Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

«Одни хотят вывести за рубеж все свои активы, другие — вернуть деньги в Россию»

«Одни хотят вывести за рубеж все свои активы, другие — вернуть деньги в Россию»
Иллюстрация: Личный архив

«Некоторые клиенты опасаются, что в будущем продать бумаги и вовсе будет невозможно». В каких случаях зарубежные банки закрываются для российских клиентов и какие варианты инвестиций у них остаются?

Константин Ванеев, основатель финансово-консалтинговой компании Constant Capital, рассказывает, как санкции изменили жизнь инвесторов и работу брокеров, почему одни клиенты хотят вывести деньги из России, а другие — завести их в страну, как люди пытаются сохранить капитал и кому сейчас комфортнее всего.

— Что происходит на рынке и у инвесторов? Те, кто вкладывал в иностранные активы через брокеров банков, попавших в SDN-лист (под блокирующие санкции: Сбер, ВТБ, Альфа-банк, Открытие, Совкомбанк и ряд других), столкнулись с необходимостью перевести их активы к другим брокерам. Сейчас это одна из самых частых задач для состоятельных клиентов. Причем у них есть запрос не только на то, чтобы перевести бумаги к брокеру не под санкциями и минимизировать риск блокировки, но и чтобы эти бумаги были ликвидными.  

С последним есть сложности. Сейчас, из-за временного отсутствия «моста» между российским и европейским депозитариями, НРД и Euroclear, нет возможности продать бумаги, находящиеся в российском контуре, на хранении в НРД. Переводы клиентских активов, например, из ВТБ или «Открытия», к любым другим брокерам, происходили внутри Национального расчетного депозитария (НРД). И технически их сейчас не могут завести в Best Efforts Bank — депозитарий, который пока еще обеспечивает возможность торговли на иностранных рынках.

Петербургская биржа работает, но клиенты, у которых иностранные бумаги были куплены через санкционные банки, сейчас не могут их продать, потому что те хранятся в российском контуре.

Наши брокеры-партнеры реализовали возможность купли-продажи этих бумаг между своими же клиентами. По сути, происходят внутриброкерские сделки.

Цены на большинство бумаг сейчас настолько низкие, что мало кто заинтересован в том, чтобы фиксировать убытки — большинство ждет восстановления рынка. Продавать, конечно, хотят далеко не все, но некоторые клиенты опасаются, что в будущем это и вовсе будет невозможно в части иностранных бумаг.

Потенциально такие риски исключать нельзя — если произойдет полное ограничение возможности продажи и покупки иностранных бумаг для российских инвесторов по принципу резидентства.

 Все зависит от того, в какой юрисдикции открыт брокерский счет. Европейские или американские компании могут попросить клиентов перевести бумаги и закрыть счета, если у клиентов-россиян нет хотя бы вида на жительство за рубежом. Ряд европейских стран по-прежнему дают россиянам ВНЖ, но нужно подтвердить финансовую независимость, приобрести недвижимость или заключить реальный договор аренды с оплатой жилья на год вперед. Есть еще ряд нюансов, но европейский ВНЖ позволяет большинству европейских банков сохранить счет клиенту и позволить ему продолжить им пользоваться.

Читайте также на DK.RU: «Единственная цель инвестиций — обеспечить "третий возраст". Остальные цели — ложные»

Можно также инвестировать через некоторые условно дружественные юрисдикции, но это уже вариант для состоятельных людей. Так, у нас есть клиенты, которые зарегистрировали семейный траст в ОАЭ и инвестируют через него. Компания, зарегистрированная в Эмиратах, может открыть счет в любом европейском банке или брокере. Тот факт, что конечный бенефициар — это российское лицо, для ОАЭ не предоставляет сложностей — главное, чтобы деньги на счет семейного траста приходили не из России. 

Кто в Россию, кто из России

У нас зачастую встречаются два противоположных запроса. Часть клиентов хотят вывести за рубеж все свои активы, исключив российский риск, оформить второе гражданство (турецкий паспорт можно получить при покупке недвижимости кадастровой стоимостью более 250 тыс. долларов), и открывать счета уже на его основании. Сложность здесь в том, что сейчас из России можно вывести не более $10 тыс. валюты. Но на рублевые переводы ограничений нет, и мы помогаем перевести деньги в другие юрисдикции через рублевый счет, конвертировав рубли в валюту.

Другой запрос — наоборот, вернуть деньги из-за рубежа: люди боятся блокировки и ареста активов, и в России в этом плане ощущают себя безопаснее. Правильного ответа здесь нет — в обоих случаях есть свои риски. Если у клиента есть только российские активы, которые находятся в российском депозитарии, он несет только рыночный риск, риск дефолта эмитентов, на который влияют и санкции. Но отсутствует инфраструктурный риск и риск блокировки средств, которые есть в случае владения иностранными активами.

Запрос на сохранение капитала

Среди российских бумаг клиенты в основном интересуются акциями отдельных экспортеров: «Норникель», «Фосагро», «Газпром». Но мало кто готов сам покупать отдельные бумаги — мы все же рекомендуем рассматривать вложения через открытые паевые фонды, автоследование и доверительное управление.

Надо понимать: покупка российских акций сейчас — это долгосрочная инвестиция. Мы сразу предупреждаем клиентов: чтобы рынок не только восстановился до предыдущих значений, но и показал определенный рост, нужно ориентироваться минимум на три года. У тех, кто хочет эффективно инвестировать валюту, особых вариантов, кроме как Петербургская биржа, нет. Но и в этом случае заложен инфраструктурный риск. Поэтому обязательное правило сейчас: не вкладывать всю сумму в однотипные инструменты, необходимо портфельное инвестирование.

Сейчас российский рынок акций всерьез рассматривают даже те клиенты, которые раньше его не воспринимали.

Они сравнивают его с иранским и понимают: в перспективе российскому рынку некуда деваться, кроме как расти. С одной стороны, он автономен, с другой — совокупный объем капитала только состоятельных клиентов, по данным исследования Credit Swiss Wealth Report в 2019 году, оценивают в $1,4 трлн. Если даже его небольшая часть пойдет на российский рынок, текущая капитализация которого — примерно $400 млрд, это приведет к неизбежному росту. Плюс 1 трлн руб. из ФНБ, обещанные государством, плюс обратный выкуп акций самими компаниями — все это может быть катализатором роста.

Но очень многое сейчас зависит от результатов военной операции и от геополитических факторов. При определенной нормализации и позитивном развитии событий, на российском рынке может быть очень серьезный отскок и приток дополнительных средств на клиентские счета.

Сейчас активность на рынке невелика. С другой стороны, для долгосрочных инвесторов, готовых вкладывать в российский рынок, текущие цены действительно привлекательны, это достаточно интересный инструмент, чтобы сберечь капитал от инфляции. Альтернатив ему не так много. Недвижимость перегрета и будет дешеветь — это неизбежно в условиях текущих ставок по кредитам и ожидаемым проблем с заемщиками, которые из-за потери работы, к сожалению, будут вынуждены продавать ипотечные квартиры.

«Один свесит лапки, для другого это толчок». Рынок сжался, риски выросли: как зарабатывать

Доля более-менее опытных инвесторов на российском рынке не так уж велика — большинство открывали счета как раз в последние два года и раньше не сталкивались с просадкой своего портфеля на 30-50%. Сейчас они боятся вкладывать, и, когда банки предлагали ставки по вкладам в районе 20%, вывели кэш с брокерских счетов туда. Но ставки уже снижаются, и банки не смогут предоставить клиентам ту доходность, которая бы перекрывала инфляцию.

Конечно, правильнее всегда инвестировать в рынок на самых низких уровнях. Но вероятно, что спецоперация не завершится быстро и угадать, где дно, пока невозможно. Тем, у кого есть хотя бы $100 тыс. долларов можно для диверсификации рассмотреть возможность открыть зарубежные счета в различных оффшорных юрисдикциях, которые обеспечивают доступ к иностранным биржам и без каких-либо ограничений торговать на них. Для клиентов с более скромными активами я бы рекомендовал ориентироваться на российский рынок и петербургскую биржу в небольшой доле, с учетом инфраструктурного риска, который сейчас характерен для этой площадки.

Что делать массовому инвестору-новичку? Однозначно не продавать, если есть возможность — усредняться. Но ни в коем случае не призываю вкладывать в российские акции все деньги со вкладов. Если раньше мы рекомендовали иметь на накопительных счетах и вкладах с возможностью частичного снятия подушку безопасности сроком на 6 месяцев, то сейчас — минимум на 12 месяцев. Часть средств можно держать в золоте, это всегда антикризисный актив и его также можно купить на бирже.

Многие инвесторы выжидают, пока на российском рынке не сформируется фундаментально обоснованный тренд на рост: пусть они зайдут в рынок не на самом низу, но будут понимать, что его будущее позитивно. Тогда уже мы будем наблюдать возобновление интереса к российскому фондовому рынку и появление новых инвесторов.

Комфортнее всего сейчас себя чувствуют те, кто успел все продать и выйти в кэш до ноября, когда на рынке начались первые падения, те, у кого есть валюта (на руках, а не на банковских счетах), кто купил золото дешевле, чем по текущим уровням, у кого есть иностранные активы и возможность их продать.

Иностранные инвесторы начали всерьез опасаться конфликта на Украине уже в ноябре, когда он казался нам нереальным. И уже тогда многие зарубежные инвесторы зафиксировали прибыль по своим инвестициям, что привело к началу коррекции на рынке.

Тогда как новоявленные российские инвесторы, к сожалению, чаще всего входили на рынок на самых высоких уровнях. Поэтому однозначная рекомендация — не вкладывать все деньги в рынок акций, не имея опыта.

В непростой ситуации сейчас также те, кто вкладывал средства в сложные инструменты, такие как иностранные структурные ноты. Сейчас их нельзя ни продать, ни получить по ним купоны, потому что эти инструменты полностью заблокированы Euroclear и мало кто из эмитентов готов выкупить их обратно у россиян. Много вопросов по иностранным облигациям и российским еврооблигациям (облигациям, эмитированным в иностранной валюте). По ним российским инвесторам также не выплачиваются купоны, непонятно, как их будут гасить, в рублях или долларах. Но в то же время есть инвесторы, которые выкупают эти облигации на внутреннем или внебиржевом рынке с дисконтом 30-50%. Риски очень велики, но, если все нормализуется, такие клиенты получат весьма приличную прибыль.

Как ситуация перекроит брокерский рынок?

Произошло колоссальное перераспределение клиентской базы. У «Открытия», ВТБ, Сбера, Альфы было множество клиентов с иностранными активами и сейчас они существенно увеличивают клиентские портфели других брокеров. Ждать массовых банкротств и дефолтов среди крупных участников рынка, наверное, я бы не стал: основные негативные события уже произошли, они заложены в рынок, большинство брокеров провели тщательную работу по сокращению маржинальных позиций своих клиентов, чтобы исключить самые негативные сценарии.

Но множество инструментов сейчас недоступны для брокеров. Поэтому период очень непростой, в любом случае, определенная оптимизация уже началась. Брокерам, которые передали клиентов с иностранными активами другим компаниям, неизбежно придется сократить штат сотрудников.

Возможно, они найдут какие-то решения, но для российской инвестиционной сферы сейчас очень непростые времена. С другой стороны, те брокеры, которые не попали под санкции, очень серьезно нарастили клиентскую базу и портфель, и в будущем, когда ситуация нормализуется, это обеспечит им существенный рост прибыли. Как всегда, в кризис кто-то проигрывает, кто-то выигрывает. И гибкость сейчас очень важна. Появление новых решений и инструментов неизбежно, альтернативой европейским рынкам могут стать азиатские биржи и другие рынки.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.