. Есть красивый проект «Шедевры мастеров Парижской школы», рассказывающий о более чем 30 художниках. Но Сальвадор Дали остается локомотивом коллекции. Не потому, что я страстно увлечен его творчеством, мне он в большей степени интересен как личность, чем как художник. Однако результаты исследований показывают, что самые желанные авторы у россиян, посещающих выставки — Иван Айвазовский и Сальвадор Дали. Они опережают других художников с огромным отрывом. Выставка Дали — всегда главное событие в городе.

Павел Башмаков: «Самые желанные художники у россиян — Иван Айвазовский и Сальвадор Дали» 1

Фото с выставки «Пабло Пикассо среди поэтов».

Когда вы привезли первую выставку в Екатеринбург? Как вы в целом выбираете города для проектов?

— Первый проект «Гении русского зарубежья. Возвращение имен» состоялся в 2019 году в галерее «Синара Арт». Потом был Дали, а сейчас Пикассо.

Как правило, на нас выходят региональные музеи и выставочные залы с предложениями о проведении выставок. Некоторые города представляются интересными мне лично. Для меня важно, чтобы выставка получила отклик. Мне не интересно везти проект, если его будут смотреть 5–10 человек в день. Это попусту потраченные силы, время, любовь. Наша страна очень неоднородна по активности людей в разных городах. Лучше ходят на выставки там, где развит бизнес, где жизнь кипит. В портовых городах проекты всегда проходят хорошо, яркий пример — Калининград. Город не большой, но люди там активные, есть хороший музей. В городе-миллионнике Омске на выставки приходит в три раза меньше посетителей, чем в Калининграде. Там никому ничего не интересно. Регион стагнирующий, и людям не до искусства. 

Как вы оцениваете с этой точки зрения Екатеринбург?

— Екатеринбург — сложный город для выставочных проектов, но его сложность обусловлена другими факторами, чем в Омске. У меня не было ни одной коммерческой выставки в Петербурге или Москве, и Екатеринбург тяготеет к этим городам: он большой, столичный, там проходит масса различных мероприятий. Возможно поэтому наши проекты в Екатеринбурге несколько теряются.

Что вы вкладываете в словосочетание «коммерческая выставка»?

— Это выставка, на которую продаются билеты. Галерея «Синара Арт» продает билеты на нашу выставку, Эрмитаж — нет. Это абсолютно некоммерческая история. Мы просто получаем огромное удовольствие от сотрудничества с одним из главным музеев мира.

Вы позиционируете свою выставочную деятельность как просветительскую. Есть ли в ней бизнес?

— Одно без другого не может существовать. В какой-то момент я пришел к выводу: когда чем-то занимаешься, нельзя думать о деньгах как таковых. Конечно, в начале жизненного пути не у каждого есть такая возможность. Но потом, когда (и, если) она появляется, нужно заниматься тем, что нравится, не просчитывая конкретный доход. Тогда деньги придут.

Я плачу зарплату сотрудникам, в трех проектах есть мультимедийная составляющая (это дорого), организация выставки стоит денег, не говоря уже о средствах, потраченных на приобретение самого «контента». Все это, как минимум, надо окупать. Не скрою, какие-то проекты уходили в минус, но в последнее время мы научились не допускать подобного. 

Я шопоголик: каждые выходные выделяю по 3–4 часа для изучения мирового аукционного пространства. У меня масса идей для выставок. Чтобы воплощать их, нужно приобретать новые объекты. На какие средства? На заработанные на выставках. Получается замкнутый круг.  

Павел Башмаков: «Самые желанные художники у россиян — Иван Айвазовский и Сальвадор Дали» 2

Фото с выставки «Пабло Пикассо среди поэтов».

>>> Читайте также на DK.RU: Как инвестбанкир прошел путь от покупки «картины в кабинет» до продаж на Sotheby’s

Можете рассказать о самых интересных/успешных/желанных приобретениях?

— Начну с того, что в последнее время у меня больше поводов для расстройства. Это связано с тотальным обесцениванием денег в Европе из-за «пандемийных вливаний». Люди не верят, что через полгода или год деньги будут иметь ту же покупательскую способность, что и сегодня, поэтому активно их вкладывают: кто-то покупает золото, кто-то недвижимость, кто-то искусство. В связи с этим устоявшиеся цены на рынке взлетели процентов на семьдесят, а то и удвоились.

Кроме того, отношение к графическим сюитам стало хищническим. Как правило, такие серии исчисляются дюжинами, работы облачаются в специальную папку, дополняются текстами — в результате получается самостоятельный, целостный арт-объект в жанре livre d’artiste (фр. «книга художника»). В последние полтора года я регулярно вижу, как такие произведения скупаются на аукционах в Европе, а потом продаются в США поштучно, причем каждый лист чуть ли не по стоимости целой сюиты. У меня сердце кровью обливается, ведь сюит относительно немного, и половина — в музеях.

Что касается удач, позапрошлым летом я купил на аукционе замечательную раннюю работу Михаила Шемякина, масло на дереве. Продавец не понимал, что это Шемякин. У художника очень «вязевая» подпись: увидев однажды, ты никогда ее ни с чем не перепутаешь. Я купил эту картину очень дешево, до последнего не верил, что все получится. Примечательно, что в Париже мне ее вынесли из какого-то гаража. 

Я покупаю много работ Шемякина, рассчитываю в будущем сделать по нему проект. Сейчас я хочу усилить выставку Шагала, приобрести произведения для нового проекта, посвященного Сальвадору Дали. Мечтаю собрать полную коллекцию его скульптур из стекла. Их 23, у меня на сегодняшний день 15.

Можно ли сказать, что ваш интерес к Михаилу Шемякину обусловлен тем, что вы петербуржец?

— Как раз он мне нравится и как художник. Большой цикл Шемякина «Карнавалы Санкт-Петербурга» у меня один из самых любимых.   

Павел Башмаков: «Самые желанные художники у россиян — Иван Айвазовский и Сальвадор Дали» 3

Зал мультимедиа. Фото с выставки «Пабло Пикассо среди поэтов».

Живописные произведения Пикассо стоят десятки миллионов, как и Сальвадора Дали, Шагала и других мастеров этого уровня и известности. Каковы цены на их графику? От чего они зависят?

— Ответить на этот вопрос крайне сложно — разброс цен колоссальный, а стоимость зависит и от тиража, и от красоты работы. Некоторые листы стоят по €20—30 тыс. Дали в этом плане подешевле: до Шагала ему далеко.  

Павел Башмаков: «Самые желанные художники у россиян — Иван Айвазовский и Сальвадор Дали» 4

Павел Башмаков. Фото с выставки «Пабло Пикассо среди поэтов».

Продаете ли вы работы из коллекции?

— Бывает, но далеко не все. Мой дядя Марк Башмаков (прим. ред. — профессор, автор учебников по математике, знаменитый альпинист и один из самых известных в России коллекционеров произведений искусства парижской школы в жанре livre d’artiste) говорит, что нет работы, которую он не продал бы — все зависит от цены. В целом я готов с ним согласиться. Какие-то вещи я могу продать довольно спокойно. Но чтобы убедить меня расстаться с тем, с чем я расставаться не хочу, надо сделать очень крепкое предложение.

Работы Пикассо я не продаю. Для меня критически важно сохранить экспозицию, созданную Эрмитажем. Некоторые вещи Дали из моей коллекции настолько значимы, что люди специально приходят посмотреть на них. И у меня нет уверенности, что после продажи я смогу их быстро восполнить.

Некоторые коллекционеры годами просят меня что-то уступить. С самыми настойчивыми я выбрал следующую тактику: говорю, что вещи, которая интересует человека, у меня нет, на сайте она выставлена «просто так», а я работаю над тем, чтобы ее получить. Рано или поздно я ее действительно нахожу и привожу человеку.

Вы хотите создать музей, в котором разместится ваша коллекция и коллекция вашего дяди. Это идея или уже проект?

— Пока идея. Для ее воплощения надо решить самый тяжелый вопрос — с помещением. Мне кажется, Петербург должен быть заинтересован в том, чтобы большая, всемирно известная коллекция, которая на протяжении 12 лет постоянно гостит в Государственном Эрмитаже, осталась в городе.

Мне приходит на память Музей Берггрюна в Берлине. Хайнц Берггрюн собрал очень красивую коллекцию, включающую произведения Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Жоржа Брака, Пауля Клее и Анри Матисса. Он (еврей) был вынужден бежать из Германии. Спустя годы в качестве «жеста примирения» Берггрюн передал коллекцию родному городу. Берлин выделили под нее огромный особняк в Шарлоттенбурге. Берггрюн жил в нем вместе с собранием до конца своих дней. После его смерти, согласно условиям договора, коллекцией управляют его наследники.

Примерно так же поступил Сальвадор Дали: он завещал свое наследие Испании, но с условием, что его будет курировать фонд «Гала — Сальвадор Дали», куда входят его родственники. Они до сих пор руководят им.

Пока я не занимался вопросом создания музея очень активно, не ходил в Смольный. Думаю, музей будет создан, но сейчас трудно сказать, в какой именно форме. Пока в Санкт-Петербурге у нас есть площадка, работающая в закрытом формате.

Выставка «Пабло Пикассо: художник среди поэтов» проходит в галерее «Синара Арт» до 27 февраля.

Фото в тексте — галерея «Синара Арт».

>>> Читайте также на DK.RU: Алиса Прудникова: «Искусство «очеловечивает» бизнес, дает ему энергию и драйв»

Павел Башмаков: «Самые желанные художники у россиян — Иван Айвазовский и Сальвадор Дали» 5

Самое читаемое
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
  • Минобрнауки сообщило, сколько баллов ЕГЭ необходимо набрать для поступления в вузыМинобрнауки сообщило, сколько баллов ЕГЭ необходимо набрать для поступления в вузы
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.