Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Никто из дорожников не скажет, что «валится», но может оказаться в такой ситуации»

«Никто из дорожников не скажет, что «валится», но может оказаться в такой ситуации»
Иллюстрация: Департамент информполитики

Существенный рост ключевой ставки может сорвать зимний завоз стройматериалов и создать риски для выполнения работ по контрактам. Как в текущих условиях работают дорожные компании и их поставщики?

Последние шесть лет прошли под знаком масштабных дорожных строек. Во многом это стало возможным благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные дороги», который позволил построить и обновить более 100 тыс. км магистралей, мостов, путепроводов. Со следующего года в стране стартует новый нацпроект, параметры которого сейчас обсуждаются, а значит эта сфера продолжит динамично развиваться.

В условиях возрастающей нагрузки на дорожную отрасль повышается значимость компаний, которые способны своевременно обеспечивать подрядчиков качественными строительными материалами. На Урале лидером среди торгово-сервисных компаний в этой сфере является группа компаний «Евразия». Ежегодно она поставляет на объекты около 4 млн тонн щебня, а оборот компании в прошлом году превысил 12 млрд руб.

Что сегодня мешает работе дорожных подрядчиков и их поставщиков, как особенности законодательства в дорожной сфере могут повлиять на сроки строительства и реконструкции объектов и почему современная торговая компания должна быть еще и сервисной — в интервью DK.RU рассказал директор ООО «Евразия» Виктор Молокитин.

«Никто из дорожников не скажет, что «валится», но может оказаться в такой ситуации»  1Директор ООО «Евразия» Виктор Молокитин. Фото: Денис Полуэктов, «Полдень Медиа»

Недавно в Екатеринбурге прошел форум-выставка «Дорога 2024» — обсудить настоящее и будущее отрасли собрались более трех тысяч специалистов. Вы тоже в нем участвовали?

— Конечно. Мы работаем во многих регионах — от Урала до западных границ нашей страны, всех наших заказчиков и клиентов-потребителей зачастую сложно объехать. Такие мероприятия дают возможность встретиться с ними на одной площадке — обсудить рабочие моменты и дальнейшие перспективы сотрудничества. Поэтому, конечно, выступаем за то, чтобы подобные выставки и конференции проходили чаще.

Как, по вашим оценкам, себя сегодня чувствуют дорожно-строительные компании и поставщики стройматериалов? Как на их работу повлиял рост ключевой ставки?

— Ставки по кредитам  действительно растут очень быстро. Практически все банки в своих договорах перешли на плавающий процент. Он формируется из ключевой ставки ЦБ РФ и маржи банка, размер этой надбавки сейчас меняется почти каждую неделю. Стоимость банковского кредитования даже для крупного бизнеса доходит до 28% годовых. Кроме того, банки в любой момент могут пересмотреть согласованные условия кредитования и даже приостановить выдачи траншей по уже заключенным сделкам. Многие компании, выполняющие работы по длинным крупным контрактам, сильно закредитованы. Дополнительная процентная нагрузка не учтена в сметах и генерит дополнительные убытки.

В прошлом году в связи с активным строительством М-12 был высокий сезон потребления материалов. Чтобы сэкономить деньги, подрядчики перенесли закупку новых партий с прошлого года на текущий. Все проекты были просчитаны на старых условиях, а в этом году цены серьезно выросли.

Сейчас дорожники оказались в непростой ситуации — им приходится закупать материалы себе в убыток, чтобы выполнить обязательства по контрактам. Сроки строительства при росте издержек имеют важнейшее значение — если не выполнить положенные работы в срок, можно уйти в еще больший минус. Никто из дорожников не скажет, что он «валится», но может оказаться в такой ситуации.

В этой связи риски возникают и для поставщиков — многие могут остаться без оплат. К тому же кратно снижаются объемы зимнего завоза. Обычно в этот период собственники и операторы подвижного железнодорожного состава предоставляли скидки и дорожникам было выгодно закупать щебень у производителей.

Производители стройматериалов будут вынуждены аккумулировать запасы на собственных складах. При этом активной весенней продажи этих складов не предвидится. Консервировать производства и разгонять штат тоже нельзя — после восстановления рынка будет сложно все вернуть на прежние позиции.

Поэтому зимой мы увидим стагнацию дорожного рынка, а, возможно, даже череду банкротств. 

Чем в этих условиях ваша компания интересна рынку?

— Мы прошли не один кризис, сформировалась команда профессионалов-единомышленников, объединенных общими целями и осознающих ответственность перед партнерами, общественную значимость проектов, в которых участвуем. Поскольку мы обладаем значительными финансовыми возможностями, то можем поддерживать дорожные и строительные предприятия, предоставляя им  длительные отсрочки — от 30 до 120 дней. Понимая экономику их контрактов, мы таким образом поддерживаем важнейшие для страны проекты. Нашим партнерам это позволяет сконцентрироваться на реализации основных задач — строительстве объектов, планировать и равномерно распределять свои затраты, нивелировать риски.

Например, в 2023 г. мы поставили около 700 тыс. тонн стройматериалов для строительства трассы участка трассы Москва — Казань М-12. В моменте одной из строительных компаний мы предоставили кредитное плечо более миллиарда рублей.

В этом году мы продолжаем поставки для компаний, которые строят участки от Казани до Екатеринбурга — всего перевезли уже более 1 млн тонн стройматериалов. Благодаря в том числе нашему участию в проекте М-12 уже в следующем году появится возможность доехать по скоростной автомагистрали от Екатеринбурга до Москвы за 14 часов.

Но ваша работа не ограничивается тем, что вы просто организуете поставку стройматериалов от производителя к потребителю?

— Конечно, нет. Сегодня этого недостаточно, чтобы быть востребованным рынком.

Дорожные компании обращаются к нам с запросом на подбор материалов с определенными характеристиками. Мы прорабатываем карьеры, у которых можем закупить продукцию нужного качества и объема.

Параллельно ищем подходящего оператора и организуем логистику так, чтобы заказчик получил определенное количество вагонов в нужное ему время. Если объект находится далеко от железнодорожных станций — организуем перевалку и доставку грузов автомобильным транспортом прямо до объекта. Часто сталкиваемся с тем, что поставку нужно организовать в кратчайшие сроки и она должна быть очень интенсивной. Торговые компании без большого опыта работы и без налаженных связей с производителями и логистическими операторами не справятся с такой задачей.

С какими вызовами вы сталкиваетесь, организуя поставку материалов железнодорожным транспортом?

— Сегодня все участники рынка — и заказчики, и поставщики, и производители — обсуждают плохой оборот вагонов. Собственник железнодорожной инфраструктуры — РЖД — не обеспечивает нормативные сроки доставки грузов, они простаивают в пути следования довольно продолжительное время. Проблема здесь не только в том, что РЖД срывает сроки поставки, но и дополнительно увеличиваются расходы на перевозку у операторов.

Сложно рассуждать, с чем может быть связана ситуация. Но надеемся, что в ближайшее время РЖД ее разрешит.

Чтобы взаимодействие между заказчиками и исполнителями было экономически эффективным и прозрачным, крупные дорожные предприятия обязали проводить отбор исполнителей через торги. Насколько адекватно сегодня работает эта система?

— Основная проблема, с которой мы сталкиваемся, связана с тем, что на торги может заявиться любая компания — даже маленькая и не имеющая достаточного опыта на рынке. Для участия в торгах необходимо внести обеспечительный платеж размером несколько десятков миллионов рублей. А если участник отбора не может выделить такую сумму, то предоставляет банковскую гарантию, которая обойдется ему всего в несколько тысяч. Часто мы видим, что на торгах такие компании демпингуют, не закладывают риски в стоимость контракта, в итоге не могут выполнить свои обязательства.

Как это происходит? Госкомпании отыгрывают контракты на поставку материалов прямо в сезоне — в период с апреля по август. Допустим, в конце мая компания объявляет торги, заявляются несколько поставщиков, выигрывает тот, кто предложил лучшую цену. Затем в течение 10 дней готовится договор, еще 10 дней уходит на его подписание, и с этого момента определяется период, в течение которого победитель отбора должен выполнить свои обязательства по контракту. Если компания неблагонадежная — она не справится с требованиями предприятия и сорвет поставку.

По существующим сегодня нормам заказчик может что-то предъявить исполнителю только по прошествии месяца. Контракт расторгается, на все бюрократические процедуры уходит еще 10-15 дней. В итоге дорожное предприятие может объявить повторную закупку только в середине сезона, когда период дорожных работ подходит к пику и спрос на материалы очень высокий. Соответственно и цена, и сроки поставки будут большими. Компания-заказчик, попавшая в такую ситуацию, вынуждена экстренно компенсировать потерянное время. Это серьезные риски для реализации дорожных проектов.

Могут ли представители отрасли как-то повлиять на эту ситуацию?

— К сожалению, нет. Мы, поставщики, не можем занижать цену — всегда очень тщательно прорабатываем техзадания, учитываем все возможные риски, чтобы доставить материалы точно и в срок при любых обстоятельствах. Заказчики тоже не имеют права ограничивать участников отбора и допускать на торги только крупные опытные компании — это будет нарушением законодательства. Но, например, если бы правила допуска участников были скорректированы и обеспечительный платеж стал обязательным для всех — это бы отсеяло претендентов, которые гипотетически могут сорвать поставку по контракту. 

Как вы видите работу отрасли в 2025 г.?

— Сложно угадать, какие еще сюрпризы преподнесет нам рынок, но и наши партнеры, и мы сами провели уже ряд мероприятий, чтобы исключить основные риски. Благодаря комплексному взаимодействию с клиентами мы обеспечиваем стабильную работу предприятий в период кризисов. Группа компаний «Евразия» и в будущем готова расширять сотрудничество с представителями отрасли в рамках партнерских отношений. Все наши клиенты могут заниматься своим любимым делом, будучи уверенными в надежности поставок. 

Ранее на DK.RU: «Лозунги «я плачу налоги, где дороги?» — в прошлом. Важно сохранить сеть, которую создали»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.