Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«За смыслами, а не за поп-корном в кино сегодня идут единицы»

«Много авторов, которые снимают не первый фильм, а их показывают только фестивали. Это не потому, что они заумные, а потому, что нет денег». Кто и где смотрит документальное и авторское кино в России?

В Екатеринбурге с 1 по 5 декабря 2022 г. прошел 19-й фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба». Лилия Немченко, директор фестиваля, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ, доцент УрФУ, рассказала DK.RU о том, что происходит в индустрии фестивального, авторского, анимационного кино России.

Больших экранов ждать не приходится

«За смыслами, а не за поп-корном в кино сегодня идут единицы» 1— Фестивальное кино остается фестивальным, за редким исключением. И это серьезная проблема, наш прокат, естественно, ориентирован на массовое кино и с опаской относится к не совсем массовому кино. Бывают исключения, например, фильм «Подельники» Евгения Григорьева, но в основном между массовой продукцией и продукцией «на подумать и получить удовольствие» — бездна. Это индустриальная проблема, прокатчики сами решают: «На это люди пойдут, а на это не пойдут». Но люди не пойдут никогда, если не начать пробовать, показывать, вести работу в этом направлении.

В этом году в первый день показов была очень интересная история: у нас в рамках фестиваля всегда проходят мемориальные программы. В этом году их три: к 100-летию Анатолия Папанова, к 85-летию Юлия Файта, а в день открытия провели сеанс, посвященный 80-летию Динары Асановой. В Дом кино пришли школьники, естественно, по предварительной договоренности. Был полный зал, что для нас огромная радость, дети с учителями пришли смотреть «Ключ без права передачи». И абсолютно все дети пришли с бочками поп-корна. Вы поймите, я не имею ничего против поп-корна, но культура прихода в кино, смотрения того, подо что жевать не очень-то и хочется — она утрачена абсолютно. И если поколение 40+ еще помнит, что в кино можно было ходить не за поп-корном, а за смыслами, то сегодня этого нет.

Я смотрела на этих замечательных детей и понимала, что все истории про умное кино вполне логично вызывают вопрос: а для кого? А если учесть, что российские зрители — это, как правило, тинейджеры, становится ясно, что в своем решении прокатчики правы.

«За смыслами, а не за поп-корном в кино сегодня идут единицы» 2
Илья Марков, начальник Управления культуры администрации Екатеринбурга Фото: Павел Пушмин

Фильмов много, отличной анимации — огромное количество. Видят это единицы

— Я как эксперт разных премий смотрю очень много и понимаю, что в год в стране снимается более сотни фильмов. На большой экран выходит не больше 20%. Возникает вопрос: а почему?

Есть очень много авторов, которые снимают уже не первый фильм, а их работы не показывают нигде, кроме как на фестивалях. И это не потому, что они какие-то вымороченные, не потому, что они заумные, а потому, что у них, как правило, нет денег на прокат. Это малобюджетное либо независимое кино, а всем известно, что постпродакшн стоит дороже, чем производство фильма.

Конечно, эти проблемы решить на кинофестивале мы не можем, но часто он (фестиваль) дает единственную возможность увидеть то, чего нет в кинотеатрах. Особенно это касается анимационного кино. Авторская детская анимация в России просто прекрасная, у нас была и есть очень сильная школа, но люди этого не видят.

Ни телевидение, ни кинотеатры эти мультфильмы людям не показывают. Мы каждый год делаем программу нового, сделанного в «Союзмультфильме» — это не большие, а коротенькие мультфильмы. Но это все равно не тот формат для проката, этим нужно дополнительно заниматься. Во Франции телевидение регулярно показывает студенческую анимацию — и так решаются многие проблемы. Вот вам и патриотизм в действии. У нас столько делается замечательного, а в итоге видят это единицы.

В этом году «Суздальфест», крупнейший анимационный фестиваль в России, представил мультфильмы, разделенные на программы 0+, 6+, 12+, после чего две программы оттуда мы отдали в лицей им. Дягилева, там посмотрят 100%. Видимо, так и надо работать. Со студентами уже бесполезно, а школьников, если за ручку приведешь — сядут и посмотрят. Плевать, что они поп-корн купят, в конце концов.

«За смыслами, а не за поп-корном в кино сегодня идут единицы» 3
Лилия Немченко и режиссер Алексей Федорченко. Фото: Михаил Морозов

Короткий прокат — враг современного кино

— У нас нередко если фильм и берут в прокат, то на очень небольшое время. Что такое ограниченный прокат? Люди сегодня много работают, жизнь интенсивна — а, значит, кино должно идти долго. Должен где-то быть такой зал, где кино будет идти именно долго. Французы, кстати, так и работают: у них есть массовые кинотеатры для блокбастеров и есть те, в которых занудно идет один фильм, неделя за неделей.

В советское время в Екатеринбурге был кинотеатр «Урал», в помещении нынешнего Дома музыки, он назывался кинотеатр повторного фильма. Такой вариант мог бы быть выходом из положения. Конечно, я понимаю, что сравнивать бесполезно, экономики разные, но другого выхода я не вижу. Если такого зала не будет — ничего не будет, потому что успеть посмотреть кино современному человеку зачастую невозможно.

С фестивальными фильмами хорошим выходом стало бы создание альманахов, но это большая работа: очистить права, сделать прокатное удостоверение. Вариант реальный, но этим должен кто-то заниматься. Официальное прокатное удостоверение, если автор подает заявку в минкульт, стоит 3500 руб., но там много подводных камней. На помощь приходит Festagent (festagent.com) из прайса которого видно, что само прокатное на игровой и анимационный фильм стоит 9500 руб., плюс госпошлина 3850 руб., документальный фильм — 10500 руб. плюс та же госпошлина. К этому прибавляются дополнительные услуги, необходимые для получения «прокатки», в размере около 8000 руб., монтажные листы и диалоговые листы оплачиваются поминутно (100 – 150 руб). Это, конечно, не запредельные суммы, но для молодого режиссера, для студента — они часто неподъемные.

За 19 лет работы нашего фестиваля были фильмы, которые вошли в альманахи, но эти сборники делали не мы. Кстати, к 20-летию фестиваля есть над чем подумать. Короткометражки в России сейчас совсем не раскручены, они не считаются полноценным кино, что не очень правильно. Опять же, повторюсь: чтобы что-то понравилось, нужно что-то попробовать.

Конечно, во всех странах коммерческая составляющая проката — самая главная. Но в других странах нет такой сильной заморочки с прокатными удостоверениями, у нас в этом плане очень строго, кинотеатр не имеет никакого права брать фильм без них. Во многих государствах центром проката таких фильмов становятся университеты. Там показывают очень разное кино, туда приезжают режиссеры — это политика университетов.

В России аналогичный пример есть только в Перми, где раз в год проводят фестиваль «Флаэртиана», который сотрудничает с университетами, где документальные фильмы входят в учебные программы спецкурсов, в итоге это принцип «не захочешь, но посмотришь» — потому что это твое задание. Конечно, это метод волюнтаристский, но ты понимаешь — это единственный способ.

Интернет — вариант, но не выход

— Можно, конечно, выкладывать фильмы в сеть, но тут другая проблема. Большинство фестивалей не берет кино, которое было выложено в интернет. Мы такие фильмы берем, но большинству фестивалей нужно, чтобы у них был именно первый показ фильма.

Еще одна проблема: кино, даже студенческое, все равно делается для большого экрана, потому что каждая киношкола хочет снимать для экрана. Это просто разные форматы. А вот большой экран предоставляет только кинофестиваль...

Читайте также: В Екатеринбурге открылась выставка, приуроченная к 100-летию российского джаза

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.