Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Иностранцев почти не осталось. Акционерная структура бизнеса РФ окончательно обрусела

Исход иностранных совладельцев из России, стартовавший в 2014 г., в 2022 г. приобрел поистине огромный масштаб. «СПАРК-Интерфакс» приводит последние цифры.

С 2015 г. число компаний России с зарубежными совладельцами сократилось на 74%, со 103,6 тыс. до 26,7 тыс., следует из системы «СПАРК-Интерфакс». Тенденция на исход иностранного капитала затронула инвесторов из всех основных групп стран, меньше владельцев компаний стало и из Панамы, и из США.

В России есть при этом много структур, созданных с участием иностранцев-физических лиц. Но это в основном мелкий бизнес, в котором тенденции более разнонаправленные, — отмечается в анализе.

В «большом» бизнесе отказываться от иностранных «родственных» связей стали около десяти лет назад, тенденция стала устойчивой. В 90-е иностранные связи (в виде, например, офшорной компании, принадлежащей российскому гражданину) были преимуществом: позволяли защищаться от рейдеров и скрывать настоящих владельцев, получать доступ к международному рынку капиталов, экономить на налогах и выводить за границу дивиденды. Привлечение иностранных партнеров в существующие российских бизнесы также часто происходило через создание СП в юрисдикциях, комфортных для западного бизнеса.

С конца 90-х на рынок России начали активно выходить «настоящие» иностранные корпорации, они активно создавали дочерние структуры и СП для работы на рынке страны.

Нынешний процесс разрушения связей также имеет два тренда. Первый стартовал в 2014 г. и достиг пика в 2016 г., он связан с тем, что принято называть «деофшоризацией» — холдинги начали возвращать активы на родину. Этому способствовало и ужесточение российского анти-офшорного законодательства, и то, что работать на рынке страны стало «неудобно»: российские производители получали преимущества и льготы.

Те компании, которые не успели избавиться от иностранного капитала, в 2022 г. столкнулись с огромными проблемами. Внутри страны у компаний с «двойным гражданством» возникли проблемы с соблюдением санкций: юридически они обязаны следовать всем западным ограничительным мерам, что практически невозможно на практике. Банки других стран стали массово закрывать счета организациям, связанным с Россией, из-за чего появились проблемы с получением на Западе корпоративных, консалтинговых, аудиторских услуг.

Второй долговременный тренд — уход из России «настоящих» инвесторов из других стран. Сначала его характер был точечным, например, из-за изменений законодательства вынуждено были закрыть «дочку» в России рейтинговое агентство Moody's, невыгодным работать в России посчитали Ford и General Motors.

После февраля 2022 г. исход иностранцев из российского бизнеса стал массовым. По данным Школы менеджмента Йельского университета, которая ведет мониторинг деятельности иностранного бизнеса в России после 24 февраля, полностью ушли из страны по состоянию на конец сентября 317 глобальных компаний. Часть из них сделали это ради сохранения репутации, часть просто не смогли работать в стране из-за санкций.

Покидая Россию, зарубежные собственники продают бизнес местному менеджменту или новым сторонним владельцам, часто по символической цене или с огромным дисконтом. Потери зарубежных корпораций, например, в случае Renault или McDonald"s, исчисляются миллиардами.

Однако, если брать только данные СПАРКа, пока темп сокращения количества компаний с иностранными совладельцами увеличился незначительно — до 22% с 21% в 2021 г. Стоит помнить, что между объявлением о сворачивании бизнеса и формальным закрытием юридического лица с иностранным участием проходит минимум несколько месяцев, так что полноценно оценить масштабы исхода иностранцев из России можно будет только в следующем году. Санкционная волна 2014-2015 гг. отразилась на ускорении темпов снижения компаний с иностранным участием с лагом в год-два.

Отказываются от работы в России как страны Запада, так традиционно офшорные государства.

Россию за последние годы покинули свыше 70% компаний-совладельцев из стран Западной Европы, США, Канады, Австралии, Японии. В частности, число компаний с корнями в Германии упало с 2015 г. на 68% - с 5674 до 1825. Если судить по процентам, то наибольшее сокращение произошло среди иностранных совладельцев из низконалоговых юрисдикций. Например, в части компаний Панамы и Британских Виргинских островов оно составило 85%, Кипра — практически в 4 раза.

Отдельную группу составляют компании с совладельцами из стран СНГ. Их доля в общем числе компаний составляет лишь 5%, но с 2015 г. снижение в этой категории составило в среднем 85%. В 2021-2022 гг., число таких компаний упало более чем вдвое. Около 30% «ушедших» компаний пришлось на Украину, 23% — на Белоруссию, 18% — на Казахстан.

Подробнее о том, как бренды и компании уходят из России — в подборке DK.RU.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.