Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Электросамокаты: Париж запретил, Москва ограничивает, Екатеринбург ждет нового сезона

Электросамокаты: Париж запретил, Москва ограничивает, Екатеринбург ждет нового сезона
Автор фото: Валерия Зык. Иллюстрация: dk.ru

Весна вступает в свои права, а это значит, что в ближайшее время на улицы Екатеринбурга снова вернутся ненавистные многим пешеходам электросамокаты. Что делать, если на вас наехали?

Тревожные ожидания, связанные с началом очередного сезона кикшеринга, обоснованны. С 1 марта 2023 г. электросамокаты обрели официальный статус в Правилах дорожного движения (ПДД), тем не менее за прошлый год количество только зарегистрированных аварий с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) выросло в стране на 182%. Свердловская область вошла в число семи российских регионов с наибольшим количеством происшествий после Москвы, Санкт-Петербурга, Пермского края, Тюменской, Омской и Челябинской областей.

Запретить нельзя разрешить

За пять лет использования в столице Франции СИМ стали источником проблем для пешеходов и автомобилей. Только в 2022 г. по вине СИМ пострадали 459 чел., трое погибли. Терпение парижан лопнуло, и на проведенном весной 2023 г. референдуме 89% проголосовавших высказались за запрет электросамокатов. С 1 сентября 2023 г. в Париже невозможно взять СИМ напрокат, при этом ограничения не коснулись самокатов, находящихся в личной собственности. Отметим, что использование электросамокатов законодательно полностью запрещено в Монако, а в Великобритании допускается только на частной земле.

К концу сезона электросамокатов-2023 Москва подошла с печальной статистикой. По данным МВД, за девять месяцев в Москве зафиксировали 665 дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием СИМ, что на 235% больше, чем за 2022 г., два человека погибло.

В феврале 2024 г. Мосгордума внесла в Госдуму законопроект о введении штрафов для нарушающих ПДД самокатчиков. Московские депутаты предложили ужесточить штрафы за нарушения ПДД, повлекшие создание помех в движении транспортных средств, а также причинившие по неосторожности легкий или средней тяжести вред здоровью потерпевшего, и за оставление места ДТП лицом, использующим для передвижения СИМ.

По информации, предоставленной DK.RU ОГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу, за 2023 г. на территории города было зарегистрировано 262 ДТП с участием СИМ, из них 181 ДТП с пострадавшими, в которых два человека погибло и 185 получили травмы различной степени тяжести, из них 41 ребенок.

Госавтоинспекцией Екатеринбурга в марте проведены рабочие встречи с сотрудниками комитета по транспорту администрации г. Екатеринбурга и представителями компаний кикшеринга для обсуждения проблемных вопросов, связанных с причинами дорожно-транспортных происшествий с участием СИМ, — отметил начальник ДПС и розыска ОГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу майор полиции Антон Попов.

В октябре 2023 г. депутат Гордумы Екатеринбурга Тимофей Жуков в своем аккаунте ВКонтакте сообщил, что на городской комиссии по безопасности жизнедеятельности населения «прозвучало мнение о том, что с нового года в Екатеринбурге будут введены ограничения на передвижение на самокатах. Тезисы такие:

  1. Полностью исключить движение самокатчиков в центральной части и на аллеях;
  2. Также исключить движение на тротуарах, чья ширина меньше двух метров;
  3. Снижение скоростного режима.

В общем-то практика таких ограничений есть в других городах России, операторы кикшеринга в таких условиях работать умеют, противоречий нет. Во Франции, например, традиционно пошли по самому «демократичному» пути и тупо все запретили. Наши ищут способы, чтобы и бизнес существовал, и люди были в безопасности, и города развивались. Так правильно!»

Дальше этого дело не пошло, никаких ограничений на данный момент не принято.

Порядок действий при наезде

Что делать, если вы — пешеход, пострадавший из-за наезда лицом, управляющим СИМ?

Необходимо зафиксировать нарушение. В идеале нужно снять на фото или видео нарушителя и номер электросамоката (может быть расположен на руле, корпусе или заднем крыле СИМ). В реальности же от неожиданности или шока после столкновения самостоятельно это сделать сложно, поэтому стоит обратиться за помощью к окружающим и попросить сделать фото удаляющегося (или законопослушно вернувшегося) самокатчика и отправить вам. Даже если отмечен только цвет СИМ нарушителя — это будет иметь значение, т.к. устанавливает принадлежность электросамоката определенной фирме кикшеринга. В случае, если СИМ принадлежит частному лицу, нужно выполнить те же действия.

Далее необходимо сфотографировать место происшествия, определить его точный адрес (улица, номер дома), отметить время ДТП и сообщить о случившемся по телефону 02(102) или 112. Нелишним будет записать контактные телефоны и имена прохожих, которые были свидетелями происшествия. Посмотрите, есть ли вблизи камеры видеонаблюдения, это может пригодиться. Если вы получили сильные повреждения — вызывайте скорую помощь, это также станет доказательством происшествия, если способны передвигаться сами — обращайтесь в травмпункт и фиксируйте повреждения.

Важный момент — вам не нужно искать нарушителя ПДД и устанавливать его личность, эти данные предоставит прокатный сервис. Для определения компании-владельца электросамоката как раз пригодится цвет СИМ, который вы запомнили или зафиксировали на фото или видео. Если происшествие не удастся урегулировать в досудебном порядке, ответчиком в суде может стать именно прокатный сервис как собственник СИМ.

Если вы стали участником ДТП с самокатом как пешеход или водитель, постарайтесь определить принадлежность самоката к одному из сервисов и свяжитесь с их службой поддержки. Сервисы заинтересованы в безопасности самокатов, страховка работает и в таком случае, поэтому обратитесь в поддержку и сообщите об инциденте. В сервисе Whoosh нет анонимных поездок, самокат 24 часа в сутки находится на связи с системой, поэтому мы владеем полной информацией о каждой поездке. При обращении полиции или госавтоинспекции сервис предоставляет по запросу все необходимые данные. Для всех поездок на самокатах сервиса доступна страховка. Она покрывает ущерб здоровью пользователя, его имуществу, а также здоровью и имуществу третьего лица. Страховка безусловная, она работает вне зависимости от того, виноват ли пользователь в ДТП. При этом даже если пользователь не активировал страховку, сервис сам страхует всех пострадавших в результате ДТП, — пояснил представитель Whoosh Денис Балакирев.

Пока законодатели обсуждают дополнительные ограничения для самокатчиков, сами сервисы внедряют нововведения для клиентов — от подготовки готовых лекций по ПДД и организаций школ безопасного вождения до блокировки нарушителей и внедрения идентификации пользователей.

У нас есть «внутренний» рейтинг пользователей, который мы тестируем с 2023 г. Это значит, что мы строго следим за соблюдением ПДД, собираем информацию о нарушениях со стороны администраций городов и органов правопорядка. Мы также запустили выделенную линию поддержки, в которую любой желающий может направить информацию о нарушениях ПДД на самокатах Юрент. Каждый кейс отрабатывается — мы сделали градацию санкций от предупреждения до блокировки при повторных или серьезных нарушениях. Например, передача аккаунта несовершеннолетним блокирует пользователя в нашем приложении. Сейчас мы вместе с партнером тестируем решение по идентификации пользователей для активации поездок на самокатах сервиса, чтобы допускать до них только лиц, достигших 18-летнего возраста. Мы также отрабатываем все случаи ДТП с нашими пользователями по принципу «ни одного ДТП без внимания». Это значит, что мы детально разбираем каждый случай и причину, оказываем поддержку пользователям при обращении в страховую, правоохранительным органам при определении виновных, выясняем причины (если это недостатки инфраструктуры, взаимодействуем с городом, чтобы их устранить), — рассказали DK.RU в пресс-службе кикшеринга Юрент.

ГИБДД напоминает

  • При передвижении на СИМ по тротуарам и пешеходным дорожкам лицо, управляющее СИМ, обязано двигаться со скоростью не выше 25 км/ч, вес СИМа должен быть не больше 35 кг и он должен обладать определенной мощностью не более 250 кВт, важным аспектом является то, что при передвижении в указанных зонах не должны создаваться помехи пешеходам.
  • При пересечении проезжей части по пешеходному переходу лицу, управляющему СИМ, необходимо остановиться перед краем проезжей части, спешиться и переходить дорогу пешком.
  • На край дороги СИМ может выехать, только если водителю больше 14 лет, а его СИМ оборудовано тормозами и фарами белого и красного цвета. Ехать можно только по обочине или краю проезжей части в случае, если для движения нет иной возможности — отсутствует тротуар, пешеходная или велодорожка.

Госавтоинспекция Екатеринбурга обращает внимание граждан на то, что прежде чем взять в использование средства индивидуальной мобильности, необходимо подробно ознакомиться с ПДД и неукоснительно их соблюдать.

Сервисы кикшеринга напоминают

  • Если вы управляли СИМ и попали в ДТП, ни в коем случае не уезжайте с места столкновения. Дождитесь приезда сотрудников ГИБДД, иначе ваше поведение могут расценить как попытку покинуть место ДТП, что усугубит ситуацию. Помните, что ваша банковская карта привязана к аккаунту сервиса, а СИМ круглосуточно находится в телеметрии сервиса — найти вас не составит большого труда.
  • Свяжитесь со службой поддержки — лучше всего в приложении, так они быстрее увидят обстоятельства инцидента. В случае ДТП легко растеряться и забыть о важных действиях или нюансах. Сообщите место, время, ущерб, свои контакты и контакты пострадавшего. Служба поддержки подскажет, что нужно делать.
  • Если вы стали свидетелем нарушения (езда на СИМ в нетрезвом виде, езда ребенка до 14 лет без сопровождения взрослых, при неправильной парковке самокатов и т.д.) — сделайте фото и напишите в службу поддержки сервиса проката, указав точное место и время. Это позволит компании отследить самокат и применить санкции к пользователю-нарушителю.

Хочется верить, что не за горами то время, когда водителей электросамокатов приравняют к автомобилистам, обяжут регистрироваться, сдавать экзамен на знание ПДД и навыков вождения, соблюдать скоростные режимы, останавливаться по требованию ГБДД и проходить медицинское освидетельствование в случае опьянения. Пока же многие вопросы остаются неурегулированными и СИМ являются источником высокой опасности на тротуарах и дорогах города.

Ранее DK.RU рассказывал, что летом 2022 г. мэрия Екатеринбурга масштабировала опыт искусственного снижения скорости электросамокатов до 7–8 км/ч на определенных участках улиц города и повсеместно в дни проведения массовых мероприятий.

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.