Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Нас никто не предал анафеме». Как выживает российское кино при закрывающихся кинозалах

«Западные партнеры, с которыми мы общались, с нами по-прежнему контактируют». Генпродюсер Свердловской киностудии о том, где искать деньги на кино и что мы будем смотреть в кинотеатрах.

Генеральным продюсером Свердловской киностудии Ольга Ерофеева-Муравьева стала чуть больше года назад — в апреле 2021 г. Тогда же генеральным директором киностудии стал Виктор Шадрин, а креативным продюсером — режиссер Евгений Григорьев. Новая команда анонсировала перезапуск Свердловской киностудии, съемку новых фильмов, старт школы кино.

С Ольгой Ерофеевой-Муравьевой мы разговариваем в Екатеринбурге, куда она прилетела из Москвы на встречу с учениками уже второго потока киношколы Свердловской киностудии. Говорим, конечно, не только о киностудии, но и в целом о ситуации в кинопроизводстве.

Справка DK.RU

 
Ольга Ерофеева-Муравьева
Генеральный продюсер Свердловской киностудии, совладелец кинокомпании «Первое кино» (Москва).
Образование: Санкт-Петербургская государственная академия театральных искусств (кафедра продюсирования), аспирантура финансово-экономического университета Санкт-Петербурга (теоретическая экономика).
Опыт работы: исполнительный и линейный продюсер кинокартин Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король», «Битва за Украину», «Грех» и др. Исполнительный продюсер сериалов на телеканале СТС. Продюсер неигровых фильмов Евгения Григорьева «Коган. Неизвестные хроники», «В ожидании варваров», полнометражной игровой картины «Подельники», документальных сериалов «Дедline», «Белые вороны» и др.
 

Кто заменит Голливуд

В начале марте на территории России приостановили свою деятельность крупнейшие голливудские кинопрокатчики, забрав с собой привычные зрителю блокбастеры. Перестали работать Netflix, Universal Studios и другие мейджоры. Зарубежные киностудии приостановили продажу лицензий на показ новинок. Голливудские релизы приносили кинотеатрам до 80% дохода, а в их отсутствие выручка кинотеатров, по оценке «Коммерсанта», уже сократилась примерно наполовину.

Есть ли сейчас у российского кино шанс на бурное развитие?

— Если честно, у меня нет ощущения, что у российского кино появился какой-то шанс на бурное развитие. Кино состоит не только из кинопроизводства, там много секций, в том числе кинопрокат. То, что у нас освободилась часть слотов кинопроката, не означает, что все художники вдруг начнут писать блокбастеры. Я думаю, тенденция писать блокбастеры — вещь, в принципе не характерная для российского автора. У нас своя культура. То, что пишется, чаще имеет свои жанровые направленности: это зачастую драма, мелодрама, комедия.

Публика, которая ходила на блокбастеры, скорее всего, захочет и дальше смотреть подобного рода фильмы. Не думаю, что в кратчайшие сроки мы сможем заполнить эту нишу.

Как может измениться ландшафт кинопроизводства? Предсказать сложно, но в любом случае денег станет меньше. Несмотря на то, что государство сейчас вливает достаточно большое количество средств в кинопроизводство, все-таки кино финансируется еще и за счет частных и коммерческих инвестиций. И частные инвесторы, думаю, будут пока придерживать свой капитал.

С точки зрения производства фильмов, предполагаю, картина сильно не изменится. А вот прокат просядет именно из-за того, что на рынке нет голливудских фильмов, и произвести их аналоги быстро мы не сможем, даже если захотим. Производственный трек у фильма, тем более такого сложного — это три-четыре года минимум. А если использовать еще и компьютерную графику, то это все пять лет.

Съемки фильма "Подельники"

Съемки фильма «Подельники»

Российское кино сами кинотеатры зачастую оставляли на задворках показов. Сейчас отношение кинотеатров поменялось?

— Кинотеатры оценивают исключительно финансовые показатели. Если на фильм ходят, он идет в прокате до четырех-пяти недель. Если на фильм не ходят, наработка на копию маленькая, его убирают из проката. Так было всегда.

В приоритете у кинотеатров всегда было кино для массового зрителя. И до ухода голливудских мейджоров российские фильмы действительно были не в приоритете. Почти всегда это был ограниченный прокат и, соответственно, небольшие сборы.

Этой весной так сложилось, что в российском прокате было много ярких релизов. Какие-то из них переехали с более ранних сроков. Хорошие сборы показал российский мультик «Финник» (по данным на 29.05.2022 собрал 434,8 млн руб. — прим. ред.). Или возьмем фильм «Казнь»: несмотря на то что там не было очень известных актеров, этот триллер понравился зрителям и долго был в прокате. Возможно, большое количество таких релизов даст зрителю понимание, что российское кино — это хорошее кино.

Сейчас есть тенденция перезапуска старых фильмов. «Брат» и «Брат 2» хорошо собрали в повторном прокате (около 60 млн руб.). Но это признанные хиты, поэтому люди пошли, и я страшно рада за продюсеров — знаю, с каким трудом они собирали деньги на эти фильмы, поэтому такой успех они заслужили. Но, конечно, не все кино в повторном прокате зарабатывает хорошие деньги. Кинотеатры ставят старые картины, чтобы заполнить залы, но пока никто не знает, что будет дальше.

Съемка фильма Подельники

Повторный прокат — это новшество 2022 года?

— Есть отдельные кинотеатры, ориентированные на мейнстрим и классику, они показывали фильмы, которые уже шли в прокате. В массовых кинотеатрах такое впервые.

Где взять деньги на кино

Весной 2022 года в прокат вышла драма «Подельники», режиссером которой стал креативный продюсер Свердловской киностудии Евгений Григорьев. Для известного режиссера-документалиста это дебют в игровом кино. Ольга Ерофеева-Муравьева была генеральным продюсером картины. Она рассказывает, что выпустить драму в прокат планировали осенью 2022-го, но все пошло не по плану.

— Министерство культуры подтолкнуло нас к тому, чтобы сдвинуть выход на апрель. Необходимо было быстро чем-то заполнить кинотеатры. Мы собрались, переобулись в воздухе и выпустили «Подельников» на полгода раньше. Фильм был уже снят и даже показан на «Кинотавре» и премирован Гильдией кинокритиков. Но перед широким прокатом мы делали перемонтаж: сократили режиссерскую версию на 15 минут. За три недели мы сделали авторскую переработку, дописали музыку, доделали компьютерную графику.

Евгений Григорьев

Режиссер Евгений Григорьев на съемках фильма «Подельники»

Фильм вышел только в России?

— Фильм был ограниченно показан в Белоруссии, Казахстане и Армении. Также у совладельцев прав на фильм (платформы Start) имеются достаточно обширные связи с европейскими покупателями, и мы планировали продажу прав в Европе. Сейчас в спешном порядке мы переориентируемся на восточные рынки. Отправили фильм в Шанхай, но из-за новой волны ковида люди там снова оказались заперты в своих домах, в кино никто не ходит, поэтому прогнозы строить сложно.

Съемки фильма "Подельники"

Съемки фильма "Подельники"

Съемки проходили в селе Кын Пермского края

На встрече со зрителями «Подельников» вы сказали, что фильм хотели показать на европейских фестивалях. Сейчас отношение к российским режиссерам поменялось?

— По моей информации, нас (я имею в виду российских художников) никто не предал анафеме. Западные партнеры, с которыми мы общались, с нами по-прежнему контактируют. Другой вопрос, что в некоторых странах есть не то что запрет, но рекомендация не работать с российскими продакшенами для организации кино. Но пока что, так сложилось, на Свердловской киностудии у нас нет ко-продукционных проектов, у нас все проекты российские, рассчитаны на местного зрителя.

Юра Борисов и Ольга Ерофеева-Муравьева

Актер Юра Борисов и Ольга Ерофеева-Муравьева на съемках в Кыне

Алексей Федорченко был художественным руководителем фильма «Подельники». Как это получилось?

— В первую очередь, скажу, что у дебютных фильмов обязательно должен быть худрук, если эти фильмы претендуют на гранты Минкульта. Для министерства поддержка опытного художественного руководителя — это гарантия того, что ты доведешь фильм до художественного результата. И дебютантам нужна помощь, это очевидно. Сейчас у нас на Свердловской киностудии есть режиссеры-дебютанты, и, когда мы подавали их проекты в Министерство культуры, каждому нашли художественного руководителя.

Если возвращаться к нашей истории, то Алексей Федорченко был продюсером первого Жениного фильма, «Леха online», они знакомы больше 20 лет. Женя попросил его стать худруком, и Алексей согласился.

Чем вам был особенно полезен Алексей Федорченко?

— Федорченко оказался очень хорошим худруком. Он помогал и со сценарием, и с кастингом. Но главная его заслуга в другом. Когда нам нужно было сократить фильм, режиссер не хотел ничего убирать. А Федорченко сказал: «Я помогу», — и вырезал 40 минут. Мы это посмотрели, упали в обморок, отказались от такого монтажа, но на пару с режиссером получили мощную прививку от страха сокращения.

Павел Деревянко

Павел Деревянко

Павел Деревянко сыграл одну из главных ролей и получил приз в номинации «Лучшая мужская роль им. Олега Янковского» на фестивале «Кинотавр»

Во сколько в среднем обходится производство полнометражного игрового фильма?

— Коммерческая история с полным финансированием обойдется от 85-90 млн рублей. А дальше зависит от ваших творческих пожеланий и идей, которые могут простираться до бесконечности.

Какие возможности сейчас остаются у российских продюсеров? Где искать деньги на кино?

— Нет такого, что внезапно исчезли какие-то возможности. Если ты живешь и работаешь в России, хочешь снимать кино, все те же опции для тебя сохранены. Если это авторское кино, ты можешь обратиться за финансированием в Министерство культуры. Для коммерческого проекта можно поискать деньги в Фонде кино. Также есть ряд инвесторов из числа VoD-платформ, они в основном занимаются сериалами, но полнометражные фильмы их тоже интересуют. На «Подельниках», например, мы сотрудничали с платформой Start: они увидели наш проект на питчинге в Министерстве культуры и сами предложили стать партнерами. Есть частные инвесторы: например, фонд Алишера Усманова, который много лет дает деньги на фильмы Андрея Кончаловского. Фонд Романа Абрамовича финансирует коммерческое и авторское кино.

Вы же много лет работали с Андреем Кончаловским. Были продюсером?

— Андрей Сергеевич, как правило, сам продюсер своих фильмов, причем очень талантливый. Я занималась производством его картин.

Что вам дал такой опыт?

— Я считаю, что там научилась всему. По крайней мере, процентов 70 того, что я умею, было получено в компании Андрея Сергеевича Кончаловского. Я сталкивалась с исключительно нетривиальными для российского рынка задачами. Например, я была постпродакшн-продюсером фильма «Щелкунчик и крысиный король». Когда мы переводили его в 3D, звук записывали в Лондоне на студии Шеппертон (Shepperton Studios), съемки были в Венгрии, постпродакшн — частично в  Москве, частично в Лос-Анджелесе. Это была работа огромного количества людей. Технологии тогда не были такими простыми — для пересылки материала из России в США нужно было заказывать специальный спутниковый «пайп-лайн»!

Инфографика

Инфографика: Евгений Исаков, DK.RU

Если вернуться к финансированию, когда вы берете деньги у Министерства культуры, предъявляются ли требования к содержанию картины?

— Нет никаких требований. Мы подаем исключительно то, что нам нравится и, как нам кажется, имеет художественную ценность. Как говорит мой коллега Евгений Григорьев, читайте Конституцию — каждый имеет право на высказывание. Минкульт может определить круг приоритетных тем. Но, если разобраться, этот круг достаточно широк, и ты свой проект можешь причислить к какой-то из этих тем. Другой вопрос, пройдешь ли ты творческий конкурс.

Уже звучат мнения, что государству необходимо увеличивать объемы финансирования кино. Не приведет ли это и к росту контроля над его содержанием, усилением патриотической направленности?

— В перспективе, возможно, это и будет. Но, мне кажется, у нас такое количество людей хочет снимать патриотические фильмы, что Министерство культуры может сделать отдельный конкурс. Если у тебя есть идея хорошего фильма — иди и снимай, Бога ради. Но чтобы запрещать фильмы на все остальные темы — пока такого нет. Минкульт ищет картины, обладающие художественной ценностью. Экспертный совет дает деньги на основе творческих документов: читает сценарии, смотрит, что за режиссер, какой кастинг. Не слышала такого, что не дают деньги из-за темы. Бывают отдельные конкурсы, где надо снять про что-то конкретное, но это отдельные вещи.

Но Минкульт может не выдать потом прокатное удостоверение?

— Прокатные удостоверения могут не выдавать по очень многим причинам. В основном, это причины, которые содержатся в законодательстве — различные виды пропаганды, показ запрещенных средств и т.д.

Это не будет цензурой?

— Можно ли назвать законодательство цензурой? Цензура — это, скорее, идеологические вещи. Если у тебя фильм с сексуальными сценами, а ты пишешь 12+, тебе дадут прокатное на 18+. Мы с «Подельниками», например, 12+ не потянули. Хотя, я считаю, сняли все очень пуритански. Изначально все было более откровенно, но мы решили урезать эти кадры, чтобы люди не отвлекались от замысла. Режиссер понимает, что оголенные части тела — это большой визуальный акцент, а в это время в фильме убийство вообще-то происходит. Это вопрос не цензуры, а управления вниманием.

Почему москвичи поедут снимать кино на Урал

В России осталось несколько государственных киностудий. Это «Ленфильм», «Мосфильм», «Союзмультфильм», «Лендок», киностудия им. Горького и Свердловская киностудия. После прихода новой команды у Свердловской киностудии, кажется, началась более активная жизнь. В конце 2021 г. стало известно, что по инициативе Минкульта РФ, губернатора Свердловской области и новых управленцев киностудии в 2022 г. в нашем регионе заработают рибейты. Это система, при которой съемочная группа тратит определенное количество денег на съемки в регионе, подтверждает это документами, а после может вернуть до 50% вложенной в производство фильма суммы.

Весной Свердловская киностудия запустила на своей базе уже второй поток киношколы. Вы для себя кадры выращиваете?

—  И да, и нет. Положа руку на сердце, скажу: конечно, и нам нужны специалисты. Но мы не эгоисты, которые хотят снимать кино в Екатеринбурге только сами. Мы считаем, что один в поле не воин, поэтому нам интересно еще и создать тут кинематографическое сообщество, и привлекать в Екатеринбург столичные продакшены. Мы хотим сделать кинематографически развитый регион, чтобы Свердловская киностудия занимала прочные позиции, но этого не получится без индустрии.

Мы ведем переговоры с московскими продюсерами, которые захотят здесь снимать, будем вступать в коллаборации. Им это уже интересно — на Свердловской киностудии есть оборудование, есть люди. С помощью киношколы мы хотим подготовить специалистов второго состава съемочной группы, чтобы кинопроизводственным компаниям было выгодно приезжать сюда и нанимать таких специалистов на месте.

За счет чего такое обучение стало бесплатным для студентов?

— Нас профинансировало федеральное Министерство культуры. Они нам дали субсидию 5 млн руб., которая покрывает затраты за зарплату педагогического состава, их приезд в Екатеринбург. Многие преподаватели у нас приглашенные — из Москвы и Санкт-Петербурга. Все без исключения работающие в кино профессионалы.

Первый поток выпускников уже нашел практическое применение?

— К сожалению, пока только частично. Тут вот какой важный момент. До недавнего времени в регионе не было рибейта. Если москвичи хотят снимать Урал, им проще поехать в Пермь и получить рибейт.

Как, например, произошло в Калининградской области? У них не было изначально никаких курсов по подготовке персонала, но был большой рибейт. К ним приезжали продакшены, и персонал органически вырастал на этих съемках — люди приходили стажироваться бесплатно, набирались опыта. Самим студиям было тяжело без персонала. И сейчас регион привлек преподавателей петербургского Института кино и телевидения. У нас получилось, что специалисты готовы чуть раньше, чем проекты.

Но в сентябре мы начинаем съемки первого игрового фильма после перезапуска — «Сломя голову». И обязательно будем привлекать своих студентов на стажировки.

В завершение разговора хочу спросить: почему вы согласились на должность генерального продюсера Свердловской киностудии? Вам это зачем?

— Я ужасный фанат кино, и мне показалось, что это возможность реализовать те проекты, которые я хочу. Еще одна дополнительная опция: я по жизни очень социально ориентированный человек. Мне всегда хотелось заниматься вещами, которые приносят пользу обществу. А, кроме как снимать кино, я больше ничего не умею, поэтому пришлось соглашаться и потом вместе со мной абсолютно потрясающие люди работают: Витя Шадрин, наш генеральный директор, и Женя Григорьев, очень талантливый человек во всех отношениях. Они умеют из ничего делать что-то, а я у них очень многому учусь.

А какую пользу обществу, по вашему мнению, приносит кино?

— Кино заставляет думать и чувствовать. Мы проживаем жизнь, которую не прожили бы, идя своим обычным путем. Известный культуролог Юрий Лотман говорит, что существует многообразие путей, и у нас есть выбор, каким пойти. Так вот, осмыслением и освещением тех путей, которыми мы не пошли, заведует искусство. Оно показывает нам грани, что мы не можем увидеть, находясь в своей точке бытия. 

Источник  фото: Свердловская киностудия, «Первое кино», START

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.