Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Как дорасти до миллиарда, делая все неправильно» — Иван Шкиря

«Я долго был один, потому что на один делить просто, договариваться просто, и это тешит эго». Почему основатель Callibri изменил отношение к партнерству и на чем оно должно строиться — на DK.RU.

«По сути, я кайф-директор во всех проектах. Я отвечаю за то, чтобы все бизнесы были кайфовыми, чтобы у сотрудников, у клиентов и у меня жизнь была кайфовой. Это моя ключевая компетенция», — представил себя Иван Шкиря, предприниматель, инвестор, основатель SaaS-сервиса для маркетологов Callibri на конференции «Тинькофф про Бизнес».

Он рассказал, что поможет Callibri вырасти в ежемесячной выручке с 18 млн до 100 млн руб. за три года, почему в бизнесе необходимы партнеры, и поделился своей формулой выбора.

— У меня два направления деятельности: я создаю ИТ-продукты, самый известный из которых Callibri, и захожу в проекты деньгами и компетенциями как партнер.

Callibri — это ИТ-компания в чистом виде: мы придумываем, разрабатываем, создаем, продаем и поддерживаем сервисы, которые помогают бизнесу не тратить деньги на рекламу, а инвестировать в нее. В августе 2023 г. («точка А») Callibri вышла на выручку в продажах лицензий на софт на 18 млн руб. (в месяц). В компании 60 сотрудников, у нее 8500 клиентов.

«Как дорасти до миллиарда, делая все неправильно» — Иван Шкиря 1

У нас очень маленький чек, мы ничего не настраиваем, у нас нет брифов. Маржинальность бизнеса составляет порядка 50%. Я могу об этом открыто говорить, потому что мы полностью «белые пушистые», платим все налоги.

Callibri — приятный бизнес, которым прикольно управлять и владеть. Я занимаюсь проектом почти 10 лет. Все это время компания, естественно, органически растет. Первые пару лет я продавал чужие продукты, потом мы начали создавать свои. Я понял, что это прикольно. Следующие два года мы занимались маркетингом: я разобрался, как это работает, делегировал — и двинулся дальше. Еще пара лет ушла на выстраивание продаж. Около трех лет назад я решил посмотреть, будет ли компания работать без меня, и вышел из «операционки».

То, как мы строили компанию раньше, и то, как мы строим ее сейчас, — это две разные вещи.

Сейчас есть «точка Б» — то, к чему мы хотим прийти через три года: выручка — 100 млн руб., штат — 180 сотрудников, 30 тыс. клиентов, маржинальность — 63%. Я в первый раз в своей предпринимательской жизни верю, что этого можно достичь, и мы понимаем, как это делать.

Я расскажу, как мы действовали раньше и как будем действовать сейчас. Эти вещи во многом противоречат друг другу. При этом обе истории рабочие.

Первое: бизнес-процессы

Сделка идет по воронке продаж, кладовщик принимает груз, вы наливаете кофе — у всего есть некий алгоритм. Существует порядок действий и система, которая все автоматизирует. Что первично: система, управляющая процессом, или сам бизнес-процесс?

На старте мы как ИТ-разработчики разрабатывали все для себя сами — чат, систему рассылок, CRM-систему, биллинг… Это позволяло быть очень эффективными.

Когда одного из наших конкурентов купил «МАНГО-ТЕЛЕКОМ», я подумал: «Ничего себе, можно создать машинку по зарабатыванию денег, а потом еще ее продать за нормальные деньги. Я тоже так хочу». Я начал общаться с инвест-стратегами и услышал: «Иван, ты кичишься, что у тебя классная доходность и классная команда, но это никого не волнует. Покупают первого и второго игроков на рынке. Нужна лидирующая позиция, а твоя экономика неинтересна компании, которая может позволить себе такую покупку».

«Как дорасти до миллиарда, делая все неправильно» — Иван Шкиря 2

«Как дорасти до миллиарда, делая все неправильно» — Иван Шкиря 3

«Как дорасти до миллиарда, делая все неправильно» — Иван Шкиря 4

Я понял, что надо действовать иначе. В чем была ошибка? В том, что я был и акционером, и директором, определяющим развитие бизнеса. Компании, где два-три-четыре собственника, либо где есть фонды, эффективнее, потому что в них больше дисциплины и больше ответственности.

«Как дорасти до миллиарда, делая все неправильно» — Иван Шкиря 5

«Как дорасти до миллиарда, делая все неправильно» — Иван Шкиря 6

Кроме того, есть личная стратегия и стратегия собственника бизнеса, который должен расти. Это разные вещи. У вас должно быть понимание, каким будет рынок через пять-семь-десять лет (в зависимости от ниши), и как вы там окажетесь. Причем в двух ипостасях: вы как человек и вы — ваша компания. Возможно, ваши пути будут разными. Возникает тема поиска партнера по бизнесу.

Второе: партнерство

Я долгое время был один, потому что это офигенно: на один делить просто, договариваться просто, и это тешит эго: ты можешь ходить и рассказывать, какой ты один молодец.

У меня было несколько опытов партнерства не в Callibri. Одни были успешными, другие неуспешными, где-то мы усиливали друг друга, где-то все разваливались. Сначала я думал, что я человек так себе и что со мной сложно договариваться, потом — что партнеры так себе. Наконец, я нашел способ выстраивания партнерства и сейчас это основное, на что я трачу время. Потому что даже с сотрудниками ты выстраиваешь партнерские отношения.

Вот идеальная формула: у вас с партнером (по бизнесу, мероприятию, жизни) должны быть общие ценности и принципы. Вы должны одинаково понимать, что такое добро и зло, что можно, что нельзя, а также, чего вы хотите достичь. При этом у вас должны быть разные ресурсы и компетенции.

Возьмем ресторан: если я повар и ты повар, у нас будет хреновый ресторан. Мы будем легко договариваться друг с другом, но по сути это как работать самому с собой. Если ты повар, а я официант, у нас будут постоянные конфликты, но если ценности одинаковые, мы будем из них эффективно выходить. Споры дают развитие. 

«Как дорасти до миллиарда, делая все неправильно» — Иван Шкиря 7

«Как дорасти до миллиарда, делая все неправильно» — Иван Шкиря 8

Когда я захожу в проекты, мы синхронизируем ценностный фон. Если он совпадает, я смотрю, есть ли у меня что-то уникальное, чем я могу обогатить этот проект. Важно, совпадают ли мои амбиции с амбициями команды проекта. У меня амбиции реалистичные: я не стремлюсь построить миллиардную долларовую компанию, потому что не знаю, как это сделать, но я знаю и понимаю, как построить компанию на миллиард в рублях. У меня нет активной стратегии инвестирования: я не ищу проекты, они приходят сами. Сейчас в моем «портфеле» есть мебель, джинсы, магазин кроссовок, ресторан, транспортное агентство.

Резюме

Вы как собственники должны заниматься не физикой, а метафизикой: тем, какие люди хотят у вас работать, почему они этого хотят и как их привлекать.

Глобально роль любого фаундера состоит в том, чтобы построить три или четыре очереди:

  1. из клиентов, которые хотят у нас покупать;
  2. из сотрудников, которые хотят здесь работать;
  3. из партнеров, которые хотят помогать;
  4. из инвесторов, которые хотят в вас вложить деньги. Но это зависит от ситуации: у кого-то это есть, у кого-то нет.

Ваша роль как фаундера — заниматься именно этим. Не производством, не выстраиванием продаж. Надо строить очереди и делать классную компанию про завтра — это ключевая компетенция.

Текст подготовлен на основе выступления Ивана Шкири на конференции «Тинькофф про Бизнес» в Екатеринбурге. В тексте использованы слайды из презентации спикера.

Читайте также:

«Бизнес — это машинка по производству пользы и денег. Выйти из него легко» — Иван Шкиря

«Я никому ничего не должен». 7 причин не платить зарплату в конверте

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.