Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Падали, но поднимались: как лизинговые компании переживут новый виток санкций?

После сокращения объемов нового бизнеса в феврале-марте участники рынка начали фиксировать медленное восстановление спроса на оборудование и спецтехнику. Его поможет поддержать и государство.

На заочном круглом столе, организованном DK.RU, игроки рынка лизинговых услуг рассказали, насколько отрасль пострадала после 24 февраля и как компании подстраиваются под новые экономические условия.

В дискуссии приняли участие:

  • Руслан Моллаев, региональный директор ООО «Интерлизинг» в УрФО;
  • Артем Мякшун, директор ООО «ЧелИндЛизинг».

О реакции рынка

На фоне экономической ситуации в стране в лизинговых компаниях произошло сокращение объемов нового бизнеса. Компания «Интерлизинг» столкнулась с этим в марте, после ажиотажного спроса в феврале. Региональный директор в УрФО Руслан Моллаев связывает эту тревожную тенденцию с дефицитом техники, спекулятивными ценами на транспорт и возросшей стоимостью предложения. 

В компании «ЧелИндЛизинг» рассказали, что у них объем новых заключенных договоров снижался последние три месяца. В апреле объем нового бизнеса был на 30% меньше, чем в апреле пандемийного 2020 г. и на 71% меньше, чем в апреле прошлого года.

Артем МякшунАртем Мякшун
директор ООО «ЧелИндЛизинг»
Несмотря на трудности, компания не приостановила финансирование начатых проектов — все оплаты по ранее заключенным договорам поставки осуществлялись в срок. Со своей стороны мы не поднимали процентную ставку ни по одному ранее профинансированному договору лизинга, в рамках которого имущество уже было получено. Для нас это было принципиально важно, потому что наша первоочередная задача — развитие клиентов даже в периоды всеобщей неопределенности.

Однако процентную ставку по новым договорам все-таки пришлось увеличить. Если сравнивать ситуацию пикового марта с началом года, по отдельным договорам ЧелИндЛизинга удорожание достигло 2,5 раза.

Сейчас же мы ближе к тому, что было в январе-феврале, нежели к максимуму в марте. Для примера: в январе график с равными платежами на три года с авансом 30% давал итоговое удорожание до 7% в год; в марте на аналогичных условиях — до 17%, сейчас — до 9%, — добавил Артем Мякшун. 

О поведении клиентов

Участники рынка последние недели наблюдают медленное восстановление спроса на универсальное производственное оборудование, а также на строительную и дорожно-строительную технику — потребность в ней продиктована участием компаний в национальных и инфраструктурных проектах.

Руслан Моллаев
Руслан Моллаев
региональный директор ООО «Интерлизинг» в УрФО
В ряде отраслей, по нашим наблюдениям, спрос остался на прежнем уровне. В частности это касается сельхозпроизводителей, переработчиков нефти, а также компаний, которые занимаются добычей полезных ископаемых. При этом мы видим, что растет спрос на финансирование оборудования по всем отраслям — от металлообработки до пищевой промышленности. В целом, спросом среди лизингополучателей будет пользоваться то, что сейчас есть на рынке. А на рынке будет б/у техника, которая, несмотря на то, что также выросла в стоимости, будет более доступна, чем новая техника премиум-сегмента. Если говорить о производителях, продаваться будут марки китайских и отечественных компаний.

Он добавил, что в Интерлизинге действует программа «Стань своим!», в рамках которой для новых клиентов доступен аванс 0% на легковые автомобили, а также ряд программ по спецтехнике, которые компания реализует совместно с официальными партнерами.

Еще одна заметная тенденция на рынке — снижение интереса лизингополучателей к легковым автомобилям. В ЧелИндЛизинге их продажи снизились примерно на 80%.

Во-первых, значительно увеличилась стоимость машин. Во-вторых, легковой транспорт в текущей ситуации не является предметом первой необходимости. Поэтому клиенты выбирают такой предмет лизинга, который генерирует денежный поток. Здесь как раз помогают техника и оборудование с азиатских рынков. На фоне укрепления рубля относительно юаня вложение в эти активы выглядит очень интересным, — пояснил Артем Мякшун.

Спрос лизингополучателей поддерживает и государство. По словам Артема Мякшуна, некоторые его клиенты в апреле получили выплаты в рамках программы поддержки лизингополучателей по специализированной технике. Кроме этого, с 2023 г. компании смогут рассчитывать на выплаты в рамках программы субсидирования лизинговых сделок малого и среднего бизнеса.

О перестройке работы с поставщиками

Из-за санкционных ограничений лизинговым компаниям стало сложнее работать с поставщиками техники.

Конечно, то, что было в наличии, разлетелось как горячие пирожки. Наблюдаем случаи увеличения сроков поставки техники. Были случаи расторжения договоров по причине того, что какой-то определенный бренд ушел из России. Но это было не более трех-пяти раз. Некорректно говорить, что такое происходит повсеместно. Если все же до этого доходит, то втроем — мы, поставщик и лизингополучатель — пытаемся найти выход из сложившейся ситуации с наименьшими потерями для каждой из сторон, — отметил Артем Мякшун.

Региональный директор Интерлизинга добавил, что на фоне вводимых санкций его компания пересмотрела свою риск-политику в отношении авансирования небольших поставщиков и поставщиков предметов лизинга из Европы, Америки, Японии и тех стран, которые ввели ограничения. Риск непоставки  и, как следствие, необеспеченности выдачи он сейчас считает основным и для лизингополучателей.

В настоящее время мы активно переориентируемся и разрабатываем спецпрограммы с производителями и поставщиками автомобилей и техники из стран, которые не ввели ограничения. Компания уже стала партнером марки Chery, — отметил Руслан Моллаев.

О том, что делать дальше  

Артем Мякшун предполагает, что спрос на лизинг будет расти по мере снижения ключевой ставки ЦБ РФ. В настоящий момент она уже ближе к значениям начала года, чем к историческому максимуму, который мы наблюдали в марте. Клиенты лизинговых компаний понимают, что при текущей инфляции для них более целесообразно вкладываться в активы, которые генерируют денежный поток. А лизинговые компании перестраивают свою работу так, чтобы действительно быть полезными для лизингополучателей.

Наша компания и ранее занималась финансированием не только транспорта, но и оборудования. Его доля в нашем портфеле всегда была в районе половины, а иногда доходило и до 70%. Мы готовы к увеличению этой доли. Будем двигаться в этом направлении. Накопленный опыт сотрудников нашей компании позволяет проводить сделки с оборудованием как стандартные, без лишних затрат. Этот бизнес-процесс уже отработан, — отметил директор ЧелИндЛизинга.

В свою очередь компания «Интерлизнг» планирует увеличить возраст по б/у технике до 10 лет, понимая, что на нее в условиях роста цен на новую технику будет высокий спрос.

Любой кризис — это возможности. Мы это хорошо понимаем. Помимо роста спроса на б/у технику мы видим, что среди клиентов есть спрос на возвратный лизинг. Поэтому мы расширили возможности предоставления возвратного лизинга. Компания «Интерлизинг» обладает большим опытом работы в данном направлении, — сказал Руслан Моллаев.

>>> Читайте также на DK.RU:

Всем скидки! Как лизинговая отрасль поддерживает бизнес в кризис

«Время потребителя уже наступило». Какими будут лизинговые услуги будущего?

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.