Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

«Мы продвинулись туда, куда движется все высшее образование — к цифровым вершинам»

УрФУ активно развивает новый сервис «Проектное обучение». Разработка вошла в число финалистов номинации «Лучшее IT-решение для высшего образования» национальной премии «Цифровые вершины».

Разработку презентовали в Москве на Гайдаровском форуме. Там же сервис «Проектное обучение» был выделен среди 800 заявок, представленных на премию «Цифровые вершины». Конкуренция за лидерские позиции была нешуточной. Тем не менее сервису, разработанному в УрФУ, удалось привлечь внимание вице-губернаторов, министров цифровизации регионов, руководителей департаментов органов власти и госкорпораций. Подробнее о том, что такое «Проектное обучение», как работает сервис и какие возможности предоставляет студентам и работодателям региона, рассказали представители вуза во время тематического круглого стола.

«Проектное обучение». Что это?

Разработка представляет собой мета-сервис, платформу, интегрированную в цифровую среду вуза. Потенциальный заказчик — представитель бизнеса — регистрируется в системе университета и описывает задачу, которую необходимо решить его компании. Это может быть, к примеру, написание ПО, или маркетинговый анализ, или разработка оборудования для нужд предприятия. На этой же платформе студенты собираются в проектные команды, берут задачу в разработку и под присмотром преподавателей вуза и представителей компании-заказчика реализуют проект. Другими словами, проектное обучение делится на несколько этапов:

— инициализацию;
— подготовку;
— реализацию;
— оценку результатов проекта.

Как правило, все проекты имеют семестровый цикл.

Студенты лучше всего формируют навыки на практике. Современной молодежи не очень интересны учебные кейсы, им хочется попробовать себя в реальных задачах. Бизнес в этом случае тоже имеет возможность посмотреть на будущие кадры в деле. Для того чтобы внедрить реальную задачу в образовательное пространство, нужно много времени и сил. Тут нам на помощь приходят цифровые технологии. И наш сервис дает уникальную возможность предприятию подобрать себе студента или студентов под конкретную задачу. Академическая команда видит, чем занимается студент, — вся информация находится в системе, — отметил первый проректор по экономике и стратегическому развитию Даниил Сандлер.

«Мы продвинулись туда, куда движется все высшее образование — к цифровым вершинам» 1

Тысяча проектов за семестр

На первых порах, когда сервис находился в стадии разработки, к нему подключились шесть компаний-партнеров. Однако через некоторое время стало понятно, что «Проектное обучение» необходимо превращать из локального начинания в нечто более глобальное. Теперь, к примеру, все участники работы над конкретным проектом могут одновременно работать в едином кабинете партнера. Компания может оставлять запрос сразу на несколько программ для реализации междисциплинарного проекта. Кроме того, внутри кабинета копится история взаимодействия со студентами, а контроль сроков выполнения задач по проекту контролируется при помощи уведомлений и напоминаний на электронную почту.

Постепенно мы начали наращивать количество образовательных программ. На текущий момент их 96. К сервису подключено 180 компаний-партнеров, а студенты выполняют более 1000 проектов в семестр. Все это свидетельствует о том, что мы переходим от пилотного проекта к масштабному. И интерес к нему сегодня проявляют не только ведущие предприятия региона, но и средние компании, НКО, органы власти и т.д., — рассказывает Валентина Овчинникова, заместитель проректора по развитию образовательной деятельности.

Среди компаний, сотрудничающих с УрФУ по линии проектного обучения, можно увидеть хорошо известные всем имена: ТМК, Сбер, УОМЗ, SAP, УЦСБ, СКБ Контур, УГМК, Naumen, ГК «Хост» и др.

Коворкинги — в помощь

При решении проектных задач студентам УрФУ доступна вся вузовская инфраструктура: проводить брейнстормы можно во внутренних коворкингах, опыты — в лабораториях. Да и сами партнеры, подключенные к системе «Проектное обучение», с удовольствием принимают студентов в своих стенах, где показывают, как работает предприятие, и предоставляют командам собственные мощности для работы над проектом.

«Мы продвинулись туда, куда движется все высшее образование — к цифровым вершинам» 2

На текущий момент под коворкинги в УрФУ переведено порядка 4 тыс. м2 площадей. К слову, обустроить некоторые из них тоже доверили студентам. Это был отдельный проект, загруженный в систему. Ребята сами раскрашивали стены и заказывали мебель.

До сих пор на столах (а они, кстати, белого цвета) нет ни одной надписи. Все они — в идеальном состоянии. А все потому, что студенты делали это пространство сами для себя, — добавляет Валентина Овчинникова.

Работу в реальных проектах студенты действительно ценят. У них есть возможность еще на стадии обучения понять внутреннее устройство отрасли, в которой они хотят работать.

Студенты, выполнившие успешную работу, могут трудоустроиться в компанию. Ведь одно дело — выполнять учебную задачу, другое — понимать, кому эта задача может принести конкретную пользу. Кроме того, успешный проект — ценная вещь для портфолио, — отмечает Анна Зорина, заместитель начальника управления стратегического развития и маркетинга.

Как «Проектное обучение» работает на практике. Кейсы

Участники круглого стола рассказали, над какими конкретно проектами работали ребята в последнее время.

Так, к примеру, Уральский государственный горный университет заказал студентам УрФУ исследования антиоксидантных свойств биологически активных полифенольных соединений (это биологически активные вещества, присутствующие в различных источниках пищи, включая фрукты, овощи, орехи, злаки и напитки). Надо отметить, что комплексное исследование этих органических соединений было проведено впервые.

«Мы продвинулись туда, куда движется все высшее образование — к цифровым вершинам» 3

Другая группа студентов работала над созданием веб-приложения для автоматического подсчета труб на фотографии с помощью технологий машинного обучения и компьютерного зрения (ML, CV). Заказчиком проекта выступала Трубная Металлургическая Компания. Дарье Гуськовой, Дмитрию Итяйкину и Владимиру Еншову удалось создать систему, работающую на нейросетях. Разработанное ими приложение подсчитывает количество труб на снимках, снятых на телефон, т.е. не самого лучшего качества.

Читайте также на DK.RU: Виктор Кокшаров, УрФУ: «Работу вуза нельзя представить в отрыве от реальной экономики»

Не менее масштабный проект студенты выполняли для «НПО Автоматики». Ребята разрабатывали настольный четырехосевой 3D-сканер, но не сам аппарат, а его модель и алгоритм работы.

Полученный прототип использует четыре оси движения и позволяет получать координаты точек поверхности с пяти сторон объекта, исключая только поверхность, контактирующую с поворотным столом. Отличительной особенностью разработки является совмещение двух наиболее часто применяемых конструкций 3D-принтеров: полярной и картезианской. Это позволяет уменьшить требования к габаритным размерам сканируемого объекта.

Работают со студентами УрФУ и крупные застройщики. Так, к примеру, Корпорация «Маяк» заказала ребятам разработку концепции использования Усадьбы Нурова и прилегающей территории. Участники проекта предложили организовать на месте усадьбы место для молодежи с несколькими ресторанами и киберклубом.

Важно, что итоговую оценку за проекты ставим не мы, преподаватели, а заказчики, бизнес. Это хорошо для будущего резюме. Таким оценкам предприятия верят больше. Да и сам процесс обучения становится совсем другим, более современным. В классической образовательной схеме сложно подобрать какие-то практические задачи, а тут они и практические, и разные, и полезные как для крупных работодателей, так и для самих студентов, — резюмировала Валентина Овчинникова.

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.