Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Многие новички-учителя боятся напора родителей и не всегда адекватных требований»

Многие молодые учителя боятся напора родителей и не всегда адекватных требований. Некоторые даже уходят из профессии. Екатерина Сибирцева — о реалиях системы образования.

В этом сентябре в школы Екатеринбурга пошли рекордное количество первоклассников — 23 тыс. человек. А в Академическом в этом году открылись две новые школы. О состоянии системы образования и вызовах, с которыми ей приходится сталкиваться, рассказала заместитель главы города по социальной политике Екатерина Сибирцева.

Досье

 
Екатерина Сибирцева родилась 17 декабря 1972 г. в Свердловске. Окончила физфак УрГУ. В 1994 г. пришла работать в гимназию №9. В 2008 г. стала директором. В 2015 г. была назначена руководителем департамента образования Екатеринбурга. В 2020 г. стала заместителем главы города по вопросам социальной политики.
 

В начале сентября в школах Екатеринбурга стали проходить «Уроки о важном», на которых детям рассказывали о военной спецоперации на Украине. В соцсети ранее даже попали фотографии методичек для учителей, где, в частности, предлагалось ознакомить детей с отрывком обращения Владимира Путина от 21 февраля.

Екатерина Александровна, почему возникла необходимость проведения таких уроков и следит ли администрация за их содержанием?

— Действительно у нас, как и по всей стране, проходят такие уроки. Это не инициатива отдельных школ или департамента образования. Мы видим, что дети задают вопросы о том, что происходит. Поэтому молчать в этой ситуации не очень корректно.

Школа — это учреждение, подведомственное государству. Поэтому разъясняем мы именно государственную позицию. Учителя получили рекомендации о том, как лучше построить разговор с детьми. Не все они имеют историческое образование и им нужно помочь корректно выстроить историю вопроса.

Некоторые родители выражают свою обеспокоенность такими уроками. А как отнеслись к необходимости их проведения учителя?

— Большинство педагогов отнеслось к ситуации с пониманием. Хочется, чтобы школа и дальше оставалась территорией содружества и сотрудничества. А что касается родителей — всегда есть те, кто недоволен проводимыми мероприятиями или даже содержанием школьной программы.  

Как дистанционный формат обучения сказался на успеваемости школьников, как повлиял на результаты экзаменов?

— При дистанционной форме обучения особую значимость приобретает умение учащихся рационально организовать свою деятельность, а также мотивация для продолжения образования. Я думаю, что те ребята, которые замотивированы и добросовестно готовятся к экзаменам, хорошо сдадут их даже после обучения на дистанте.

За время существования ЕГЭ школьники привыкли к решению тестов, за время дистанционного обучения их знания тоже постоянно проверяли письменно. Ученики с каждым годом все больше отвыкают от устной речи. Не назрела ли необходимость вернуть в школы традиционные экзамены, чтобы ребята были заинтересованы в развитии своих коммуникативных навыков?

— Я являюсь последовательным сторонником ЕГЭ с момента его введения на территории Свердловской области. И здесь дело не в удобстве или неудобстве подачи материала.

Совершенной формы сдачи экзаменов не существует. У каждой формы, будь это ЕГЭ, сочинение или письменный экзамен, есть свои плюсы и минусы. Но у ЕГЭ есть один, как мне кажется, существенный плюс.

Это социальный лифт, который позволяет ребенку из глубинки с хорошими знаниями и желанием учиться поступить в ведущий вуз страны. Конечно, есть и другие лифты, например, олимпиады. Но они доступны меньшему количеству учеников.

Надо понимать, что любой экзамен — это психологически тяжелая и нервная процедура для всех участников образовательного процесса. Но сейчас, с системой ЕГЭ, мы оказываемся в этой ситуации один раз. Раньше ребенок сдавал экзамены несколько раз: в школе, в вузах, которые выбирал для поступления. И в каждом из этих образовательных учреждений были свои требования. 

К тому же ЕГЭ — это хороший механизм для экспертизы качества работы образовательных учреждений. Нам необходимы такие работы, которые позволяют проверить качество образования в наших школах на уровне всей страны. Поэтому, я думаю, при всех минусах ЕГЭ, о которых много лет говорят, количество плюсов перевешивает.

Я согласна, что сейчас школьники мало говорят и много пишут. Но любой письменный экзамен, вне зависимости от того, в тестовой форме он проходит или нет, позволяет повысить объективность при оценке работ. Поэтому от таких контрольных работ нам никуда не уйти.

«Многие новички-учителя боятся напора родителей и не всегда адекватных требований» 1

А коммуникативные практики в школе действительно нужно развивать, причем и в старших, и в младших классах. Есть необходимость больше говорить на самых разных предметах, не только на уроках литературы и истории, но и на математике и химии. При этом можно задействовать нестандартные способы. Посмотрите, как активно развиваются различные визуальные и медиасервисы. Мне кажется, интерес ребят к таким формам работы можно использовать для решения задач, о которых мы сейчас говорим.

Есть мнение, что в школах не хватает программ профессиональной ориентации, чтобы дети уже в старших классах понимали, кем они хотят стать, и начинали осваивать базовые профессиональные навыки. Предприятия тоже высказывают заинтересованность в работе с перспективными ребятами, которые в дальнейшем могут получить профильное образование и прийти работать в эти компании.

— На самом деле, работа по профессиональной ориентации в школах не прекращалась. Подобные проекты курирует городской центр профилактики «Диалог». Плюс многие школы работают в этом направлении самостоятельно.

Да, во время пандемии коронавируса доступность мероприятий снизилась. И если раньше школьники могли очно посещать вузы и знакомиться с программами подготовки во время дней открытых дверей, то в последнее время подобные мероприятия были вынужденно перенесены в онлайн-режим.

В некоторых школах сохраняются программы социального партнерства. Например, на Уралмаше школы сотрудничают с колледжами, которые относятся к крупным предприятиям — тем же Машиностроительному заводу имени Калинина и Уралмашзаводу. У них очень эффективно выстроено взаимодействие.

Что касается непосредственного взаимодействия школ с предприятиями, здесь все сложнее. Предприятия предпочитают работать не со школами, а с вузами.

Мы этот момент уже прорабатывали. Потому что реальное понимание, каким специалистом ты видишь себя в будущем, приходит после 2-3 лет обучения в вузе. А когда предприятия начинают работать со школьниками — они не понимают, принесет ли их работа в будущем необходимый результат.

Тут есть еще другая проблема. Чем лучше мы учим детей — тем больше шанс, что они получат высокие баллы за экзамены и уедут в престижный вуз получать другую специальность. Предприятия тоже это понимают, поэтому далеко не все готовы вкладывать средства, гарантируя дальнейшее трудоустройство. Хотя, в принципе, такие программы заслуживают внимания.

«Средняя зарплата учителя с классным руководством — 51 тыс. руб.»

Проблема нехватки квалифицированных кадров сохраняется не только на предприятиях, но и в школах. За последнее время, как отмечает Екатерина Сибирцева, ситуация изменилась в лучшую сторону. Сейчас каждый год в сферу образования Екатеринбурга (садики, школы и дополнительное образование) приходят около 300 чел. На городском уровне проблему решают программами целевого набора.

От родителей сегодня часто можно услышать, что молодые учителя в школах менее мотивированы на работу с детьми, чем их старшие коллеги. Наблюдаете ли вы такую тенденцию?

— Наверное, нет двух одинаковых случаев. Я бы не говорила о какой-то тенденции. Та молодежь, с которой общаюсь я, посещая школы, наоборот, очень яркая и интересная. Они работают с большим желанием. Когда ко мне обращаются родители с консультацией по приему в первые классы, они говорят, что хотят, чтобы у них был молодой учитель.

Но при этом я вижу, что многие новички в профессии боятся напора родителей, не всегда адекватных требований по отношению к молодому педагогу. Сегодняшним ожиданиям детей и родителей очень трудно соответствовать. Поэтому первые два-три года работы могут уйти на адаптацию.

Конечно, есть и те, кто спустя несколько лет работы решает покинуть профессию. Отток небольшой, менее 10%. Но это тоже хорошо, когда человек вовремя понимает, что ему не нужно заниматься этой работой, и может что-то поменять в жизни.

Почему, несмотря на приток в школы молодых специалистов, по-прежнему многие учителя вынуждены брать дополнительную нагрузку?

— При том, что каждый год в сферу образования у нас приходит около 300 специалистов, каждый год растет и количество школьников. В этом году пиковое количество первоклассников — 23 тыс. чел. Традиционно востребованными в нашей сфере являются педагоги начальных классов, математики, иностранного языка.

Ставка для педагога — это 18 часов в неделю, и многие педагоги действительно работают на полторы ставки. Сейчас средняя нагрузка  учителя в Екатеринбурге — 28 часов в неделю. Конечно, нужно время и для подготовки к урокам, и для проверки работ, и для классного руководства. Так уж устроена наша отрасль. Работа педагога — серьезный труд, требующий большой вовлеченности.

В начале года в Министерстве просвещения РФ заявили, что более 70% учителей в России имеют оклады ниже МРОТа. Как с этим обстоят дела в Екатеринбурге?

— Окладная часть в зарплатах, которая рассчитывается на ставку, зависит от нагрузки учителя. Если педагог работает на одну ставку — она действительно может быть небольшой. Но, как и у других специалистов, в зарплате учителей есть компенсирующая и стимулирующая составляющая. Общая сумма, которую в среднем получают учителя, привязана к целевому показателю — среднему уровню зарплат в регионе.

В зарплату учителей также входит внебюджетная составляющая. Педагог может вести платные занятия, оказывать услуги в сфере дополнительного образования. Запрета на их проведение в школе нет. Лишь бы эта деятельность не противоречила законодательству, а школа могла создать для этого необходимые условия.

Сейчас в школах Екатеринбурга учителя, у которых есть классное руководство, в среднем получают 51 тыс. руб. Средняя зарплата тех, кто при этом оказывает платные образовательные услуги — 52,4 тыс. руб.

Аналогичная ситуация в садиках. Работники дошкольных учреждений Екатеринбурга в среднем получают 47,3-49 тыс. руб. Если в бюджете будут возможности для дальнейшего роста зарплат работников образования — мы все этому факту порадуемся.

А как сейчас в целом обстоят дела с финансированием образования, оно не снижается?

— Существенного снижения в 2021 г. по сравнению с 2020 г. я не вижу. Несмотря на большие траты бюджета в связи с коронавирусом, сфера образования с точки зрения финансирования переживает не самые плохие времена. Как ситуация будет развиваться дальше — сказать сложно.

В настоящий момент все расходные статьи, обязательные к финансированию, сохранены. Это зарплата, коммунальные расходы, налоги. В ведении департамента образования находятся более 700 зданий, это огромный имущественный комплекс, который необходимо содержать.

«Каждая школа на 1 тыс. мест стоит более 1 млрд руб.»

DK.RU неоднократно писал, что в Екатеринбурге с увеличением объемов вводимого жилья растет потребность в новых школах. К этому есть и демографические предпосылки. Как ранее рассказывал глава аналитического центра Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков, максимальное число рождений в Екатеринбурге было зафиксировано в 2015 г. — то есть, сейчас в 2021-2022 г. эти дети идут в первые классы, а через несколько лет перейдут в среднюю школу.

Какой процент школьников города сейчас учится во вторую смену?

— Вторая смена по-прежнему есть в большинстве школ. Во вторую смену учится 32,9% детей. В основном начальные классы. Третьей смены нет нигде. В начальных классах у нас сейчас половина всех учащихся в школах. Всего в Екатеринбурге 180 тыс. школьников, из них в начальной школе — 90 тыс. Это результат мер поддержки рождаемости, которые появились в нашей стране 7-10 лет назад.

В кабинетах, отведенных под начальную школу, мы физически не можем разместить детей этого возраста так, чтобы они учились в одну смену. В среднем и старшем звене стараемся снижать количество обучающихся во вторую смену. Ученики 5 и 9-11 классов учатся в первую смену. Через несколько лет, возможно, ситуация изменится. Демография меняется циклично.

Успевает ли строительство школ за демографическими тенденциями?

— Во всех районах города ситуация разная. Но то, что мы строим новые школы и каждый год сдаем по несколько новых зданий, — это очень большой прогресс. Каждая новая школа на 1 тыс. мест сейчас стоит более 1 млрд руб. Это существенная сумма для бюджета.

Например, в прошлом году мы сдали второе здание гимназии №35 в Пионерском поселке, здание лицея №173 в центре города, школу №167 по улице Фрезеровщиков. Это большие здания на 600 мест.

«Многие новички-учителя боятся напора родителей и не всегда адекватных требований» 2

В этом году мы сдали две больших школы — в 10 квартале Академического района на 1,1 тыс. мест и на улице Верхнеуфалейской, ближе к Широкой речке. Это большой центр образования с детским садом и бассейном. В этом году началась реконструкция школы №40. Началось строительство школы №41 (она возводится в рамках концессионного соглашения) и школы на улице Советской в Пионерском микрорайоне.

В планах у нас как минимум еще один крупный объект — строительство школы на улице Рощинской на 1,5 тыс мест. Ее очень ждет весь Уктус-Левобережный.

Еще одна тема, которая тревожит родителей — школьное питание. В прошлом году Свердловская область даже попала в антирейтинг Российского движения школьников как один из десяти регионов, где в школьных столовых плохо кормят. Как в Екатеринбурге решается эта проблема?

— Жалобы на питание были всегда. У нас очень активная родительская общественность. На самом деле мы благодарны им за активную позицию, потому что без родительского контроля всем нам было бы сложно. Но, на мой взгляд, ситуация с детским питанием за последние 10-15 лет все-таки улучшилась. В школах стали кормить вкуснее.

Очень значимо, что еще до внедрения решений на федеральном уровне мы кормили учеников с 1 по 4 класс бесплатно. С 5 по 11 класс мы бесплатно кормим детей льготных категорий. Все это финансируется за счет средств регионального бюджета.

То, что не все дети любят кашу или омлет— мы все знаем. Однако каши в школе очень вкусные. Да и не только каши! Дети не всегда имеют сформированные привычки полезного питания, и над этим нужно работать всем вместе. Поэтому у нас ведется просветительская работа по формированию привычек полезного питания.

На жалобы по поводу питания в школах мы, конечно, реагируем. Отрабатываем их с поставщиками питания, руководителями образовательных организаций. В каждой школе у нас создана комиссия по питанию, куда обязательно входят представители родительской общественности, медицинский работник. Мы тесно сотрудничаем с Роспотребнадзором.

Питание в школах отдано на аутсортинг?

— Да, со школами по контрактам работают поставщики. Сейчас это 14 предприятий, в том числе два муниципальных. В штатах школ у нас сотрудников пищеблоков нет.

Это открытый рынок с жесткой конкуренцией. Поэтому они достаточно быстро отрабатывают заявки. Раз в полгода мы пересматриваем стоимость питания в школах — пересчитываем с поправкой на коэффициент инфляции. Компании со своей стороны должны обеспечивать определенное качество продукции — отсутствие просрочки, контрафакта и так далее.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.