Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Падали, но поднимались: как лизинговые компании переживут новый виток санкций?

Падали, но поднимались: как лизинговые компании переживут новый виток санкций?
Иллюстрация: ileasing.ru

После сокращения объемов нового бизнеса в феврале-марте участники рынка начали фиксировать медленное восстановление спроса на оборудование и спецтехнику. Его поможет поддержать и государство.

На заочном круглом столе, организованном DK.RU, игроки рынка лизинговых услуг рассказали, насколько отрасль пострадала после 24 февраля и как компании подстраиваются под новые экономические условия.

В дискуссии приняли участие:

  • Руслан Моллаев, региональный директор ООО «Интерлизинг» в УрФО;
  • Артем Мякшун, директор ООО «ЧелИндЛизинг».

О реакции рынка

На фоне экономической ситуации в стране в лизинговых компаниях произошло сокращение объемов нового бизнеса. Компания «Интерлизинг» столкнулась с этим в марте, после ажиотажного спроса в феврале. Региональный директор в УрФО Руслан Моллаев связывает эту тревожную тенденцию с дефицитом техники, спекулятивными ценами на транспорт и возросшей стоимостью предложения. 

В компании «ЧелИндЛизинг» рассказали, что у них объем новых заключенных договоров снижался последние три месяца. В апреле объем нового бизнеса был на 30% меньше, чем в апреле пандемийного 2020 г. и на 71% меньше, чем в апреле прошлого года.

Артем МякшунАртем Мякшун
директор ООО «ЧелИндЛизинг»
Несмотря на трудности, компания не приостановила финансирование начатых проектов — все оплаты по ранее заключенным договорам поставки осуществлялись в срок. Со своей стороны мы не поднимали процентную ставку ни по одному ранее профинансированному договору лизинга, в рамках которого имущество уже было получено. Для нас это было принципиально важно, потому что наша первоочередная задача — развитие клиентов даже в периоды всеобщей неопределенности.

Однако процентную ставку по новым договорам все-таки пришлось увеличить. Если сравнивать ситуацию пикового марта с началом года, по отдельным договорам ЧелИндЛизинга удорожание достигло 2,5 раза.

Сейчас же мы ближе к тому, что было в январе-феврале, нежели к максимуму в марте. Для примера: в январе график с равными платежами на три года с авансом 30% давал итоговое удорожание до 7% в год; в марте на аналогичных условиях — до 17%, сейчас — до 9%, — добавил Артем Мякшун. 

О поведении клиентов

Участники рынка последние недели наблюдают медленное восстановление спроса на универсальное производственное оборудование, а также на строительную и дорожно-строительную технику — потребность в ней продиктована участием компаний в национальных и инфраструктурных проектах.

Руслан Моллаев
Руслан Моллаев
региональный директор ООО «Интерлизинг» в УрФО
В ряде отраслей, по нашим наблюдениям, спрос остался на прежнем уровне. В частности это касается сельхозпроизводителей, переработчиков нефти, а также компаний, которые занимаются добычей полезных ископаемых. При этом мы видим, что растет спрос на финансирование оборудования по всем отраслям — от металлообработки до пищевой промышленности. В целом, спросом среди лизингополучателей будет пользоваться то, что сейчас есть на рынке. А на рынке будет б/у техника, которая, несмотря на то, что также выросла в стоимости, будет более доступна, чем новая техника премиум-сегмента. Если говорить о производителях, продаваться будут марки китайских и отечественных компаний.

Он добавил, что в Интерлизинге действует программа «Стань своим!», в рамках которой для новых клиентов доступен аванс 0% на легковые автомобили, а также ряд программ по спецтехнике, которые компания реализует совместно с официальными партнерами.

Еще одна заметная тенденция на рынке — снижение интереса лизингополучателей к легковым автомобилям. В ЧелИндЛизинге их продажи снизились примерно на 80%.

Во-первых, значительно увеличилась стоимость машин. Во-вторых, легковой транспорт в текущей ситуации не является предметом первой необходимости. Поэтому клиенты выбирают такой предмет лизинга, который генерирует денежный поток. Здесь как раз помогают техника и оборудование с азиатских рынков. На фоне укрепления рубля относительно юаня вложение в эти активы выглядит очень интересным, — пояснил Артем Мякшун.

Спрос лизингополучателей поддерживает и государство. По словам Артема Мякшуна, некоторые его клиенты в апреле получили выплаты в рамках программы поддержки лизингополучателей по специализированной технике. Кроме этого, с 2023 г. компании смогут рассчитывать на выплаты в рамках программы субсидирования лизинговых сделок малого и среднего бизнеса.

О перестройке работы с поставщиками

Из-за санкционных ограничений лизинговым компаниям стало сложнее работать с поставщиками техники.

Конечно, то, что было в наличии, разлетелось как горячие пирожки. Наблюдаем случаи увеличения сроков поставки техники. Были случаи расторжения договоров по причине того, что какой-то определенный бренд ушел из России. Но это было не более трех-пяти раз. Некорректно говорить, что такое происходит повсеместно. Если все же до этого доходит, то втроем — мы, поставщик и лизингополучатель — пытаемся найти выход из сложившейся ситуации с наименьшими потерями для каждой из сторон, — отметил Артем Мякшун.

Региональный директор Интерлизинга добавил, что на фоне вводимых санкций его компания пересмотрела свою риск-политику в отношении авансирования небольших поставщиков и поставщиков предметов лизинга из Европы, Америки, Японии и тех стран, которые ввели ограничения. Риск непоставки  и, как следствие, необеспеченности выдачи он сейчас считает основным и для лизингополучателей.

В настоящее время мы активно переориентируемся и разрабатываем спецпрограммы с производителями и поставщиками автомобилей и техники из стран, которые не ввели ограничения. Компания уже стала партнером марки Chery, — отметил Руслан Моллаев.

О том, что делать дальше  

Артем Мякшун предполагает, что спрос на лизинг будет расти по мере снижения ключевой ставки ЦБ РФ. В настоящий момент она уже ближе к значениям начала года, чем к историческому максимуму, который мы наблюдали в марте. Клиенты лизинговых компаний понимают, что при текущей инфляции для них более целесообразно вкладываться в активы, которые генерируют денежный поток. А лизинговые компании перестраивают свою работу так, чтобы действительно быть полезными для лизингополучателей.

Наша компания и ранее занималась финансированием не только транспорта, но и оборудования. Его доля в нашем портфеле всегда была в районе половины, а иногда доходило и до 70%. Мы готовы к увеличению этой доли. Будем двигаться в этом направлении. Накопленный опыт сотрудников нашей компании позволяет проводить сделки с оборудованием как стандартные, без лишних затрат. Этот бизнес-процесс уже отработан, — отметил директор ЧелИндЛизинга.

В свою очередь компания «Интерлизнг» планирует увеличить возраст по б/у технике до 10 лет, понимая, что на нее в условиях роста цен на новую технику будет высокий спрос.

Любой кризис — это возможности. Мы это хорошо понимаем. Помимо роста спроса на б/у технику мы видим, что среди клиентов есть спрос на возвратный лизинг. Поэтому мы расширили возможности предоставления возвратного лизинга. Компания «Интерлизинг» обладает большим опытом работы в данном направлении, — сказал Руслан Моллаев.

>>> Читайте также на DK.RU:

Всем скидки! Как лизинговая отрасль поддерживает бизнес в кризис

«Время потребителя уже наступило». Какими будут лизинговые услуги будущего?

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.