Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Иван Градар: «Не выходите замуж за цифровизацию»

«Идея цифровизации — упростить функционал до нажатия одной кнопки — финансово привлекательна: сначала работнику облегчается выполнение задач, а потом его сокращают и отдают функции компьютеру».

Писатель, исследователь, руководитель-практик Иван Градар — об обратной стороне тотальной цифровизации и автоматизации.

Иван Владимирович, вы создатель нового направления в менеджменте — природоподобного корпоративного управления. Почему о нем следует знать?

Иван Градар: «Не выходите замуж за цифровизацию» 1— Топ-менеджеры компаний должны понимать, где и почему они теряют силы и здоровье в тщетной гонке за результатом, как и зачем влиять на руководство и системы управления, чтобы решить проблемы, замедляющие развитие компании или тормозящие ее деятельность.

Более ста лет назад Фредерик Тейлор сформулировал принципы научного управления. Разве они утратили свою актуальность?

— Управление сегодня в тупике. Итогом эпохи индустриализации, вследствие комфортных условий жизни, стала лень, или накапливаемая обессиленность личности. Многое теперь за человека делают машины или алгоритмы. Академик РАН Михаил Ковальчук, актуализировавший тему природоподобности, говорит о современном человеке как о человеке служебном, биороботе. Сама складывающаяся модель общества против людей лишает их деятельного начала. Цифровизация ускоряет данный процесс.

Цифровизация облегчает выполнение рабочих задач, разве это плохо?

— Основная идея цифровизации — упростить функционал до нажатия одной кнопки — финансово привлекательна для многих: сначала работнику облегчается выполнение задач, а потом принимается логичное решение сократить его, доверив оставшиеся функции компьютеру. Сотрудника погружают в полный комфорт и потом уже расслабленного отправляют на рынок труда, к следующему работодателю. При этом сами предприятия живут в конкурентной среде, они существуют по природным законам и им нужны природоподобные сотрудники-энтузиасты, которые могут работать с предельным напряжением сил и выдавать на основе этого прорывные идеи.

Получается замкнутый круг: предприятиям нужны работоспособные таланты, а продукт его управления — обессиленные сотрудники. Как быть?

— Верно, нанимаем специалиста, а на выходе он как выжатый лимон. Идем на рынок труда за новым, а там большинство в таком состоянии. Поэтому не надо спешить «выходить замуж» за цифровизацию — необходимо просчитать, что вы получите в итоге. Стоит проанализировать существующий опыт: какие корпорации действуют не как все и имеют довольно высокий процент талантливых кадров? Google, Toyota, «Тинькофф Банк» и т.д. сформировали определенную ментальную или информационную модель и стали магнитом для высокоэффективных кадров. В обществе всего 4% талантов — тех, кто готов брать на себя запредельные нагрузки и генерировать прорывные идеи.

Разница в подходах к управлению отражается на прибыли?

— Да, прибыль российского завода «Toyota» выше прибыли Группы «ГАЗ» в 10 раз и ПАО «КАМАЗ» в 50 раз (на одного работника в год). У первых двух бережливое производство «Toyota» — а это система управления родом из индустриальной эпохи: планы, алгоритмы, методы и способы.  Опыт консалтинговых компаний показывает: в среднем порог эффективности — 18%.

Для самой «Toyota» это уже информационная модель управления, через нее по всему миру в умах потребителей и специалистов продвигается мысль о непревзойденном качестве продукции «Toyota» и уникальности ее корпоративного управления. Что это дает? При открытии завода в России конкурс был 200 человек на место, на одно место претендовали 8 талантов.

В чем, кроме прибыли, выражается эффективность такой модели управления?

— Очевидно, в эффективности на каждом этапе. Например, «Mercedes» боковые зеркала для автомобилей собирает из 35 деталей, а «Toyota» из 12. Меньше деталей, меньше времени на сборку, ниже себестоимость и т.д. Тот же «Тинькофф Банк» создал свою информационную модель, увлек коллектив, коллектив адаптировал модель под потребителя, в результате банк имеет эффективность, в 10 раз превышающую эффективность банка ВТБ (соотношение прибыль — активы).

Придумать такую модель — большой успех, а что делать остальным?

— В модели бережливого производства, наряду с грамотной и хорошо зарекомендовавшей себя методологией, есть недостаток. Да и невозможно, чтобы каждая компания изобрела собственную уникальную информационную модель, привлекательную для потребителей и талантливых кадров.

Сейчас корпорациям для выживания необходимо такое же количество талантов-энтузиастов, которое было в Советском Союзе в 1930–1960-е годы. Но время другое, нет столько выходцев из природной среды (поселков и деревень), как это было в те времена, другой уровень природоподобности работников. Выход один — «излечивать» (или «отстирывать») от влияния современной модели общества имеющиеся кадры.

Есть 16% работников, близких к категории талантливых, — их надо «разбудить». Подробно об этом можно узнать в моей книге «Природоподобное корпоративное управление». Важно понять: в наших рефлексах нет нечего лишнего. Яркая особенность русского характера — склонность к спонтанной работе и откладыванию дел на последний момент, это начальная точка механизма возврата к природной эффективности.

Неужели в обычной безответственности есть какой-то механизм?

— Не могли наши предки, тысячелетиями проживавшие в суровых условиях зоны рискованного земледелия, оставить нам в наследство «безответственность». Русский человек не злопамятен, но и не склонен помнить традиции предков, не желает действовать по инструкции или планировать. Не указывают ли эти черты на особый защитный механизм? Зато авральная, интенсивная работа возвращает его в природное состояние. Посмотрите, как наши люди любят свои сады и огороды, как возделывают их, не заботясь об экономической стороне, — такого нигде больше нет.

Есть ряд компаний, которые уже применяют элементы природоподобности в управлении (чаще интуитивно), такие как Wildberries или «Сима-лэнд», — это делает их лидерами отрасли.

Как избежать ошибок при цифровизации или внедрении бережливого производства?

— Не отходить от нашего российского здравого смысла. Помнить, что это всего лишь инструменты для работы, не более. У этих инструментов есть особенности. Один из основных фундаментов бережливого производства — процесс выравнивания, он уменьшает уровень естественной спонтанности личности, падает количество идей. У нас на сайте есть конкретный кейс, когда использование инструмента Lin не отвечало здравому смыслу и принесло убыток корпорации. 

Цифровизация на основе природоподобности обеспечит коллектив талантами, а они уже, в свою очередь, приведут корпорацию к технологическому и маркетинговому прорыву.

Реклама. ООО «Свердловск-Трансагентство». Номер токена LjN8KatE1
http://avral-line.ru/

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.