Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Мы привыкли к кризисам. Уже ничему не удивляемся, а просто идем дальше»

«Пожалуй, единственная проблема на рынке — появление новых непроверенных поставщиков. Иногда получается так, что один и тот же поставщик возит в РФ и дрова, и лошадей, и автомобили».

DK.RU провел встречу с игроками авторынка и рынка лизинга. Узнали, насколько граждане успели привыкнуть к «китайцам», готовы ли транспортные компании пересаживаться на автомобили из Поднебесной, и, конечно, есть ли у авторынка надежда на восстановление.

Укрепление, но за счет чего?

Согласно результатам исследований «Авито Авто», в первом полугодии 2023 г. авторынок начал постепенное восстановление. Спрос на новые автомобили в январе-июне текущего года вырос на 26,1% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. Не отстает и рынок автомобилей с пробегом — рост спроса за год составил 11,9%.

При этом предложение на авторынке также растет. По данным «Авито Авто», количество объявлений о продаже новых авто увеличилось на 25,6% в первом полугодии 2023 г., подержанных — на 15,3%.

Однако всплеск летних продаж произошел по большей части из-за предстоящего повышения цен на автомобили, нестабильности рубля и повышения утилизационного сбора, отмечает Вера Павлова, представитель ассоциации «Российские автомобильные дилеры».

Напомним, утилизационный сбор на легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили и автобусы, ввозимые для перепродажи, проиндексировали с 1 августа в размере от 1,7 до 3,7 раза в зависимости от вида автотехники и объема двигателя.

Мы не можем говорить о восстановлении рынка. Рост за последние семь месяцев на 28% произошел из-за беспрецедентно низкой базы прошлого года. В общей сложности за это время было продано всего 500 тыс. автомобилей. Это говорит о том, что в производстве и поставках сохраняется тот же дефицит. Сентябрь-октябрь будут показательными с точки зрения динамики покупательского спроса. Если такой же рост сохранится, то вполне возможно, что к концу года объем проданных автомобилей достигнет 1 млн единиц, — отмечает спикер.

Самым востребованным брендами среди новых автомобилей в 2023 г. стал ВАЗ (LADA). На долю бренда пришлось 34,9% от общего спроса. На втором и третьем местах — китайские бренды Haval (5,6%) и Chery (5,5%). Примечательно, что в январе-июне 2023 г. в рейтинг наиболее востребованных новых моделей авто впервые вошел «Москвич-3», говорится в аналитической справке «Авито Авто».

Также в 2023 г/ продолжает расти популярность авто из Поднебесной. Спрос на новые китайские авто в первом полугодии 2023 г. вырос на 201,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

При этом растет и предложение таких авто на нашей платформе: в этом году на долю китайских моделей пришлось 44,9% от общего числа объявлений о продаже новых авто, годом ранее показатель составлял 11%. Среди китайских брендов на рынке новых авто самыми востребованными стали Chery (доля 20,1% от общего спроса на новые китайские модели), Haval (20%) и Geely (13,8%), — рассказывает Владислав Иванов, руководитель группы по работе с ключевыми клиентами «Авито Авто».

Тренд подтверждают и в «Российских автомобильных дилерах».

В ближайшее время мы ожидаем приход других крупных игроков из Китая и запуск производства на территории России, — отмечает Вера Павлова.

Несмотря на растущую популярность китайских автомобилей, европейские иномарки, новые и с пробегом, не исчезнут с рынка благодаря развитию параллельного импорта и распространению услуги по ввозу авто с пробегом из-за рубежа, говорят эксперты.

К «китайцам» в лизинг уже привыкли

Органическая переориентация на китайский автопром произошла и на рынке лизинговых услуг, как в грузовом, так и в легковом сегменте. Причем замещение наблюдается и в категории люксовых брендов. Если раньше лизинговые компании предлагали клиентам условные Mercedes или BMW, то теперь в том же сегменте на рынке представлен, к примеру, китайский Voyah.

«Мы привыкли к кризисам. Уже ничему не удивляемся, а просто идем дальше» 1  — Если раньше китайские автомобили предлагались в среднем и эконом-сегменте, то теперь появилась продукция производителей, которая вполне себе может называться премиальной. Перелом в сознании постепенно идет: клиенты осознают, что покупать «европейцев», во-первых, значительно дороже, во-вторых, непонятно, как их обслуживать — нет ни запчастей, ни гарантий. «Китайцев» пока тестируют, приобретают как для личного использования, так и для коммерческих нужд. Знаю лично тех, кто пересели с Lexus на Voyah и остались очень довольны. Тем более что китайские производители начинают развивать сервисы. Сегодня минимальная гарантия на автомобили из Поднебесной составляет от трех лет, — говорит Вячеслав Дорофеев, директор представительства лизинговой компании CARCADE в Екатеринбурге.

«Мы привыкли к кризисам. Уже ничему не удивляемся, а просто идем дальше» 2

«Мы привыкли к кризисам. Уже ничему не удивляемся, а просто идем дальше» 3

Рынок лизинга в 2023 г. вообще чувствует себя достаточно бодро. С начала года эксперты прогнозировали его рост на 15%, но уже сейчас лизинговые компании видят прирост в 25% и больше, отмечает Анастасия Ротарь, региональный директор компании «Интерлизинг» по УрФО.

«Мы привыкли к кризисам. Уже ничему не удивляемся, а просто идем дальше» 4 — Рост рынка лизинга связан в том числе с тем, что в прошлом году было очередное дно и встряска. В этом году мы видим, как европейские бизнесы один за одним уходят из России, но их место занимают другие, те, что хотят развиваться в освободившихся нишах. Я сейчас говорю не столько об автомобильных брендах, сколько в целом о российском бизнесе. Так вот у этих новых бизнесов, новых локализованных производств появился шанс на рост, на развитие новых каналов продаж. И мы хотим расти (и растем) вместе с теми клиентами, кто хочет развиваться. Все уже привыкли к кризисам. Нас уже ничем не удивить. Мы проживаем очередной кризис и идем дальше. Да, рынок лизинга сейчас сильно поддерживает китайский автопром. Если в первом квартале этого года все смотрели на него с осторожностью, то сейчас у людей начинает появляться интерес. Они видят вокруг себя новые красивые автомобили из Поднебесной и начинают к ним привыкать.

«Мы привыкли к кризисам. Уже ничему не удивляемся, а просто идем дальше» 5

«Мы привыкли к кризисам. Уже ничему не удивляемся, а просто идем дальше» 6

Пожалуй, единственное, что тормозит развитие рынка лизинга в настоящий момент — это наличие новых поставщиков. По сути, текущее положение дел напоминает 90-е, когда один и тот же поставщик может возить и дрова, и лошадей, и автомобили, добавляет Анастасия Ротарь.

Государство постепенно наводит на рынке порядок. Период адаптации пройдет через несколько лет, и останутся серьезные компании-поставщики, а уйдут те, кто решил подзаработать на хайпе, — говорит спикер.

«Мы привыкли к кризисам. Уже ничему не удивляемся, а просто идем дальше» 7

Государственное вмешательство способствует развитию рынка лизинговых услуг. Так, до конца 2023 г. продолжает действовать государственная антикризисная инициатива, в орбите которой находятся три финансовых продукта: «Свое дело», «Российский тягач» и «Льготный лизинг». Инициатором и разработчиком программы выступает Министерство промышленности и торговли РФ. Она предлагает программы субсидирования юридическим лицам, бюджетным организациям и индивидуальным предпринимателям.

Перечисленные категории лизингоприобретателей могут взять в долгосрочную аренду с правом выкупа: автотранспорт, промышленное оборудование и спецтехнику. Схема помощи простая — часть затрат компенсируется из госбюджета.

Субсидии от Минпромторга, несомненно, являются драйвером роста всего рынка. С их помощью клиенты приобретают спецтехнику российского производства: бетоносмесители, самосвалы, шасси и другие отечественные транспортные средства, — прокомментировал Вячеслав Дорофеев.

«Мы привыкли к кризисам. Уже ничему не удивляемся, а просто идем дальше» 8

Участники рынка лизинговых услуг дают позитивные прогнозы на развитие.

Поставленные планы в нашей компании не просто выполняются, а перевыполняются. Тем более, впереди третий и четвертый кварталы года, когда начинается рост деловой активности. Ждем дальнейшего роста в размере 20-25%, 75% — по году в целом, — говорит Анастасия Ротарь.

Похожий прогноз озвучил и Вячеслав Дорофеев.

Мы видим очень хороший рост в динамике. Если не случится никаких глобальных событий мирового масштаба, то к концу года мы увидим перевыполнение планов и у нашей компании, и у других участников рынка, — резюмировал он.

DK.RU благодарит за съемку и проведение интервью отель Novotel.

Реклама. ООО «Каркаде», ООО «Интерлизинг»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.