Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Банки запретят дилерам навязывать допуслуги при покупке автомобиля в кредит

Банки запретят дилерам навязывать допуслуги при покупке автомобиля в кредит
Иллюстрация: freepik.com

В крупных городах средняя стоимость дополнительных услуг составляет 18–25% от суммы кредита на автомобиль. ЦБ недоволен ситуацией и предложил для начала банкам повлиять на дилеров.

Крупные банки предупредили автодилеров о разрыве сотрудничества и «блокировке» партнеров за включение невозвратных дополнительных услуг в «тело» автокредитов, пишет РБК.

Как пишет издание, кредитные учреждения активизировали контроль за автокредитованием после жестких заявлений председателя ЦБ. В сентябре глава регулятора Эльвира Набиуллина сообщила о росте жалоб от тех, кто оформлял кредиты на машины. Старший проектный лидер Frank RG Станислав Сухов объяснил, что недавно действительно состоялась встреча крупных банков с представителями ЦБ:

Регулятор попросил участников рынка своими силами побороться с этой ситуацией, с недобросовестными практиками. Банки пришли к консенсусу, начали эту историю продвигать и рассылают дилерам письма с новыми условиями, — говорит он.

Чем больше спрос на автомобили и выше ключевая ставка, тем чаще продавцы склоняют россиян к покупке машин в кредит с дополнительными услугами, говорит руководитель проекта Народного фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева:

Мы отмечаем, что количество подобных жалоб в 2022 г. на 20% выше, чем в 2021 г. В ушедшем году их стало еще на 15% больше, и есть все основания полагать, что ту же картину мы увидим по итогам 2024 г., — говорит она.

В информационных письмах банки сообщают дилерам, что впредь не будут выдавать автокредиты, если в заявке в «тело» ссуды включена стоимость дополнительных услуг, которые де-факто являются невозвратными, поясняет вице-президент ассоциации РОАД Алексей Григорьев. 

В крупных городах средняя стоимость дополнительных услуг составляет 18–25% от суммы кредита на автомобиль, а на региональном рынке этот «чек» чуть ниже — 10–15%, — оценивает Григорьев.

Компания Frank RG провела серию «тайных покупок» в автосалонах и выяснила, что в среднем доппродукты составляют 20% от суммы автокредита, но могут достигать и 70%.

Дополнительные продукты от продавцов машин делятся на те, что «зашиваются» в «тело» кредита, то есть оплачиваются за счет заемных средств, и те, что оформляются отдельно. В первом случае стоимость таких опций может быть высокой и составлять от 20 до 60% от суммы автокредита. Когда клиент оплачивает дополнительные услуги самостоятельно, их цена эквивалентна 1–10% суммы кредита, а в экстремальных случаях достигает 45%, — говорит Станислав Сухов.

Автоэксперт, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков объясняет, что таким образом дилеры стараются заработать, потому что просто продажа автомобиля в кредит — немаржинальный бизнес:

Автодилер зарабатывает от банка за кредит, за продажу страховки и от продажи аксессуаров и «допов», которые зачастую ему в обязательном порядке навязывает уже производитель, — уточняет он.

При этом участники рынка полагают, что вряд ли банки на самом деле будут отказывать в кредитах, потому что кредитные учреждения являются главными выгодоприобретателями. Решить проблему навязывания допуслуг при покупке автомобиля в кредит помогут только оборотные штрафы для дилеров, уверены собеседники издания.

Ранее DK.RU рассказывал, что расходы россиян на обслуживание автокредитов растут, при этом все больше граждан не справляется с обслуживанием задолженности и уходит в просрочку. Согласно данным Объединенного кредитного бюро, в сентябре 2024 г. число заемщиков, у которых есть просрочка сроком до 90 дней, в сегменте автокредитования достигло 31,4 тыс. человек. Это 1,45% от общего числа заемщиков, отмечают аналитики и добавляют, что данный показатель максимальный для сегмента с ноября 2022 г.

Как рассказывал DK.RU, продажи новых легковых автомобилей в России по итогам сентября выросли на 36,7% в годовом выражении и составили 150,9 тыс. единиц. Лидером рынка стал отечественный бренд Lada — реализовано почти 35 тыс. авто. На втором месте — Haval (19,7 тыс. авто, +78% к результатам сентября 2023 г), на третьем — Chery (16,2 тыс. авто, +34%). Всего за девять месяцев 2024 г. продажи новых легковых автомобилей составили почти 1,155 млн машин, что на 61% выше результата за аналогичный период 2023-го.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.