Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Сибири поможет Китай, промышленные города ждет коллапс. Как теперь будут жить регионы РФ

Ученые МГУ прогнозируют рост экономических проблем и безработицу в крупных городах и центрах промышленной и обрабатывающей промышленности. Пострадает и сфера обслуживания, но только в мегаполисах.

Как будут жить субъекты Российской Федерации в новых экономических реалиях? Ученые МГУ представили краткосрочный прогноз развития ситуации в стране и предположили, кому будет легче и сложнее всего пережить санкции.

Главный риск для регионов сейчас — в спаде промышленного производства и росте безработицы, скрытой и официальной, а также в снижении налоговых доходов региональных бюджетов. Эксперт по экономике регионов, профессор географического факультета МГУ им. Ломоносова Наталья Зубаревич на панельной сессии в рамках конференции «Ломоносовские чтения», прошедшей 18 апреля, пояснила, что нынешний санкционный кризис не похож на проблемы с экономикой в 2014-2015 гг. и на то, что происходило с 2020 г., — ни по охвату пострадавших отраслей, ни по скорости восстановления. Зубаревич считает, что нынешний кризис затронет абсолютно всех, тогда как в 2015 г. это были точечные удары, а от коронавирусного спада экономики удалось быстро оправиться, пишет РБК.

Кто в зоне риска

Уход иностранных компаний, запрет на поставки комплектующих, внутренние ограничения на экспорт, снижение спроса на сырье из России, хаос в логистике — со всеми этими проблемами столкнулись все регионы страны.

Зубаревич считает, что сложнее всего придется промышленным центрам, где велика доля занятых на обрабатывающих производствах. Две трети промышленных производств находятся в 16 регионах страны. Занятых в обрабатывающих отраслях очень много в Центральном федеральном округе (больше всего — во Владимирской, Калужской областях), Поволжье (Ульяновская область, Марий Эл, Удмуртия), в регионах «нефтегазового» Урала (Челябинская, Свердловская области) и Северо-Западного ФО (Новгородская и Вологодская области).

Машиностроение при этом выделяется отдельно. Регионы понесут прямые потери от ухода иностранных производителей, в том числе на автопроме (Калужская область), спад ожидается на предприятиях, использующих импортные комплектующие (транспортное, энергетическое, нефтегазовое машиностроение, это касается Тверской, Свердловской областей). При этом проблемы крупнейших игроков региона отразятся на смежных предприятиях.

Зубаревич считает, что сложности будут и у регионов, где высока доля предприятий топливно-энергетического комплекса и нефтегазохимии. Сильно пострадает Кемеровская область из-за санкций, наложенных ЕС на поставки в Европу (на них приходилось 25% экспорта российского угля).

Перенаправить на азиатский рынок такой объем невозможно из-за исчерпания пропускной способности Транссибирской магистрали, — предупреждает эксперт.

Запреты на экспорт и персональные санкции затронут и металлургические центры, ориентированные на рынки США и Европы, это Череповец в Вологодской области и Старый Оскол в Белгородской.

Из-за запрета на вывоз продукции в Евросоюз пострадают лесная и целлюлозно-бумажная отрасли. Удар придется по Карелии, Архангельской области, Коми, так как именно они поставляли сырье в Европу. В Сибири ситуация проще, там заводы имеют контракты на поставки древесины и целлюлозы в Китай на несколько лет вперед.

Очевидно, что дальневосточные и сибирские регионы, имеющие торговые связи с Китаем, пострадают в меньшей степени. В свою очередь, сложности могут испытать субъекты РФ с высокой долей экономики, связанной с иностранными компаниями и импортными комплектующими, — Калужская, Калининградская, Ленинградская области, — добавила старший директор — руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова.

Выживание под вопросом

Удар примет на себя и сектор услуг и торговли, считает Наталья Зубаревич. Эта сфера наиболее развита в крупных городах и региональных центрах. Сокращение спроса и платежеспособности населения приведет к сокращениям. Эксперт поясняет: если крупный бизнес может позволить себе оставлять работников хотя бы на минимальных зарплатах, у работодателей из сферы услуг такой возможности нет. Зубаревич прогнозирует большую волну увольнений в Воронежской, Ивановской, Калининградской, Ростовской, Нижегородской, Пензенской областях.

На конец 2022 г. консенсус-прогноз по безработице составляет 7–8%, по спаду реальных доходов населения — 5–10%. Эксперт при этом прогнозирует рост неполной занятости и скрытой безработицы, когда люди работают неполный день и за сокращенную зарплату.

Зубаревич при этом подчеркнула, что прогнозы актуальны на конец первой декады апреля, давать более долгосрочные оценки просто невозможно, условия меняются слишком стремительно. Елена Анисимова согласна с тем, что сейчас невозможно спрогнозировать ситуацию в стране даже на начало лета:

Итоги года будут зависеть и от курса рубля, и от возможностей страны перестроить экспортные и импортные потоки, и от решения логистических вопросов, — говорит она. Неопределенности, по ее словам, добавляет и то, что фактическая зависимость экономики регионов от иностранной составляющей неизвестна — таких данных нет.

На расходы регионов может сильно повлиять инфляция при снижении налоговых поступлений, как по налогам на прибыль и совокупный доход, так и по НДФЛ. Анисимова подчеркивает, что в этом случае региональные бюджеты уйдут в серьезный дефицит.

Но, по нашим расчетам, в прошлом году у 75 субъектов РФ выросли остатки на счетах, что позволит им частично финансировать дефициты, — отметила представитель АКРА.

Напомним, 20 апреля Госдума во втором и третьем чтениях одобрила закон о поддержке финансовой стабильности региональных бюджетов. На бюджетные займы для рефинансирования долговых обязательств регионов и муниципалитетов решено выделить до 390,7 млрд руб. из федеральной казны (изначально речь шла о 255,3 млрд).

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.