Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Когда все спокойно, нам скучно. Хочется движухи». Итоги пресс-конференции Путина

«Когда все спокойно, нам скучно. Хочется движухи». Итоги пресс-конференции Путина
Иллюстрация: http://kremlin.ru/

Пресс-конференция, которая была совмещена с форматом прямой линии, продлилась более четырех часов. Президент успел ответить более чем на 70 вопросов.

19 декабря президент РФ Владимир Путин провел пресс-конференцию и прямую линию с гражданами «Итоги года с Владимиром Путиным». В ходе программы президент ответил на вопросы граждан и журналистов, всего было задано более 70 вопросов. Пресс-конференция продлилась четыре с половиной часа. Президент начал с экономики, многое было посвящено СВО, Украине и международным отношениям. DK.RU собрал самые яркие цитаты президента.

Про экономику

— Знаете, когда у нас все спокойно, размеренно, стабильно, нам скучно. Застой. Хочется движухи. Как только начинается движуха, все свистит у виска: и секунды, и пули. К сожалению, и пули сейчас свистят. Так нам страшно, «ужас-ужас». Ну «ужас». Но не «ужас-ужас-ужас».

Все измеряется экономикой. Традиционно с экономики начинаем. Все на экономике, это основа основ. На этом и жизненный уровень граждан, на этом стабильность, на этом обороноспособность — все на экономике.

С экономикой в целом в России у нас ситуация обстоит нормально, устойчиво. Мы развиваемся, несмотря ни на что, несмотря ни на какие внешние угрозы и попытки воздействия на нас.

В прошлом году, как известно, рост экономики у нас был 3,6%, в этом году будет 3,9%, а может быть, и четыре даже. Надо будет посмотреть, потому что подсчет результатов конца года досчитывается практически в I квартале следующего, 2025 г. в данном случае, года, и, может быть, будет и четыре. Это означает, что за два года рост экономики составил около 8%, потому что, как эксперты говорят, я сегодня с утра еще мнениями обменивался, десятые, сотые процента — это виртуальная вещь. Около восьми за два года. В Штатах — 5–6%, в Еврозоне — 1%, в ведущей экономике Еврозоны, в Германии, — ноль. Судя по всему, и на следующий год будет ноль.

Про инфляцию

— Да, конечно, тревожным сигналом является инфляция. Я вчера только, когда готовился к сегодняшнему мероприятию, разговаривал и с Председателем Центрального банка. Эльвира мне сказала, что где-то уже 9,2–9,3%, но заработные платы выросли на 9% в реальном выражении. Я хочу это подчеркнуть, именно в реальном, за минусом инфляции. И располагаемые доходы населения тоже подросли. Так что в целом эта ситуация стабильная, повторяю, и надежная.

Здесь есть некоторые проблемы, повторяю, с этой инфляцией, такой разогрев экономики у нас, и правительство, и Центральный банк ставят уже задачу несколько приземлить эти темпы, и на следующий год, я думаю, по разным оценкам, должны у нас быть там где-то 2–2,5%. Такая мягкая посадка, для того чтобы сохранить макроэкономические показатели.

Рост цен — это вещь неприятная и плохая на самом деле. Но надеюсь, что, в целом сохраняя макроэкономические показатели, мы и с этим тоже справимся, потому что макроэкономика лежит в основе здоровья экономики в целом.

Например, некоторые эксперты полагают, что Центральный банк мог бы эффективнее и раньше начать использовать определенные инструменты, не связанные с повышением ключевой ставки. Да, ЦБ начал это делать где-то летом. Но, повторяю, эти эксперты считают, что это можно и нужно было бы делать раньше. Их много, я сейчас не буду перечислять, и нашу аудиторию нет необходимости утомлять этими соображениями по поводу различных способов регулирования Центрального банка.

Про ключевую ставку

— Нет, она мне не говорит, какая будет ставка. Она сама, наверное, этого пока не знает, потому что они обсуждают это на совете директоров, на своей «комсомольской ячейке», и в ходе дискуссии принимают окончательное решение. Но надеюсь, что оно будет взвешенным и будет отвечать требованиям сегодняшнего дня.

Про «Орешник»

— Это современное, очень новое оружие. Все, что делается в любой сфере, опирается на прежние разработки. Да, были разработки, причем разработки уже российского периода времени. На этой базе инженеры думали, что сделать еще, согласовывали с заказчиком, Минобороны, и я принимал решение, производить или нет его.

Про новые территории

— Мариуполю мы уделяем много внимания, и это заслуженно, это большой город. До начала боевых действий там проживало официально где-то 430 тыс. человек. Местные руководители говорят, что это на самом деле не так, что проживало и больше — 470 тыс. Может быть, там где-то три с лишним тысячи многоквартирных домов. Я там был, все это я знаю, и коллеги из правительства докладывают регулярно.

Там восстанавливаются дома и строятся заново. Там, где дома не подлежат восстановлению, на этом месте местные власти, потому что приняли решение дома снести и передать эти участки для застройки застройщикам, и там возникает коммерческое жилье, которое можно получить по ипотеке под два процента.

Потому что ипотека под два процента сохраняется на новых территориях. Кстати говоря, там такой на самом деле в известной степени строительный бум происходит, и в тот же Мариуполь вернулось уже, по нашим оценкам, как минимум 300 тыс. человек, и количество населения быстрым темпом продолжает расти.

Про переговоры по Украине

— Политика и есть искусство компромисса. А мы всегда говорили, что мы готовы и к переговорам, и к компромиссам. Просто противная сторона, в прямом и переносном смысле этого слова, отказалась от переговоров. А мы всегда к этому готовы. Результатом этих переговоров всегда являются компромиссы.

Ведь мы же достигли договоренности, по сути, в Стамбуле в конце 2022 г. Повторяю в сотый раз: украинская сторона парафировала этот документ, значит, в целом была с ним согласна. Потом почему-то отказалась? Почему — понятно. Потому что приехал ваш союзник, господин Джонсон, такой, с хорошей прической человек, и сказал, что им нужно воевать до последнего украинца. Вот они воюют. Скоро заканчиваются эти украинцы, которые хотят воевать. Там уже, по-моему, скоро не останется тех, кто воевать хочет.

Мы-то готовы, но нужно, чтобы та страна была готова и к переговорам, и к компромиссу.

… Нам нужно не перемирие — нам нужен мир: долгосрочный, прочный, обеспеченный гарантиями для Российской Федерации и ее граждан. Это сложный вопрос, как обеспечить эти гарантии, но в целом можно поискать.

Что касается краткосрочного перемирия: с этим предложением обратился ко мне премьер-министр Венгрии господин Орбан. Он мне так и сказал — я думаю, что Виктор не будет на меня сердиться, если я раскрою хотя бы часть нашего разговора, — он говорит: чего вам это стоит, на день, на два, это же рождественское перемирие — ничего противник за эти два-три дня сделать не сможет. Я сказал: да, наверное, это так, но вы сначала поговорите с украинской стороной. Мы минимум три раза соглашались на мероприятия подобного рода и по судоходству в Черном море, и по энергетической инфраструктуре, и так далее.

Про отношения с Китаем

— Мы очень часто говорим о взаимодействии России и Китайской Народной Республики. В следующем году мы отмечаем 75 лет установления дипломатических отношений между нашими странами. За эти годы очень многое происходило в наших отношениях, но вот в последнее десятилетие уровень, качество отношений стали такими, которых на протяжении всей нашей истории, пожалуй, не было никогда.

Я сейчас скажу и об экономической составляющей, но прежде всего это связано со взаимным доверием. Все, что мы делаем в отношении друг друга и как мы делаем, основано на полном доверии к политике с одной и с другой стороны. Мы ничего не делаем, что противоречило бы нашим интересам, и делаем очень многое, что отвечает интересам как китайского народа, так и народов Российской Федерации.

Я уже говорил по экономике: по разным оценкам, это 220–230, по китайской статистике, до 240 млрд долларов, если в долларовом эквиваленте говорить, оборот — это очень хороший оборот. За прошедший год, несмотря на такую хорошую, большую базу, рост продолжается, он умеренный, по-моему, 3% роста будет, но тоже рост есть. Первая часть.

Вторая — инвестиционная деятельность. У нас чуть ли не 600 проектов для совместных инвестиций в объеме 200 млрд долларов. О чем это говорит? Это говорит о том, что будущее обеспечено.

Наконец, очень важной составляющей, на мой взгляд, является гуманитарная часть. Мы постоянно проводим перекрестные годы: Год культуры, Год молодежных обменов, и того, и другого. Это все очень важно для конкретных людей. Это база для развития экономических связей и политического взаимодействия.

Про мигрантов

— С одной стороны, не хватает рабочих рук. Я уже сказал, у нас 2,3% безработица. Это значит, что ее почти нет. Представители наших бизнес-кругов и министерств и ведомств говорят, сколько не хватает в строительном секторе, сколько не хватает в промышленности. Там счет идет на сотни тысяч. Это факт, никуда не деться.

Какой выход? Первое. Чтобы сокращать количество трудовых мигрантов, нужно повышать производительность труда, нужно вводить и использовать такие технологии, которые не требуют большого количества неквалифицированных рабочих рук, и, таким образом, сосредотачивать конечный результат на высокотехнологичных сферах деятельности, и не нужно будет привлекать соответствующее количество мигрантов для неквалифицированного труда. Первое.

Второе. Если это неизбежно, то нужно вместе с нашими партнерами в некоторых странах, прежде всего, конечно, речь идет о странах Центральной Азии, работать над тем, чтобы людей к этому готовить. То есть развивать там сеть русских школ, изучение русского языка, знакомить людей, которые собираются приехать к нам на работу, с традициями, с культурой, с требованиями российского закона и, конечно, ужесточать требования к тем, которые находятся на нашей территории, — требования к тому, чтобы они уважали людей, в среде которых они появляются и живут.

Про ипотеку

— Для банков это только в удовольствие должно быть — получать шесть процентов от тех, кто использует кредит семейной ипотеки, а разницу между банковской ставкой и этими шестью процентами должно возмещать государство. И здесь никаких лимитов со стороны государства быть не должно.

Эта разница-то в банках оседает, между прочим, для них это доход, и немаленький. Поэтому если они отказывают, то это значит, что правительство вовремя не направляет эту субсидию в банк, наверное. Я проверю, обещаю вам, обязательно проверю. Но мы договорились о том, что никаких лимитов не будет. Это первое.

Второе — это касается семейной ипотеки под три процента, касается и сельской ипотеки. Семейная ипотека — под шесть процентов, сельская — под три процента. Это очень важный инструмент в жилищном строительстве. Почему? Потому что у нас из всего объема построенного жилья, а это в прошлом году 110 млн квадратных метров — рекорд со времен Советского Союза, ничего подобного раньше не было, — 50% было построено ИЖС, в основном на селе. Более того, такую ипотеку берут люди до 40 лет или чуть старше, переезжают в сельскую местность, живут, берут ипотеку, семьи строят. Эта ипотека тоже не должна иметь никаких лимитов. Это несколько десятков миллиардов для бюджета — некритично абсолютно, ее нужно сохранить.

То же самое касается IT-ипотеки. Сколько она у нас? Шесть процентов или пять. Во всяком случае, это льготная ипотека, не так уж много народа. Совсем недавно мы это обсуждали, кто-то предлагал ее прикрыть — смысла большого с точки зрения экономии бюджетных средств нет.

Семейная точно остается, сельскохозяйственная точно остается. Я прошу правительство обеспечить объемы необходимых субсидий. Мы здесь наведем порядок.

Про ограничения работы YouTube

— Google же хозяин YouTube, он когда создавал у нас свою сеть, он создал и соответствующие «дочки» в России — юрлица, которым он платит, создавал соответствующие сервисы, которые надо обслуживать. Создав эти «дочки», он работал с ними, а после того, как на Западе начали вводить различные ограничения и санкции, Google практически перестал или сократил их финансирование, сократил поставку сюда соответствующей техники и, таким образом, создал сам для себя определенные проблемы. Это первое.

Второе — YouTube и Google должны соблюдать наши законы, должны избегать какого-то жульничества в сети, а именно: не должны использовать сеть и злоупотреблять сетью для достижения политических целей своих правительств.

Что имею в виду? В поисковике человек начинает что-то искать, какую-то тему — культуру, музыку, а там вместо культуры и музыки вылезают какие-то вещи, которые ни к культуре, ни к музыке не имеют никакого отношения, а являются пропагандой какой-то политической платформы. Или начинают практически изымать из оборота имена наших артистов, тех же блогеров, политических деятелей и так далее.

Это все является нарушением соответствующих законов Российской Федерации. Роскомнадзор соответствующим образом предъявляет к ним претензии, контролирующие организации предъявляют претензии — и правильно делают.

Свято место, как у нас говорят, пусто не бывает, конкуренция растет: и VK, и Telegram, и Rutube — все развивается. Поэтому если Google и YouTube, понимая это, как-то будут изменять свой контур работы, то и никаких проблем у них не будет.

Про Россию

— Россия, как и любая другая страна, — это, конечно, огромная территория. Но это не только территория, это история, культура, наши обычаи, традиции. Это все Россия. Но все-таки самое главное — это люди.

На чем я себя иногда ловлю, особенно в последнее время? Когда смотрю что-то — я редко смотрю телевизор, времени нет, в интернете почти не бываю, — то смотрю на наши достижения, на успехи наших людей.

Сейчас был чемпионат мира по плаванию. Выходили ребята — торс, здоровые, мощные, уверенные в себе, чемпионы мира, девочки красивые. Смотрю на мальчишек и девчонок, которые добиваются успехов на международных олимпиадах, смотрю на наших молодых ученых, с которыми недавно встречался.

Честное слово говорю: я смотрю и радуюсь этому, как радовался бы успехам членов своей семьи. Без всякого преувеличения. Смотрю и радуюсь, как будто это мои близкие люди. Поэтому я на Россию смотрю, как на семью.

Читайте также на DK.RU:

Лавров — Карлсону: «Мы ни с кем не хотим войны»

Путин пообещал посмотреть YouTube и «разобраться» с его замедлением

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.