Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Анализируйте рынок и не прекращайте творить. Как превратить хобби в прибыльный бизнес?

«Интерес к кастомизированным вещам продолжает расти, так что в ближайшее время рынок будет развиваться», — считает основатель международного фестиваля профессиональных мастеров ручной работы.

Часто хобби — это отдушина, способ самовыразиться и разнообразить рутину, один из инструментов поиска и осознания себя. Не всегда нужно выстраивать из увлечения серьезный бизнес, но если хочется заниматься любимым делом и получать за это деньги, это реально.

О том, как научиться зарабатывать на хобби, DK.RU поговорил со Светой Макаровой, предпринимателем, популяризатором крафт-культуры в России, основателем международного фестиваля профессиональных мастеров ручной работы Artflection. 

Можно ли хорошо зарабатывать на бытовых предметах ручной работы?

— За последние десять лет интерес к изделиям ручной работы сильно вырос и сейчас находится на новом пике. В последний год на спрос повлияли санкции и уход с рынка иностранных производителей. Выросло и количество мастеров – участников крафт-рынка. Это значительно усилило конкуренцию, требования к качеству товара и оригинальности концепции стали высоки, как никогда.

Интерес покупателя к кастомизированным вещам и авторским работам продолжает расти, так что в ближайшее время рынок будет активно развиваться.

Какие из направлений крафта наиболее популярны и прибыльны в России сейчас?

— Наиболее популярные те виды творчества, вход в которые дешевый и быстрый. Начинающих мастеров в подобных направлениях всегда будет больше. Например, это работа с бисером, не требующая дорогих материалов и инструментов, или вязание.

Маржинальность разных направлений крафта сильно отличается, в том числе разнится средняя стоимость работ. Ювелирное мастерство, например, предполагает долгое обучение, дорогие материалы и инструменты, строгие требования к помещению и необходимость учитывать юридические аспекты работы. Но и средняя цена работ в этой нише заметно выше других.

Успешно можно работать в любом направлении, главное — сформировать цельный бренд, грамотно выбрать каналы продвижения, уметь презентовать себя, искать свою целевую аудиторию и работать с ней. И, конечно, выбрать направление, которое откликается вашим рукам.

Допустим, хочется создавать посуду из глины и зарабатывать на этом деньги. С чего начать?

— Надо научиться лепке. Для этого можно записаться в онлайн-школу или учиться самостоятельно, по наитию, но если хочется делать профессиональные, востребованные работы, заниматься этим серьезно, лучше найти учителя. В России много именитых мастеров и оффлайн-школ.

При создании авторской посуды и вообще изделий ручной работы важнее всего выработать узнаваемый почерк и художественный стиль — это, пожалуй, главное конкурентное преимущество. 

Следующим этапом любого бизнеса является исследование рынка: нужно изучить выбранную нишу и конкурентов. Это поможет вам разработать собственную индивидуальную бизнес-модель, которая будет выделять вас на рынке аналогичных услуг. Если вы решили изготавливать посуду ручной работы, для построения успешного бренда необходимо визуально и концептуально отличаться от конкурентов. 

Также подумайте, для кого вы будете создавать посуду и как хотите работать: потоково, на заказ или только в рамках ваших желаний и фантазий. Это определяет подход, целевую аудиторию и даже экономику бизнеса.

Есть множество авторских гастропроектов — ресторанов с продуманной, запоминающейся концепцией. Они часто выбирают авторскую посуду, изготовленную на заказ. Она становится продолжением их идеи, частью фуд-дизайна. Также люди коллекционируют предметы искусства из керамики, выбирают нестандартные предметы интерьера и просто заменяют классические сервизы авторскими.

Во всех направлениях ручной работы важен авторский стиль? 

— Ремесло и арт-крафт — два разных направления, которые подразумевают создание вещей своими руками. Первый вид деятельности предполагает выполнение заказов, а второй — творчество и полет фантазии. Чтобы быть хорошим ремесленником, нужно исключительно мастерство, стабильное качество и исполнительность. Если мы уходим в арт-крафт, добавляется изобретательность, уникальное видение и интерпретация. Это и есть авторский стиль: мы узнаем почерк создателя, нам важно, кто именно выполнил работу.

Как правильно упаковать свой бренд и рассказать о нем покупателям? 

— Создание концепции — важный процесс, который требует времени и внимания. Необходимо понять, что вы хотите сказать вашим творчеством, какая идея объединяет ваши работы. Многие застревают на этапе разработки отдельных элементов, например, логотипа, цветовой гаммы, шрифтов и т. д. Все эти вещи долго не будут иметь значения. Если же вы будете продавать уникальные и качественные товары, даже самое простое название станет визитной карточкой. Самое важное — понимать свою целевую аудиторию и говорить с ней на одном языке. Только так у вас получится выстроить целостный бренд.

Если у вас уже есть образцы изделий, позаботьтесь о качественных фотографиях в едином стиле. Это поможет сделать товары более привлекательными и «дорогими» в глазах покупателей. Соедините качественный профессиональный визуал с общей концепцией — и, вуаля, бренд готов.

К чему стоит приступать, когда концепция готова?

— Вы уже научились на высоком уровне создавать авторские работы и разработали общую концепцию бренда. Самое время приступать к продажам. Если речь идет об онлайн-продажах, первым шагом будет съемка каталога работ и поиск интернет-площадок. Я бы советовала сначала тестировать разные точки продаж, выбирая опытным путем наиболее подходящие. Это могут быть как соцсети, так и специализированные онлайн-площадки. Продвижение тоже может как нативным (за счет авторского контента), так и платным, (например, таргет). Также крафтовые товары можно продвигать с помощью маркетплейсов: Wildberries, Ozon, ЯндексМаркет. Огромный плюс этих площадок — широкая аудитория. Кроме того, они предоставляют возможность хранения и доставки товаров.

Поскольку размещение там требует вложений и особых знаний, я бы рекомендовала их для дальнейшего масштабирования, но не для первых шагов. В большие магазины лучше заходить с уже продуманной, апробированной концепцией, налаженной цепочкой производства и воспроизводимыми позициями каталога. 

Если мы говорим об оффлайн-продажах, стоит выбрать различные мероприятия: маркеты, фестивали, городские праздники. Так вам не придется искать первых покупателей — заинтересованные люди придут сами. Участие в подобных мероприятиях может быть платным, но позволит вам собрать первую аудиторию, получить отзывы и обратную связь об актуальности и качестве товара. Главное — соотнесите свою целевую аудиторию с целевой аудиторией мероприятий и выберите те, что точно вам подходят.

Как правильно выставить цену на товар? 

— С этой проблемой в начале пути сталкиваются все мастера: одни чересчур завышают стоимость своих работ, другие, наоборот, стесняются ставить высокий ценник. Есть несколько критериев, которые влияют на формирование цены, и должны быть в нее заложены. Во-первых, издержки на создание: стоимость материалов и оборудования, количество затраченного времени и т. д. Также стоит учесть расходы на продвижение — иногда комиссия выплачивается напрямую маркетплейсу, а иногда расширение аудитории достигается за свой счет.

Если вы создаете по-настоящему уникальные вещи, произведения искусства, ценового потолка не существует. Вы можете проанализировать рынок и посмотреть, какую цену выставляют конкуренты, но прежде всего опирайтесь на свои ощущения и цените свой труд. Когда покупатель выбирает не просто кружку, а заинтересован в авторском видении и оригинальном дизайне, цену изделия определяет только создатель.

Какой совет можно дать мастерам, которые только начинают свой путь? 

— Не торопитесь, разбивайте путь на этапы и находите радость в каждом шаге. Будьте терпеливы и не ждите быстрых результатов. Любая успешная история выстраивается из постоянного труда и постепенного развития. Главное — верить в свое видение и не опускать руки.

На начальных этапах очень важно и полезно общаться с другими мастерами. Постоянно находясь в среде единомышленников, вы сможете вместе развиваться, делиться опытом и поддерживать друг друга. 

Еще один совет: не ленитесь тестировать разные способы продаж. После выбора направления не нужно распыляться: развивайтесь и оттачивайте мастерство в конкретной области. Самой важной частью любого творчества становится поиск своего стиля и способов самовыражения. Крафт лучше, чем любая другая деятельность, выявляет различия художественных подходов разных людей. Позвольте людям увидеть в ваших работах индивидуальность — и сможете стать востребованным профессионалом.

Читайте также: Мастерская доспехов. Кто создает костюмы для героев кино, театров и компьютерных игр?

Самое читаемое
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
  • Минобрнауки сообщило, сколько баллов ЕГЭ необходимо набрать для поступления в вузыМинобрнауки сообщило, сколько баллов ЕГЭ необходимо набрать для поступления в вузы
  • Запускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афишеЗапускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афише
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.