Подписаться
Курс ЦБ на 26.04
92,13
98,70

«Сейчас особенно важно «фильтровать базар» и сначала думать, а потом говорить»

Ксения Чернова
Ксения Чернова. Иллюстрация: архив спикера

«Раньше отсидеть конференцию и выслушать все доклады могли только самые упертые. Было скучно, шаблонно, спикеры выходили испуганные». Публичные выступления в 2022 г.: что и как нужно говорить?

Ксения Чернова, тренер по технике речи, актриса, основательница собственной ораторской школы, рассказала DK.RU о том, что важно в публичных выступлениях в 2022 г., почему не стоит стесняться некой зажатости перед публикой и чем точно не стоит пренебрегать, готовясь выступать (хоть перед друзьями на вечеринке, хоть перед собранием акционеров).

Что самое важное в публичных выступлениях в 2022 году?

— Если мы берем какое-то абстрактное публичное выступление, то и в 22-м году, и в 21-м, и во все прошедшие годы, в публичном выступлении важно донести мысль до зрителя и побудить к каким-то действиям.

Если брать геополитические обстоятельства, то, конечно, теперь нужно быть более мудрым. Говоря простым языком «фильтровать базар» и сначала думать, а уже потом говорить. И я считаю это правильно. И то, что позволялось раньше, по какой-то странной случайности, сейчас недопустимо.

Это относится к любому жанру публичного выступления. Не важно стендап это, лекция или бизнес-выступление.

Культура публичных выступлений в последние годы прогрессирует, но всем нам есть куда расти. Сейчас немало людей в стране уже прошли тренинги по публичным выступлениям, начали преодолевать свои страхи, выходить на сцену и выступать. Умение доносить мысль, работать с публикой важно как для руководителей разных рангов, так и для любого человека, который хочет быть услышанным.

Что меняется в манере публичных выступлений?

— Я бы отметила, что сейчас спикеры стали более творчески подходить к процессу публичного выступления. Появился очень сильный тренд на развлечение зрителя, подачу серьезных мыслей в игровой форме. Изменилась и динамика выступлений, сейчас все должно быть живо, быстро, ярко. И это хорошо, так как зритель не должен скучать.

Что поможет оживить выступление?

 
Использование дополнительного реквизита — это не ново, но смело и прекрасно работает. Красивые дизайнерские слайды, хорошо подобранные динамичные видеофрагменты. Выступление, стилизованное под какой-либо жанр публичного выступления, например стендап. Прекрасно работают презентации, которые фактически погружают аудиторию в какую-то определенную атмосферу. Например, я видела выступление, которое спикер дополнял приятными запахами. Тоже сильный метод воздействия.
 

Если раньше мы слушали полуторачасовые доклады и это казалось нормальным, то сейчас вас дольше 30-40 минут никто слушать не будет.

Еще пару лет назад очень большое значение придавалось слайдам, сопровождающим выступление. Сейчас такие слайды — лишь опорные точки спикера, яркие картинки, больше развлекательный элемент. Конечно здорово, если нарисованы красивые грамотные слайды. Их можно фотографировать, конспектируя речь спикера, но большинство выступающих так и не научились делать нормальные слайды, на них либо слишком много текста, который не читается, либо уделено слишком много внимания дизайну, смысловой нагрузки же просто нет.

Умеют ли выступать на публику в России? Сильно ли отечественные спикеры отличаются от западных?

— Я много лет хожу на различные конференции и волей-неволей анализирую уровень спикеров. Честно скажу, раньше отсидеть всю конференцию и выслушать все доклады могли только самые упертые. Потому что было скучно, шаблонно, не читабельно в плане слайдов. Спикеры выходили испуганные, зажатые.

На фоне зарубежных спикеров, которых учат выступать из детства, наши выглядели грустно.

Сейчас ситуация намного улучшилась. Существует множество тренингов по публичным выступлениям, актерских курсов, тренингов по технике речи. Люди наконец задумались о том, что самовыражение — это прекрасно и нет ничего стыдного в том, чтобы выйти и ярко выступить. Отличия с каждым годом стираются, но еще есть куда расти.

В любом случае различие менталитетов, конечно, накладывает отпечаток на контент, который транслируют спикеры. Мы более закрыты, мы не привыкли говорить слишком откровенно о личном. Нам сложно показать свои слабые стороны, рассказывать о неудачах. В нашей культуре есть вещи, о которых говорить просто не принято.

Это не хорошо и не плохо, это нормально, это особенности нашего  менталитета, особенности культуры. И не нужно себя ломать, подстраиваясь под шаблоны, мы прекрасны в своей самобытности.

Что нужно для того, чтобы научиться выступать: ярко и успешно?

— В наше тело встроен уникальный по своей мощности и выразительности инструмент, который предназначен для передачи информации и эмоций. Этот инструмент называется голос.

И, если мы хотим действовать последовательно и выступать убедительно, то первое чем нужно научиться пользоваться — это собственным голосом.

Моя любимая фраза: прежде чем учиться выступать, нужно научиться говорить.

Бывают такие ситуации, когда человек, выйдя на сцену, от волнения перестаёт контролировать свое тело. Руки, ноги становятся «деревянными», жесты неестественными, поэтому наравне с голосом нужно освободить от зажимов тело.

Зритель считывает все — голос, жесты, движение, осанку. Каждому спикеру просто необходимо проработать логику речи. Уметь выделять главное, расставлять приоритеты. Говорить емко, увлекательно и по делу. И главное — нужно научиться получать удовольствие от процесса выступления.

Владение голосом, телом, умение логично мыслить и убедительно выражать свою позицию пригодятся в любой ситуации. Будь то бизнес-переговоры, бытовое или личное общение.

Рекомендации, о которых мы часто забываем, когда идем выступать

  • Чтобы публика нас поняла и запомнила, необходимо задействовать все инструменты для убеждения. Аргументы, структуру, логику, голос, тело, жесты.
  • До людей лучше доходит, когда мысль им доносят с понижением интонации. Это создает эффект значимости слова.
  • Разговаривайте четко и внятно. Не «жуйте» слова. Это раздражает. Поэтому разминайте речевой аппарат перед выступлением.
  • Если выступаете онлайн, помните, что ваша камера — это ваш собеседник, до него тоже нужно достучаться.
  • Не замирайте как дикторы новостей и не говорите как те же дикторы. Вы ведущий, а не диктор, это разные жанры.
  • Если есть энергетическая подача — люди вас услышат.

Начало вашего выступления задает тон всему действию, наводит мосты между вами и слушателями.

  • Вот несколько приемов, которые помогут вам захватить внимание аудитории:
  • Честная личная история: «Когда я был маленький, у меня тоже была бабушка…».
  • Обратитесь к известным фактам: «Ни для кого не секрет, что на Земле нас уже почти 8 миллиардов…».
  • Провокация. Сделайте шокирующее заявление: «Времени не существует. Нас тоже. Мы все голограмма…».
  • Используйте цитату известного человека: «Логика может привести вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно» (Альберт Эйнштейн).
  • Приведите данные научных достижений: в Китае создан самый быстрый в мире квантовый компьютер. Такой компьютер сможет выполнять более 1 квинтиллиона операций в секунду.

Первые слова — самые важные для выступающего, а последние самые важные для зрителей. Финал выступления должен оставить у аудитории эмоциональный шлейф. Вот что можно сделать:

1. Вопрос. Задайте такой вопрос, после которого публика должна будет «примерить» его на себя и задуматься. «А вы способны совершить подвиг ради незнакомого человека?».

2. Благодарность. Отметьте индивидуальные особенности аудитории и поблагодарите публику. «Хочу поблагодарить вас за неожиданные вопросы, рад/а, что нам удалось так продуктивно пообщаться. До новых встреч».

3. Цитата. «Как говорил Пабло Пикассо, действие — основной ключ к успеху! Действуйте, друзья!».

4. Шутка или анекдот. «Никого не волнуют твои проблемы. Людям просто интересно, как ты выкрутишься».

5. Комплимент аудитории. «Своей заинтересованностью вы меня сегодня вдохновили на новые исследования этой темы».

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.