Подписаться
Курс ЦБ на 26.01
68,95
74,95

Эмпатия уже не вызывает симпатии. Hard skills становятся главными при поиске работы

Эмпатия уже не вызывает симпатии. Hard skills становятся главными при поиске работы
Иллюстрация: Pixabay.com

Умение ладить с коллективом для работодателей стало важнее, чем знание матчасти. Как мы пришли к тому, что soft skills, развитию которых уделяли столько сил и времени, отошли на второй план?

Последние годы HR-специалисты регулярно рассказывали о том, как важны для карьеры soft skills — мягкие навыки, помогающие успешно коммуницировать и не поддающиеся конкретным измерениям. Однако мир меняется, и те самые hard skills, специфические для каждой отрасли навыки и умения, похоже, вновь выходят на первый план. При этом проблема с острым дефицитом кадров все еще остается повсеместной, рассказали DK.RU эксперты.

Вице-президент по продажам и операционной деятельности Sitronics Group Михаил Рыбчинский в колонке для Forbes объяснил, почему сейчас мягкие навыки перестали быть главными при подборе персонала:

— Почти 15 лет своей карьеры я работал в российском подразделении Microsoft и помню, что на обучение soft skills корпорация инвестировала в разы больше, чем в развитие hard skills у своих сотрудников. Однако сейчас hard skills отыгрывают свои позиции как на глобальном, так и на российском рынке труда. Почему? Давайте разберемся.

Хотя прогнозы рецессии в США, Евросоюзе и Великобритании меняются от недели к неделе, глобального экономического кризиса не избежит никто: в октябре 2022 г. МВФ допустил вероятность замедления экономики до менее чем 2% роста в 2023 г. Мировые корпорации не могут себе позволить игнорировать такие сигналы и используют все возможные способы повышения эффективности затрат. Один из таких способов — оптимизация штата. 

Можно поспорить о том, как компании выбирали и будут выбирать, кого сокращать. Но, так или иначе, обе меры оптимизации создают дефицит рабочих мест, который усиливает конкуренцию между кандидатами. В таких условиях у работодателя появляется уникальная возможность выбирать не просто лучших из лучших, но и самых подходящих из самых подходящих на конкретную должность с конкретными техническими компетенциями. 

Зачем закрывать глаза на недостатки навыков, если у следующего кандидата они с большой вероятностью есть? Зато времени и ресурсов на доучивание работника во время кризиса у компании почти нет. Нужны готовые специалисты.

Конечно, в идеальной картине мире у кандидата одинаково безупречно развиты оба вида навыков — и жесткие, и мягкие. Однако так далеко не всегда случается. Например, владельцы крупных стартапов, обладая мощными hard skills, довольно часто берут себе в команду людей с развитыми soft skills, чтобы вести тяжелые переговоры. 

В России, по мнению Рыбчинского, ситуация схожа, но повлияли на нее другие факторы.

Из-за закрытия российских офисов зарубежных компаний на рынке стало много не только линейных специалистов, но и руководителей — людей, у которых должен быть априори высокий уровень soft skills. Но вакансий при этом сильно больше не стало. Следовательно, на рынке образовался профицит людей с мягкими навыками. Логично предположить, что к высвободившимся кандидатам сейчас будут применяться другие способы отбора. Вероятнее всего, одними из главных критериев станут знание отрасли и профессиональный бэкграунд.

Кроме того, считает эксперт, отечественные компании сейчас решают вопросы импортозамещения, в IT и инженерии спрос на сотрудников огромен. Предприятиям нужны специалисты со специфическими знаниями и навыками.

— Несмотря на то, что, чем выше уровень должности, тем меньше компетенции привязаны к отрасли, сегодня менеджер без фундаментальных знаний с большей вероятностью допустит ошибки, которые в условиях кризиса могут быть фатальными. Я думаю, soft skills вряд ли уступят пальму первенства в пропорции с hard skills в целом. Но то, что мягкие навыки будут менее значимы для рекрутеров, чем раньше — вполне очевидно.

Анастасия Архарова, HR-специалист, работающий в агро-отрасли, так видит происходящее на рынке:

У нас, несмотря на произошедшее в 2022 году, сохранился рынок кандидатов, и не просто кандидатов, а экспертов с опытом, глубоко понимающих производственные процессы и способных внедрять передовые процессы, а не просто работать так, «как было раньше».

В агрохолдингах спрос на кандидатов традиционно растет, так как предприятия расширяют экспорт. Конечно, часть компаний покинула рынок страны, для их бывших сотрудников встал вопрос о том, куда идти работать. В итоге некоторые перешли в российские фирмы со схожими процессами (сырье, ветеринария, корма и ингредиенты для них, оборудование и т.д.), кто-то перешел на производство.

Сейчас в отрасли активно внедряются IT-технологии, так что работодатели готовы нанимать специалистов из самых разных компаний, в том числе экс-сотрудников производителей и продавцов продуктов питания, покинувших РФ. И тут, конечно, важны прежде всего hard skills, ведь работа должна быть проделана оперативно и четко. Впрочем, крупные агрохолдинги традиционно предпочитают нанимать на узкопрофильные позиции кандидатов с практическим опытом.

Ирина Митронина, руководитель службы персонала ГК «ЭВЭНКС» (дистрибьюция, транспортная и складская логистика, розничная торговля и производство продуктов питания), считает, что ответ на вопрос о том, какие навыки кандидата важнее, soft или hard, зависит от целей и задач в каждом конкретном случае:

— Все зависит от целей, которые руководство компании ставит перед собой, ее стабильности на рынке, самой должности и многого другого. Если говорить про нашу компанию, на стартовые позиции мы часто принимаем людей без опыта, при условии развитых личностных компетенций, необходимых для успешного выполнения задач.

Для нас личностные навыки — это база, на которой всегда можно сформировать профессиональные. Зачастую проще научить новичка профессии с нуля, чем переучивать. Руководящий персонал стараемся растить самостоятельно, не прибегая к внешнему поиску. К тому же, несмотря на то, что мы компания торговая и для нас важен результат, не менее важно для нас и построение долгосрочного сотрудничества с клиентами и партнерами. Благодаря только профессиональным навыкам сделать это невозможно.

Сотрудник может быть мегапрофессионалом, но если он как человек токсичен, сотрудничать с ним не захочет никто и продвигать по карьерной лестнице его не станут.

Успешный карьерный рост сотрудника, на мой взгляд, возможен только при совокупности развития как личностных, так и профессиональных компетенций. Успешный руководитель — это не только профессионал своего дела, но и человек, которого уважают, которому доверяют, ставят в пример.

Сейчас основная проблема подбора персонала — не столько оценка  личностных и профессиональных навыков кандидатов, сколько отсутствие мотивации к работе у соискателей вообще. А без мотивации, как известно, даже при наличии всех необходимых компетенций результата не будет.

В настоящее время вакансий на рынке труда достаточно, недостатка в работе нет. Но многие предпочитают вставать на учет в службу занятости, даже не пытаясь проявлять активность, в поисках работы и, пока идут выплаты от государства, вообще не работают. С появлением самозанятости и компаний, предлагающих трудоустройство по договору ГПХ с гибким графиком и посменными выплатами, заработать можно всегда, главное — желание. А стабильность? Сейчас она уже мало кого интересует, куда важнее — деньги за минимум физического и психического напряжения.

Читайте также на DK.RU: 

Больше шансов у женщин и возрастных работников: как мобилизация изменила рынок труда

«Рынку нужны кадры научно-технологического прорыва и команды стратегических изменений»

Новая парадигма событий на рынке труда и подбора персонала — в России и на Урале

Самое читаемое
  • Свердловчанам придется перепрограммировать счетчики электроэнергииСвердловчанам придется перепрограммировать счетчики электроэнергии
  • В Wildberries изменили правила по возврату бракованных товаровВ Wildberries изменили правила по возврату бракованных товаров
  • «В Екатеринбурге все иначе». Почему Урал все еще рекордно много строит, а Москва паникует?«В Екатеринбурге все иначе». Почему Урал все еще рекордно много строит, а Москва паникует?
  • В старинной усадьбе в центре Екатеринбурга запускают рюмочнуюВ старинной усадьбе в центре Екатеринбурга запускают рюмочную
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.