Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Как компании без собственного подразделения ВЭД выйти на международный рынок

Как компании без собственного подразделения ВЭД выйти на международный рынок
Иллюстрация: DK.RU

В Свердловской области можно найти партнеров, которые выступят посредниками между производителем и потребителем продукции, а также обратиться за поддержкой в институты развития.

В последние годы многие российские предприятия ищут партнеров на постсоветском пространстве. Кто-то налаживает поставки своей продукции самостоятельно, а кто-то пользуется помощью посредников. Среди компаний, которые помогают российскому бизнесу доставить свою продукцию в ЕАЭС — «ФинЭкспортУрал», которая выиграла в номинации «Прорыв года» конкурса «Экспортер года-2024».

В интервью DK.RU директор компании Юлия Кузнецова рассказала о своей работе и вызовах, с которыми сталкиваются экспортеры. 

Как компании без собственного подразделения ВЭД выйти на международный рынок 1

Расскажите, как давно вы занимаетесь экспортными поставками?

— Наша компания появилась в 2016 г., полноценно начала заниматься внешнеэкономической деятельностью с 2017 г. У нас изначально не было фокуса на какой-то определенный тип продукции, не было якорного заказчика, который бы гарантированно обеспечивал нам постоянные заказы.

Первые несколько лет мы наращивали клиентскую базу и разбирались в нюансах организации ВЭД, которых, на самом деле, достаточно много — от кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и требований Федеральной службы по техническому и экспортному контролю до практических вещей, например организации транспортной логистики.

Сейчас мы, в основном, занимаемся экспортом, существенно реже — импортом. Фактически мы выступаем посредниками между российскими производителями, которые самостоятельно не занимаются поставками своей продукции на внешние рынки, и заказчиками за рубежом.

Какую продукцию, и в какие страны вы поставляете?

— Мы работаем по запросам клиентов. Сегодня они касаются преимущественно продукции промышленного назначения, хотя у нас есть и опыт работы с другими товарными группами.

В настоящий момент большая часть наших клиентов находится в Казахстане — так сложилось исторически. Мы поставляем им трубы, металлические листы, оборудование, запчасти. Также организуем поставки в Киргизию, Армению, Беларусь.

Как компании без собственного подразделения ВЭД выйти на международный рынок 2 Как компании без собственного подразделения ВЭД выйти на международный рынок 3

С какими сложностями вы как экспортер столкнулись в последние годы?

— Определенные трудности были обусловлены частыми изменениями требований по вывозу товаров из страны.

Регулярно меняется ТН ВЭД, которая используется для классификации товаров при таможенном оформлении. Несмотря на то что мы работаем в зоне ЕАЭС, нужно обязательно проставлять эти коды при пересечении границы. А любые допущенные ошибки в классификации приводят к задержкам на таможне.

Сталкиваемся и с тем, что на многие товарные группы необходимо получать дополнительную разрешительную документацию. Например, сертификаты СТ-1 о происхождении товара — их должен оформлять экспортер. Но это невозможно сделать без помощи производителя, который со своей стороны должен также подготовить определенный пакет документов. Иногда мы сталкиваемся с тем, что производители не могут предоставить нам нужную информацию, и у нас не получается вывезти товар за границу.

Для вывоза некоторых товаров за рубеж требуются разрешительные документы от Минпромторга и Торгово-промышленной палаты. Поэтому мы часто взаимодействуем с этими структурами. 

Знаю, что вы также сотрудничаете со Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства. Какую помощь они вам оказывают?

— Впервые мы обратились в СОФПП в прошлом году. Специалисты фонда помогли нам получить в Сбербанке две кредитные линии. Экспортная деятельность требует значительных инвестиций. В частности, мы платим НДС российским поставщикам, затем продаем продукцию клиенту по нулевой ставке, отчитываемся в налоговую и только через полгода после этого возвращаем затраты. И в связи с тем, что существенные суммы оказываются «замороженными» на длительный период, нам нужны были вливания в оборотные средства, которые мы и получили за счет кредитов.

Мы стали пользоваться и другими мерами поддержки. Например, я как руководитель компании участвую в мероприятиях, которые проводит СОФПП. На них можно получить полезную информацию и пообщаться с другими представителями бизнеса. Это интересный, современный формат.

В этом году вы оказались в числе победителей конкурса «Экспортер года», который проводит СОФПП. Почему решили поучаствовать?

— Конкурсы — хороший инструмент, который позволяет повысить узнаваемость бренда и сравнить свои результаты с результатами коллег по отрасли. Первый раз мы подали заявку на «Экспортер года» в позапрошлом году, но тогда мы заняли только пятое место из-за относительно небольших оборотов.

За последний год общий оборот по компании существенно вырос — на 50% до 1 млрд руб. Я связываю это с двумя факторами. Во-первых, у нас увеличилась клиентская база. А во-вторых, у наших клиентов вырос оборот, соответственно, они стали заинтересованы в более частых поставках из России.

И практически весь прирост мы получили за счет экспорта. Это стало для нас настоящим прорывом. Поэтому мы подали заявку в одноименную номинацию и победили в ней.

В качестве бонуса победители конкурса получают возможность бесплатного участия в международной выставке. Для нас это не очень актуально, потому что мы занимаемся организацией поставок других производителей. А брендированную рекламную продукцию, которую для нас изготовили как для победителя, мы с удовольствием используем.

 

Как отметил директор СОФПП Валерий Пиличев, большинство инструментов поддержки экспортеров реализуется через Центр поддержки экспорта фонда:

Как компании без собственного подразделения ВЭД выйти на международный рынок 4

— За 2024 г. услуги центра получили более 1 300 компаний малого и среднего бизнеса области. Центр не только помогает с логистикой и сопровождает экспортные контракты, но и проводит массу обучающих мероприятий, бизнес-миссий и организует участие в международных выставках и конкурсах. Так, участие в ежегодном конкурсе «Экспортер года» позволяет предпринимателям повысить узнаваемость компании на региональном, российском и даже международном уровнях, получить экспертную оценку своей работы и познакомиться с практиками внешнеэкономической деятельности других предприятий.

 

Планируете ли вы выходить на новые зарубежные рынки?

— В новом году у нас есть планы — выйти на рынок Узбекистана, где у нас уже появилось несколько клиентов. Для нас это интересная страна с понятной транспортной логистикой — она находится рядом с Казахстаном, с которым мы работаем уже несколько лет. Страны за пределами ЕАЭС мы пока не рассматриваем — там другие бизнес-процессы и подходы к организации поставок, а также они находятся на более значительном расстоянии от нас.

В материале использованы фотографии, предоставленные Юлией Кузнецовой и СОФПП

Реклама. ФОНД СОФПП (МКК). ИНН 6671118019. erid: LjN8KEiDz

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.