Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Строители рассказали о главных вызовах в госконтрактах

Согласно данным системы «Маркер», в России в 2021 г. объем закупок в строительстве резко вырос: если в 2020 объем рынка составлял 4 трлн. руб., то в 2021 — свыше 10 трлн руб.

Однако общее число лотов снижается с 370 тыс. в 2019 до 313 тыс. в 2020 и 308 тыс. в 2021. На этом фоне в 2021 году Свердловской области зафиксировано 15 764 участий в торгах по сравнению с 23 036 в 2020 году. Эти цифры были озвучены в Екатеринбурге на международном некоммерческом форуме по закупкам в строительстве и проектировании World Build/State Contract.

Свердловская область подтверждает общероссийскую тенденцию: заметное снижение конкуренции в сфере закупок в строительстве (возведение муниципальных и государственных объектов). Но есть отличие: сумма строительных закупок в 2020 году в нашей области составила 177 млрд. рублей против 156 млрд.р в 2021 году. У нас не только подрядчиков, но и денег в закупках становится меньше. Одна из основных причин снижения числа участников, увеличения (в России) и снижения (в Свердловской области) денежных объёмов — рост цен на строительные материалы: исполнители останавливали работы, расторгали или не заключали контракты, опасаясь нестабильности в финансовом положении, повышали или не смогли повысить стоимость контракта. На нашем форуме мы говорили о том, как решить эту и другие проблемы, как улучшить законодательство о закупках», — говорит представитель организаторов форума, Денис Снетков, заместитель генерального директора по связям с общественностью СРО «Уральское объединение строителей и «Лига проектных организаций».

5000 строителей и проектировщиков из разных регионов России озвучили ключевые вызовы и решения, в том числе в связи с санкциями. Публикуем наиболее острые из них:

1.Оказать поддержку строительной отрасли, в том числе в связи с санкциями и ростом стоимости материалов:

1.1. Строители вынуждены нести двойное финансовое бремя, оплачивая взносы в компенсационные фонды СРО и банковские гарантии. И то, и другое обеспечивает финансовую ответственность компаний.

Убрать излишнюю нагрузку на малый и средний бизнес (МСБ), отменив банковские гарантии, а взносы в компенсационные фонды вносить не при вступлении в СРО, а только после победы в тендере.

1.2. Молодым сложно пробиться на рынок. По данным Сбербанка, только 60% строительных компаний выживают спустя три года работы.

Выбирать победителя конкурса из числа новых компаний МСБ не по опыту, а по квалификации. Последнее даст возможность новым малым компаниям наработать опыт.

1.3. Сегодня, вне зависимости от формата участия в закупках (аукцион или конкурс), цена по-прежнему является единственный критерием выбора подрядчика. Однако строительство — отрасль, где важно, прежде всего, качество работ.

Отменить аукционы в строительстве, которые позволяют демпинговать, установить минимальное значение нестоимостных критериев (60%) и максимальное значение критерия цена — 40%.

1.4. В 2022 году Минстроем РФ предусмотрен переход строительства на ресурсно-индексный метод (строительство не по устаревшим расценкам, а по реальным рыночным ценам). Для этого в России заработала система ФГИС ЦС, куда поставщики должны заносить действительные цены на стройматериалы. Но только около 10% производителей подают свои данные.

По мнению поставщиков, ФГИС ЦС — неудобная система, работа с которой требует финансовых издержек. Поэтому сметы контрактов по-прежнему устаревшие. Необходима доработка системы.

1.5. В связи с санкциями начался очередной скачок роста цен на стройматериалы.

Внести в постановления Правительства РФ и ФЗ о закупках дополнительный критерий «заказчик обязан изменить существенные условия контракта и повысить стоимость контракта в связи с увеличением цен на материалы и оборудование вследствие санкций в отношении РФ».

1.6. Повышение стоимости контракта после повышения цен на стройматериалы может составлять более 30 процентов.

Разрешить увеличить стоимость контракта до 50 процентов (сегодня возможно до 30%) в связи с ростом стоимости строительных материалов, в том числе по причине санкций.

2. Регулировать действия подрядчиков, которые предоставляют для конкурсов в качестве подтверждения опыта работы недостоверную информацию (подложные документы, справки о несуществующих объектах).  Для этого планируется создать рейтинг деловой репутации подрядных компаний (учитывать материально-техническое состояние подрядчика, его финансовое положение, опыт работы, перечень конкретных объектов).

3. Подрядчик выигрывает тендер, приводит для стройконтроля (контроль качества строительно-монтажных работа аффилированного исполнителя, который специально падает в цене, и не дает дорогу профессиональным участникам. В результате, участились случаи, когда в муниципальных, вновь построенных объектах происходит обрушение той или иной конструкции.

Устранить демпинг со стороны участников закупок, аффилированных с исполнением работ в части строительного контроля. Реализовать новую норму закона, в которой заказчик получал бы право отклонять заявки на строительный контроль участников, аффилированных с исполнением работ, а также предусмотреть в ФЗ цивилизованную стоимость строительного контроля (сейчас заказчик идут на намеренное снижение стоимости работ по стройконтролю).

4. Проектировщик подготовил проект объекта, например, стоимостью 800 млн.р. и со сроками строительства 8 месяцев, финансирование предусмотрено на три месяца: 100 млн.р. первый год, столько же во второй год и 600 млн.р.  – третий год. Приходится охранять объект три года.

Синхронизировать сроки строительства и финансирования.

5. После заключения контракта подрядчики приезжают на стройплощадку — объект не соответствует тендерной документации от заказчика. Заказчик выкладывает тендер по капитальному ремонту, а исполнитель сталкивается с тем, что нужно производить реконструкцию.

Ввести систему профессиональной оценки заказчиков и персональную ответственность заказчика за несоответствие техническому заданию.

Остальные инициативы можно посмотреть на сайте форума.

Все предложения, порядка 50 инициатив по совершенствованию законодательства, направлены нами в Минстрой РФ, в Минфин РФ, в ФАС РФ для выработки дальнейших законодательных инициатив, — добавляет Денис Снетков.

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.