Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Заниматься популяризацией графики можно только из любви к искусству, надо быть фанатом»

Елизавета Орлова
Елизавета Орлова. Иллюстрация: Вконтакте

В ситуации, когда был спрос, но не было предложения, в Санкт-Петербурге появилась первая шелкографская мастерская. Ее открыла художник-график Елизавета Орлова, соединившая миры творчества и техники.

Цифровая реальность сводит на нет физические достоинства произведений искусства, ведь любую картину можно увидеть на экране гаджета. Это приводит к утрате понимания материальности носителя, его значимости, а также нивелирует уникальность художника. Digital-репродукции, с одной стороны, несут искусство в массы, с другой, обесценивают его.

Связующим звеном между высоким искусством и публикой стала тиражная графика, когда одно произведение художник создает в нескольких экземплярах с помощью разных техник. Такой подход позволяет существенно снизить себестоимость работы, сократить время на ее создание и обеспечить востребованность у ценителей современного искусства, коллекционеров, галеристов и дизайнеров.

Российское арт-сообщество в последние годы развивает рынок печатной графики, эта форма выражения искусства становится все более востребованной как у авторов, так и у покупателей.

При этом предприятий, занимающихся тиражной графикой, немного. К примеру, в Санкт-Петербурге еще в 2021 г. не было ни одной мастерской, которая бы печатала работы лимитированными тиражами.

Художник-график Елизавета Орлова столкнулась с проблемой лично — не найдя места, где можно качественно напечатать свои работы. И приняла решение открыть в северной столице свою мастерскую. Специализацией была выбрана шелкография — один из универсальных современных методов трафаретной печати, который подходит для создания различных печатных графических работ.

О начале бизнеса, о том, как проект дважды чуть было не закрылся в первые полтора года существования и почему художники из Москвы стали ездить печататься в Питер, в интервью DK.RU рассказала Елизавета Орлова, собственник и руководитель первой в Санкт-Петербурге непроизводственной шелкографской мастерской Community print & gallery, где изготавливаются художественные произведения и репродукции ограниченным тиражом.

Как у вас произошла трансформация из художника в бизнесмена?

«Заниматься популяризацией графики можно только из любви к искусству, надо быть фанатом» 1— Я родом из Москвы, первое образование получила, окончив строительный техникум по специальности «реставратор памятников архитектуры». Потом решила, что хочу быть художником, поехала в Санкт-Петербург и поступила в Академию художеств имени Репина на факультет графики. Обучение там длится шесть лет, а на четвертом курсе я решила создать мастерскую. Открыла, поняла, что не справляюсь с учебой, взяла академический отпуск. А когда вернулась в институт на пятый курс, уже с опытом работы в мастерской, поняла, что академическое образование мне не нужно. Стояла перед выбором: либо я нормально учусь, либо занимаюсь мастерской. Ушла, не закончила академию.

Мастерская перевесила?

— Да, хотя я долго думала, меня беспокоило, что не будет диплома. Но теперь понимаю, что все нужные знания за пять лет были уже получены, и важнее то, что я нашла применение профессии.

Конечно, было ужасно страшно, я думала, ну как я на себя сейчас такое взвалю? При этом я понимала, что не прощу себе, если упущу момент. Было понимание, что либо сейчас, либо потом мне будет очень тяжело во все это войти. Такой вызов себе. 

Старт и два неслучившихся вылета в трубу

Прошло всего четыре месяца с момента запуска мастерской, как началась СВО. Последовавшие сложности могли бы поставить крест на молодом проекте, но, несмотря на значительные финансовые потери, мастерской удалось пережить сложный год, все компенсировать и сделать новый рывок.

Где взяли деньги на открытие мастерской?

— Родителям я сказала, что остаюсь в Питере, все им объяснила. Мне было тогда 24 года. Сначала помогла мама, а потом мы продали квартиру в Москве и я свою долю вложила в мастерскую.

Родители всегда мне позволяли быть самостоятельной, принимать решения и брать на себя ответственность. И я понимала, что в случае чего буду с последствиями разбираться сама, не побегу к маме с жалобой, что я все деньги вбухала, а ничего не получилось и теперь мне жить негде и не на что.

«Заниматься популяризацией графики можно только из любви к искусству, надо быть фанатом» 2Фото: Михаил Рубанков, «Без названия 1», полноцветная шелкография. Community print & gallery

Почему именно мастерская шелкографии?

— Идея была в том, что в Питере таких мастерских не было, и мне самой негде было делать свои работы вне учебной программы и вне академии. Каждый художник разбирался с этой проблемой сам, и я подумала, как так? Питер — город художников, есть институт, который выпускает художников-графиков каждый год пачками, а им негде напечатать свои работы. Производственным типографиям маленькие тиражи по 10-20-30 экземпляров неинтересны, они не будут этим заниматься, у них тысячные прогоны.

Какой был бизнес-план, каким был расчетный срок окупаемости?

— Вопрос того, как я буду зарабатывать, меня вообще не волновал тогда. Я понимала, насколько это специфическая история. Для начала была нужна куча денег, чтобы это работало какое-то время просто так. Я запланировала полгода на то, чтобы самой понять, что и как делать с оборудованием — по специальности я не шелкограф изначально, а офортист.

Мы открылись в октябре 2021 г., а потом в феврале 2022 г. началась СВО. Мои намеченные полгода полетели в трубу, встал вопрос о закрытии. Но у меня было ощущение, что я не могу себе позволить закрыться. Я уже поняла, что создала что-то важное для художников, важное для города.

Я была в шоке от того, что люди из арт-среды прямо мне говорили, как они ждали открытия мастерской, что ну, наконец-то. Эти слова вселяли веру. Я не ожидала такого отношения к мастерской и ко мне, не осознавала значимости этого проекта. Важно, что мне тогда сказали, что мастерская — это круто. Иначе это была бы другая история.

Если посмотреть сейчас — столько людей уже окружает мастерскую, сколько галерей, художников, кураторов, галеристов, коллекционеров, которые у нас покупают графику... Я такого точно не планировала. 

В первые месяцы мы стали работать с Машей Янковской, спасибо ей — у многих сразу появилось доверие, раз такой известный художник печатается у нас. У мастерской еще не было никакого бэкграунда, нечего было показать, а с ней сразу появилась такая мощная визитная карточка, все стало намного динамичнее происходить. Подтянулись локальные художники, мы стали активно работать с Москвой, печатать художников из других городов и из других стран.

«Заниматься популяризацией графики можно только из любви к искусству, надо быть фанатом» 3Фото: Маша Янковская, «Неравный брак», шелкография в 9 цветов. Community print & gallery

Второй вылет в трубу чуть не произошел, когда осенью 2021 г. началась мобилизация. В тот период никто не покупал искусство, все берегли деньги, художники ничего не печатали и уезжали из страны, запретили соцсети, которые были для нас основным каналом продвижения. Все просто встало намертво, с осени 2022-го до лета 2023-го было ужасное время, много потеряли денег.

Но не закрылись?

— Весной 2023 г. я готова была закрыть мастерскую, но все же поняла, что не могу этого сделать. Потратила несколько месяцев, чтобы поменять концепцию, ценовую политику, набрать печатников, которым я могла доверять, и с августа все как-то пошло-поехало. Ставка была сделана на качество. Я знала: если у нас будет хреновое качество, мы никому не будем нужны. С тех пор у нас полный загруз без простоев, больше года не было ни отпусков, ни новогодних и майских праздников.

Мир художников узкий, комьюнити тесное, люди доверяют рекомендациям знакомых. Профессия художника требует поддержки коллег, а когда знаешь, что человек каждый день переживает всю ту же хрень, что и ты, что вы в одной лодке, хочется помочь. Нас рекомендуют, и это ценно.

Продвижение печатной графики

Работа одного и того же художника может продаваться в разных диапазонах: картина холст/масло может стоить порядка 300 тыс. руб., а тиражный оттиск с подписью автора — в пределах 20 тыс. руб. Поэтому интерес к печатной графике как к виду изобразительного искусства, в основе которого лежит перенесение изображения с печатной формы на печатную поверхность, растет, а коллекционеры находятся в поиске новых имен для перспективных вложений.

В вашем портфолио совершенно разноплановые художники, почему?

— Это заблуждение, что графика создана только для художников-графиков. Уличным художникам печатная графика, в т. ч. шелкография, подходит максимально, в стрит-арте для создания изображений тоже используют трафареты. Среди живописцев тех, кто обращался к печатной графике, — Рембрант, Дали, Поллок, много имен. Это закономерное желание художников — попробовать себя в новой технике. 

Можно долго говорить про шелкографию как про художественный язык, но все равно ее в основном применяют, чтобы заработать денег. Шелкография расширяет покупательскую аудиторию художника. Не все могут позволить себе купить холст/масло, но могут приобрести тиражную графику и собрать свою коллекцию. 

Изначально, когда еще про мастерскую не знали, я лично писала художникам, приглашала их. Мне казалось, что я навязываюсь, было дискомфортно, а потом они мне говорили: спасибо, что вы обратились. И я поняла, что нельзя стесняться о себе заявлять и раскачивать то, что у тебя есть.

Весной 2024 г. я открыла свой онлайн-магазин печатной графики, мы за свой счет печатаем эксклюзивные тиражи отдельных работ художников и сами их продаем.

Почему художники из других городов печатаются именно у вас?

— Я сама художник, и с коллегами общаюсь так, как мне бы хотелось, чтобы общались со мной. Я спрашивала у художников-москвичей, почему они у меня печатаются, ведь в Москве есть пять или шесть своих мастерских. Они говорят — там отношение другое, там печатают не художники. Ведь самим художникам очень важно, чтобы их творчество ценили, а не просто хотели на них заработать. Они трепетно относятся к своим работам, это самое ценное, что у них есть. Надо понимать, что если печатник не попал в цвет — это трагедия, я долго замечания авторов переживала как личные неудачи.

По большому счету я как бы мостик между печатником и художником, коллекционером и художником, я понимаю эти миры и как бы медиумом становлюсь, связываю их.

Сейчас еще я начала проводить «Open call», когда художник получает возможность выиграть грант на печать тиража. Поступило около 70 заявок. Но мне было важно, чтобы художник понимал язык шелкографии, а не просто присылал свою живопись. Первым победителем стал Гоша 11811 из Екатеринбурга, мы бесплатно напечатали ему тираж и выставили его работы на ярмарке PAF, а сейчас на выставке в «Гутенберге». Следующий «Open call» будет в октябре, я планирую проводить его каждые полгода.

«Заниматься популяризацией графики можно только из любви к искусству, надо быть фанатом» 4Фото: Гоша 11811, «Посиделки», шелкография в 3 цвета. Community print & gallery

День рождения мастерской вы уже второй год отмечаете проведением выставок, где показываете графику из собственного архива.

— В мастерской всегда остается лист из тиража на случай, если художник захочет повторить свою работу, это обычная практика. Никогда никто не отказывался отдать листы в архив, многим авторам это даже лестно. Я ничего из архива не продаю, мне просто важно, чтобы у нас был полный перечень наших работ.

В прошлом году в одной мастерской в Москве был пожар, сгорела половина архива. Потом, с согласия авторов, собственник продавал оставшиеся листы, чтобы собрать деньги на восстановление мастерской. Я так и говорю, что мой архив — это моя финансовая подушка безопасности, если что-то случится.

Идея праздника с показом архивных листов пришла очень просто. Она же на поверхности, хотелось показать, что мы делаем, кого мы печатаем. Вся моя деятельность направлена на то, что популяризировать печатную графику. Художники с именами — это очень хороший инструмент для того, чтобы привлечь большую аудиторию. Так печатная графика снова становится модной, а ведь она долгое время никому была не нужна.

В этом году я привезла в Екатеринбург выставку, которая так и называется — «Из архива». Она образовательная, со свободным входом. До 15 ноября экспозицию можно увидеть в пространстве «Гутенберг» в «Главном проспекте». Среди имен много известных уральских авторов.

«Заниматься популяризацией графики можно только из любви к искусству, надо быть фанатом» 5

Московские художники часто задают вопрос: Лиза, ты можешь открыть в Москве мастерскую? Да, я москвичка и могу вернуться и зарабатывать в три раза больше, продавать в разы больше искусства, но это неинтересно. Питер — очень странное место, и бизнес в этом городе у меня получился не благодаря, а вопреки. Впрочем, и изначальная идея — сделать мастерскую в городе, где подобных не было — она не про деньги. Если бы цель стояла заработать, я печатала бы футболки, шопперы и забот бы не знала.

Выставка в Екатеринбурге — из этой же истории, тем более что с площадкой «Гутенберг» и ее руководителем, художником Кириллом Бородиным, нас связывает дружба. Мы делаем одно дело, двигаем графику, поддерживаем художников. Зарабатывать на этом тяжело, надо быть большим фанатом графики и действовать из большой любви к искусству. И я хочу показывать шелкографию не только в Питере, но и в других городах.

В следующий день рождения выберем другой город, хотя без выезда все проще, конечно, организовать.

«Заниматься популяризацией графики можно только из любви к искусству, надо быть фанатом» 6Фото: Кирилл Бородин, «Buket»шелкография в 4 цвета с ручной дорисовкой. Community print & gallery

Как сильно изменились цены за три года работы мастерской?

— Стоимость печати растет, потому что все вокруг растет. Но я стараюсь держать доступные цены. Когда весной 2022 г. началась вселенская паника, я тоже ей поддалась, казалось, что ничего нельзя будет купить. Но, по сути, для мастерской переломного момента не случилось.

Да, нет итальянской бумаги, а если есть, то стоит миллион денег. Нет американской краски, а ведь она намного лучше, чем турецкая или китайская, которой мы сейчас печатаем. И все же это не сильно повлияло на качество. Единственная серьезная проблема — это принтеры для фотовывода, их техобслуживание прекращено. С другой стороны, при большом желании шелкографию можно делать из подручных средств. Эта техника появилась еще до нашей эры и, несмотря на современные технологии и колоссальный прогресс, принцип печати остался точно таким же, как в допотопные времена, — прогон краски через сито и трафарет.

В советское время печатали краской для заборов, и ничего, нормально получалось. Сетки можно делать из шелка или из конского волоса, как в Древнем Китае. Даже если совсем ничего из расходных материалов не останется, мы все равно что-нибудь сделаем — и без станка, и без полимеров, художники могут сами все нарисовать руками, без принтера. Сдаваться — это не наша история.

Какие перспективы у рынка печатной графики в России?

— Мы работаем без выходных, график загрузки расписан на месяцы вперед. Художники возвращаются и возвращаются за следующими тиражами. Авторы приходят с художественными или техническими задачами, с которыми я раньше не сталкивалась, это интересно и заставляет повышать квалификацию. Постоянно приходят новые художники. Я стабильно каждый месяц продаю энное количество работ. Все это говорит о том, что на рынке есть спрос на тиражную графику. Если это было бы не востребовано, я сидела бы без работы.

Читайте также на DK.RU:

>>> Кирилл Бородин: «Картины — не материальный мир, это то, без чего люди живут без проблем»

>>> Кирилл Бородин: «До воплощения доходит не больше 20% гениальных идей, и в другом виде»

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.