Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Надушите свой бизнес, это всех стимулирует

Надушите свой бизнес, это всех стимулирует
Иллюстрация: freepik.com

Как мы чувствуем запахи, и почему именно они легко заставляют как окунуться в приятные воспоминания, так и совершать спонтанные покупки и увеличивать средний чек практически любого заведения?

Запахи управляют нами. Аромамаркетинг давно стал одним из способов увеличивать средний чек и привлекать клиентов не только в булочных и магазинах одежды, это средство привлечения внимания используют и девелоперы, и автосалоны, и обувные мастерские. Свои запахи есть у Сбера, «Детского мира», Роснефти, Burger King, Инвитро, аэропорта Адлера и сотен других компаний и мест. Запах магазинов одежды Massimo Dutti, ушедших из России после февраля 2022 г., посетители торговых центров страны вспоминают до сих пор: настолько приятным и запоминающимся он был. Почему так происходит и почему запахи имеют над нами столь сильную власть?

О том, как ароматы вызывают у нас эмоции, влияют на формирование воспоминаний и принятие решений, на лекции в Ельцин Центре рассказала Марина Морозова, аспират института науки и технологий Сколково, стажер-исследователь Центра нейробиологии и нейрореабилитации имени Владимира Зельмана. Главное из ее лекции — в материале DK.RU.

Запахи помогают восстанавливать память и нервные клетки

— Люди живут в мире, окруженном запахами. Некоторые из них с древних времени играли огромную роль в культуре. Например, пахучие смолы — ладан и пачули — очень ценились. Считалось, что они объединяют небо и землю, помогают призывать богов и настроить связь между человеком и божеством.

До начала XX века, когда были синтезированы альдегиды — молекулы с редкими и труднодоступными запахами, — люди в качестве благовоний и духов использовали лишь естественные природные ароматы. Прорыв в органической химии дал мощный толчок развитию парфюмерии и позволил французскому модельеру Коко Шанель, которой не нравились цветочные ароматы, воплотить идею создания знаменитых Chanel № 5 — первых альдегидных духов с «искусственным» запахом. Автором этого парфюма был, кстати, российский эмигрант с французскими корнями Эрнест Бо.

Также бурное развитие в прошлом веке органического синтеза и химической промышленности в целом послужило появлению особого «запаха чистоты», который в современной культуре стал ассоциироваться с комбинациями запахов цитрусовых, яблока и розы — фирменных ароматов чистящих средств. Впервые ароматизаторы и отдушки в такие средства стала добавлять в 1947 году корпорация Procter & Gamble.

Есть разные исследования, связанные с «запахом чистоты», которые доказывают, что этот аромат помогает людям кооперироваться, способствует повышению доверия и даже увеличивает пожертвования в благотворительные фонды. Мы точно знаем, что «запах чистоты» каким-то образом влияет на часть человечества, делая нас немного лучше. Возможно, это связано с нашими детскими воспоминаниями и ожиданиями от чистого, свободного от грязи места.

Воспринимать запахи людям помогает обонятельный эпителий, расположенный в носовой полости на верхней носовой раковине. Эта ткань регистрирует в воздухе молекулы с запахом, посылает импульсы через обонятельный нерв в обонятельные луковицы головного мозга, затем в подкорковые центры и в корковый центр обоняния, где они обрабатываются.

В 2004 г. за исследования в области изучения обонятельных рецепторов и системы органов Нобелевскую премию в области физиологии и медицины получили ученые из США Ричард Аксель и Линда Бак. Они установили, что примерно 400 наших генов отвечают за генетический код различных рецепторов на мембране обонятельных рецепторных клеток, и каждый из них ответственен за распознавание определенной химической группы.

Ученым далось установить, что сигналы от клеток направляются в специфические регионы в коре головного мозга, где информация, полученная от различных типов обонятельных рецепторов, комбинируется в определенный набор, характерный для каждого запаха. Комбинация полученных кодов формирует узор, напоминающий лоскутное одеяло или мозаику. Такие карты запахов лежат в основе способности людей распознавать, анализировать и хранить в памяти примерно 10 000 запахов.

Интересно, что наша обонятельная луковица практически напрямую воздействует на большую часть центров мозга, в то время как сигналы от всех остальных органов чувств сначала идут в таламус, отдел мозга, который называют «секретарем» коры больших полушарий. Именно поэтому запахи так хорошо запоминаются и вызывают столь разнообразные эмоции.

Это уникальное свойство обонятельной системы используют в том числе при лечении больных с деменцией и болезнью Альцгеймера. В Антверпене работает художник-парфюмер Питер де Купере, который проводит эксперименты с ароматами и создает «обонятельные» скульптуры и устройства, которые позволяют находить дорогу или ощущать предметы и еду просто по запаху. Так люди с деменцией могут, например, ориентироваться в здании больницы.

Запахи способны вызывать у нас очень четкие воспоминания. Были проведены эксперименты, во время которых людям проигрывали знакомую мелодию или давали ощутить знакомый запах. Оказалось, что ароматы вызывают воспоминания гораздо быстрее, при этом образы у людей куда более долговременные, устойчивые.

Перманентная потеря обоняния, если она не вызвана вирусом или травмами, обычно рассматривается как предвестник развития различных невралгических и психиатрических болезней.

Еще один интересный факт. Все мы слышали фразу «Нервные клетки не восстанавливаются». Не совсем так. Образование новых нейронов во взрослом организме происходит в трех областях: обонятельные нейроны, обонятельная луковица и гиппокамп. Обонятельные нейроны каждые 4-8 недель погибают, затем из стволовых клеток появляются новые. Природа продумала, чтобы нейроны, вынужденные встречаться с агрессивными запахами и сильными ароматами, могли периодически восстанавливаться.

Одна из самых больших проблем исследования влияния запахов на мозг — это то, что они быстро выветриваются и меняют свойства. Именно поэтому у нас нет какого-то исторического наследия, связанного с запахами. Мы можем судить о них только косвенно, в отличие от музыки, литературы, живописи и скульптуры.

Кроме того, запахи субъективны. Когда мы хотим исследовать какую-то реакцию на запах, нужно понять, все ли испытуемые его примерно одинаково воспринимают и с чем его ассоциируют.

Как заказать запах и сколько это стоит

Сегодня компании, специализирующиеся на создании запахов, предлагают совершенно уникальные композиции, наполнение которых будет зависеть от того, чем занят заказчик. Аромат, созданный для кондитерской, должен манить и вызывать аппетит (согласно собранной работающими в сфере компаниями статистике, средний чек при использовании в помещении дополнительного ароматизатора увеличивается на 15–60%). Запахи для офисов обещают «помочь успешно заключить договор», ароматы для медицинских центров должны снижать тревожность пациентов, а индивидуальный аромат в магазине — работать на имидж, помогая покупателю чувствовать себя максимально комфортно.

При заказе запаха для компании клиент должен ответить на ряд принципиальных вопросов, в том числе о том, какую задачу должен решать аромат (удержать покупателей, увеличить прибыль, повысить лояльность или помочь росту числа спонтанных покупок) и какую атмосферу предстоит создать (доверие, радость, статус, уют, тонус, свежесть и чистота и т.д.).

Стоимость такой ароматизации разнится в десятки раз. Бизнесу сегодня предлагают как купить уже готовый аромат, наполнить которым помещение в условных 50 кв.м будет стоить от 15–20 тыс. руб. на несколько недель, так и разработать индивидуальный запах, право на использование которого будет только у заказчика.

В этом случае услуги парфюмеров стоят от нескольких десятков до сотен тысяч рублей, прайс во многом зависит от итоговых ингредиентов. Дополнительно нужно будет оплачивать регулярное пополнение запасов аромата и его распространение (варианты разные, от аромасвечей до аромамашин).

СПРАВКА

 
Эвалюатор — профессионал парфюмерной индустрии, занимающийся оценкой парфюмерных композиций на стадии их разработки и являющийся посредником между заказчиком и парфюмером. Эвалюатор получает и анализирует задание заказчика, чтобы составить бриф для парфюмера, а затем оценивает и отбирает полученные в результате работы образцы, чтобы предоставить их заказчику.
 

Игорь Булгар, создатель парфюмерной компании 1339perfumes, рассказал «Мастерам», что на сегодня в России спрос на «свои» запахи в сфере бизнеса велик, есть и те, кто готов работать на этом рынке, причем часто без специального образования:

Парфюмеры в стране в основном самоучки: в России нет парфюмерного образования — есть только курсы. Но людей, которые делают запахи, много, правда, это все равно штучный товар. 

— В современной парфюмерии 95% — это синтетические компоненты, созданные в лабораториях. Есть парфюмеры, которые делают запахи только из натуральных ингредиентов, но в таком случае меньше выбор, это дороже, и они могут быть аллергенными, в отличие от синтетических.

С самого начала мы закупали компоненты небольшими количествами, чтобы у нас была достаточная выборка. В России они практически не производятся — за исключением некоторых натуральных эфирных масел. Мировые основные заводы и компании, которые их производят, находятся во Франции, Германии, Швейцарии. Соответственно, все компоненты мы по-прежнему покупаем за рубежом. Есть дистрибьюторы, которые сейчас продолжают работать, но только стало сложнее завезти товар в Россию.

С тарой плюс-минус та же ситуация, потому что в нашей стране нет заводов, которые могут сделать классные флаконы или диффузоры. Проблем здесь больше, чем с компонентами, и нам постоянно приходится искать новые варианты. Сырье — это львиная доля расходов.

Поэтому эксперт советует всем, кто решился надушить свой бизнес, изначально заказывать большие объемы аромата и ставить ТЗ максимально четко. В итоге это поможет сэкономить на столь тонком маркетинге сотни тысяч рублей.

Ранее на DK.RU: Чем пахнет банк: аромамаркетинг как небанальный способ привлечения клиентов

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.