Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

«Это выбросит нас с международных рынков». Владимир Лисин — о экономике и действиях власти

Владимир Лисин
Владимир Лисин. Иллюстрация: ТАСС

«Санкции могут казаться сколько угодно несправедливыми, с элементами коллективной ответственности, если хотите, но гибель людей и разрушение городов будут пытаться остановить любыми средствами».

Сложную экономическую ситуацию, в которую Россия попала после начала военной операции в Украине, крупный бизнес практически не комментирует. Исключением стал Владимир Лисин, основной акционер НЛМК, он назвал ситуацию «очень тяжелой» и призвал правительство не делать ее еще хуже за счет непродуманных решений, пишет «Коммерсантъ».

Владимир Лисин публично высказал свое мнение о происходящем впервые с конца февраля, он уверен, что сейчас речь идет не о развитии, а о выживании бизнеса.

Разрушаются формировавшиеся годами цепочки поставок, сбоят логистика, платежная и финансовая инфраструктура. И на этом фоне ежедневно меняются правила игры, появляются новые ограничения. В условиях высокой неопределенности мы меняем бизнес-процессы, стараемся выполнять свои социальные обязательства.

Владелец НЛМК высказал серьезную озабоченность той скоростью, с которой в России сейчас принимают решения: «Очевидно, многие меры сейчас принимаются стремительно, их последствия не были проанализированы в полной мере. Мне кажется, скорость должна уступить место выверенности, адекватности, чтобы последствия не оказались разрушительными для отечественной промышленности, где заняты миллионы человек».

Одна из таких  инициатив — расширение списка экспортных товаров, которые предполагается продавать за рубли. Сейчас речь идет о том, что за рубли, помимо газа, будут продавать и металл.

Идея в том, что за рубли можно начать продавать удобрения, зерно, нефть, металлы, лес, что-то еще. Не знаю, может, с газом что-то получится, но остальное? — подчеркивает Владимир Лисин. — Мы на протяжении десятилетий боремся за экспортные рынки, где нас никто не ждет. Выстраивали отношения с тысячами клиентов в 70 странах. Сложно представить, что может убедить наших покупателей переключиться на расчеты в рублях и нести валютные риски. Логистические проблемы уже усложнили доставку продукции до потребителя. Переход на платежи в рублях просто выбросит нас с международных рынков.

Еще одной не слишком хорошей идеей Лисин назвал законопроект о делистинге депозитарных расписок российских компаний с иностранных бирж.

Как это может помочь стабилизировать экономику? Минэкономразвития считает, что это снизит риск потери контроля при покупке акций по низким ценам. Ну если сейчас кого-то из российских эмитентов это беспокоит, они вправе сами принять решение о делистинге, никто не мешает. Пока же предложенный законопроект несет не снижение рисков, а рост. Ущемляются права акционеров, которые поверили в Россию и многие годы инвестировали в российский рынок, например, тех, кто не может держать российские акции напрямую. Они никакого отношения к политике не имеют, и есть риск, что их права собственности просто будут утрачены.

Лисин заявил, что правительство на самом деле пытается найти способы поддержки бизнеса в сложившихся обстоятельствах, «например, министерства прорабатывают вопросы поддержки инфраструктурных проектов для развития внутреннего потребления, обсуждается возможность стимулирующей стройку льготной ипотеки, введен мораторий на проверки, это полезные, но локальные инициативы».

Однако рецепт, по мнению бизнесмена, сейчас один — давать возможность бизнесу, большому и малому, и самим людям приспособиться к новым условиям:

Не надо пытаться все администрировать до дыр, это только вредит бизнесу. Сегодняшняя ситуация — это больше чем очередной экономический кризис, с которыми мы сталкивались ранее. Она требует гораздо более серьезного подхода и качественных, взвешенных решений.

Сейчас жизнь бизнесу совсем не упрощает фиксация цен на металлопродукцию на внутреннем рынке и отказ от формульного ценообразования на основе рыночных индексов: «Мы видим, например, что за последние недели поставщики материалов, оборудования, комплектующих подняли цены в разы. В таких условиях заморозка цен на конечную продукцию приведет к тому, что ее выпуск просто прекратится из-за убытков».

Мы уже видим, как растет стоимость перевозок, — добавляет Владимир Лисин. — Только появилось предложение ОАО РЖД увеличить тариф для экспортных перевозок металлов на 30%, как уже озвучено новое предложение — ежеквартально индексировать тарифы на величину инфляции и курсовой разницы. Вообще, идея индексировать транспортные тарифы при фиксации цен на все остальное приведет к тому, что возить по железной дороге можно будет только металл и удобрения, остальное — только грузовиками. Для сельского хозяйства это вообще будет полный коллапс.

Также, по мнению бизнесмена, вызывает озабоченность инициатива по созданию консолидированного парка вагонов под управлением ОАО РЖД: «Частные компании поддержали отечественное машиностроение и купили новых вагонов на 2 трлн руб., сейчас их более 70% всего парка. Теперь предлагается передать их в управление РЖД. Зачем? Видимо, забыты времена хронического дефицита вагонов. При этом у РЖД уже есть самый крупный оператор подвижного состава в стране — ФГК. С ее помощью можно решить все государственные задачи».

Говоря о возможности введения против него личных санкций, Владимир Лисин пояснил: «Эта необходимость не может не вызывать тревоги, потому что санкции способны разрушить все, что создавалось на протяжении многих лет». Речь идет не только о личном благополучии, но и о «каскаде негативных последствий для десятков тысяч работников и еще десятков, а может, и сотен тысяч сотрудников различных компаний-партнеров и клиентов».

С другой стороны — и это важная часть моего отношения,— стыдно жаловаться на личные проблемы в ситуации гуманитарной катастрофы,— добавил Лисин.— Санкции могут казаться сколько угодно несправедливыми, с элементами коллективной ответственности, если хотите, но гибель людей и разрушение городов будут пытаться остановить любыми доступными средствами.

К экономическим мерам, считает он, нужно относиться как к «альтернативе силовым действиям, которая дает ситуации шанс не скатиться к глобальному конфликту, способному обернуться катастрофой уже для всех».

Читайте также: «Экономика сохранится, но степень ее ущербности подрастет»

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.