Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»

Анна Назарова
Анна Назарова. Иллюстрация: личная страница в ВК

10 лет назад Анна Назарова начала делать букеты из овощей, а потом и портреты в духе Арчимбольдо. Работала с Эрмитажем и Русским музеем. Сейчас она владеет отелем и превращает его в арт-объект.

У Анны Назаровой впечатляющий, крайне разноплановый профессиональный бэкграунд. Получив искусствоведческое образование в Красноярске, она работала журналистом, креативным директором в рекламном агентстве и писала сценарии для художественных фильмов. Переехав в Петербург, начала «коллекционировать» новые профессии — кладоискателя, нулевого посетителя в баре, повара. В 2014 г. придумала овощную флористику, сделала ее модной и запустила проект «ОХорошо» («Очень хорошо») — мастерские в Петербурге, Москве и Красноярске, в которых создают съедобные букеты из овощей.

Она стала художником-инсталлятором и в этом качестве принимала участие в больших российских и международных проектах, в частности с 2017 г. работала в творческой лаборатории «Желтая Мельница» Славы Полунина во Франции и до сих пор остается там официальным резидентом.

В 2020 г. Анна неожиданно для себя унаследовала землю с базой отдыха «Радуга» в селе Максимиха Баргузинского района Республики Бурятия (DK.RU рассказал об этом месте в рубрике «Что я там не видел?»). Гостиничный бизнес не вписывался ни в ее жизненные, ни в творческие планы, но она решила попробовать. Опыт, навыки и компетенции, полученные в разных сферах, помогли ей в освоении новой. Сейчас она последовательно превращает территорию и гостиницу в арт-пространство. В этом ей помогают единомышленники — друзья, художники, волонтеры.  

В интервью DK.RU Анна Назарова рассказала, почему создавать арт-парк не только интереснее, чем строить гостиничные корпуса, но и в перспективе финансово выгоднее, и как собирается «поженить» туризм и искусство.

Как появилась «Радуга»?

— Моя мама по работе оказалась в Бурятии на берегу Байкала и влюбилась в это место. Когда появилась возможность приобрести землю, она ею воспользовалась и спустя какое-то время приступила к строительству. В тот момент там не было ни электричества, ни воды, только елки. 

Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»  1Автор фото: Ирина Капустина. Предоставлено: Анна Назарова

Она с самого начала хотела запустить там гостиничный бизнес? 

— У нее были разные варианты. Я нашла генплан Максимихи 1996 года, в котором были и теннисные корты, и прачечные комбинаты, и учебные центры. Она начала с гостиницы, но это была далеко не финальная версия. Мама мыслила с размахом (мне до нее далеко), масштабно, на десятилетия. Она понимала, что это потенциально хорошее место для туризма, что оно будет развиваться. В то же время она не стремилась застроить всю территорию гостиничными корпусами.

Ты была вовлечена в ее грандиозные планы?

— Нет, все решения мама принимала сама, никому ничего не делегировала. Я приезжала на Байкал каждое лето и максимум, что делала — гладила пододеяльники. Потом открыла кафе. Еще в один из сезонов готовила завтраки, обеды, ужины из трех блюд на 70 человек в течение месяца, потому что мама уволила повара. Я всегда видела лишь кусочек «пазла», и даже со стороны гостиничный бизнес на Байкале казался мне неподъемным. Я никогда не чувствовала «Радугу» своей, даже не воспринимала это место как потенциально свое, поскольку мама планировала жить очень долго.

У меня была собственная жизнь на «большой земле», интереснейшие проекты и международные контракты: договор с цирком «Дю Салей» на большую инсталляцию в Лас-Вегасе в стадии подписания, планы на пять лет со Славой Полуниным. Я официальный резидент «Желтой Мельницы» — это редкость и огромная ценность, этот статус позволяет приехать туда в любой момент и реализовать все, что хочешь, без согласований, потому что ты подтвердил свои компетенции.

Все было прекрасно, весь мир лежал передо мной. И тут практически одновременно умирает мама и мне достается «Радуга», начинается пандемия, закрываются границы, и моя профессиональная жизнь схлопывается. Еще незадолго до этого я развелась с мужем.

Я была в ступоре. В этот момент «Радуга» стала для меня одновременно и тупиком, и вариантом. Я понимала: если возьмусь за нее, сначала точно попаду в тупик, потому что все процессы для меня совершенно новые. Вести гостиничный бизнес непросто и на «большой земле», где выстроена логистика, а в Бурятии с ней крайне непросто: от Максимихи 300 километров до ближайших саморезов и новой раковины, которая нужна сегодня. Мои соседи возят постельное белье в прачечную в город, только дорога обходится им в 7 тысяч рублей. К слову, у меня прачечная на территории, я купила гладильный пресс и сушильные машины.

В тот момент не было желания просто продать «Радугу»?

— Конечно, было. Я сразу получила довольно хорошее предложение (тогда я думала, что хорошее), но отказалась. У меня был опыт, когда я сидела на мешке с деньгами (их приносил проект «ОХорошо»), но без дела и пила антидепрессанты. Поэтому я решила: буду пробовать, потому что продать можно всегда. К тому же продолжалась пандемия, никто не знал, чем она закончится: вдруг человечество находится на пороге апокалипсиса и уцелеет только это место.

В сезон 2020 г. мы открылись в тестовом режиме, потому что об этом просили постоянные клиенты — им не хотелось сидеть в городах в условиях ограничений. Некоторые даже не знали, что мама умерла, просто ехали туда, где привыкли отдыхать. Тогда только Роспотребнадзор выставил гостиницам 38 страниц предписаний, и нам приходилось их соблюдать. Поэтому мы не стали открывать кафе. Я готовила завтраки, которые разносились по номерам. Мы выставили на улицу под навес холодильники, микроволновки и столы, чтобы гости могли разогревать еду из магазина.  

В первый год работы я ничего не меняла, просто ходила по территории с блокнотом и записывала свои мысли по поводу каждой локации: что можно и нужно улучшить.

Составляя эти списки, я подумала: у меня нет возможности поехать к Славе Полунину, но я могу создать на Байкале свою «Желтую Мельницу», «поженить» туризм и искусство.

Буду реализовывать проекты без согласования с заказчиками, приглашать художников, с которыми люблю работать, друзей, тех, с кем у меня общие эстетические и мировоззренческие точки пересечения.

На первый взгляд, такой проект в 232 км от Улан-Удэ, в месте, где проживает 100 человек, не кажется перспективной бизнес-идеей.

— Да, с общепринятой точки зрения бизнес в туристическом месте должен выглядеть иначе. Когда соседи видят мою территорию, неизменно восклицают: «Сколько же еще работы, здесь еще строить и строить!». Такова логика человека, который покупает землю с определенной целью, чаще всего с целью строительства. На меня это богатство свалилось, поэтому я мыслю иначе. Допустим я построю еще несколько гостиничных корпусов, а дальше что? Гости будут выходить из номеров, покупать пиво и сидеть на берегу Байкала с кальяном?

Кроме того, строительство даже небольшого домика обойдется миллионов в десять, при этом одновременно в нем будут проживать четыре человека. Активный туристический сезон длится полтора месяца — с начала июля до середины августа. Можно легко посчитать, сколько денег принесет домик — не так много. Если же погода будет плохой или возникнут форс-мажоры, он будет простаивать. В любом случае вложенные средства будут отбиваться очень долго.

На мой взгляд, правильнее делать ставку не на капитальное строительство, а на развитие дополнительных услуг. У нас уже есть фитобочки, соляная комната, кафе, сувенирная лавка. Но главное — я вижу «Радугу» местом досуга.

«Желтая Мельница» — прежде всего пространство с массой классных театрализованных инсталляций и атмосферой, в которой тебе приятно находиться. Я рада, что Максимиха активно застраивается, потому что все эти люди — мои потенциальные клиенты. 1 июня 2025 г. мы откроем в «Радуге» арт-парк, вход будет платным, это обеспечит нам денежный поток.

Что будет в арт-парке? На какие средства реализуется проект?

— В арт-парке будет 17 инсталляций. В 2024 г. мы получили грант в пять миллионов рублей на реализацию проекта. Он реализуется при поддержке грантового конкурса ЭН+ «Города со знаком плюс». Эти средства расходуются на материалы, частично на гонорары художников – авторов инсталляций, на зарплату арт-куратора, фотосъемку и пр. Я не получаю ни рубля, зато могу оплачивать услуги тех, кого привлекаю.

Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»  2

Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»  3

Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»  4

Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»  5Презентация проекта арт-парка «Лес». Автор фото: Хэшэгто Дансарунов. Предоставлено: Анна Назарова

Как создаются инсталляции?

— Мы придумали следующую механику: в «Радугу» приезжает художник, мы отводим участок, для которого он придумывает инсталляцию и создает эскиз. Обязательное условие — инсталляция должна состоять из маленьких элементов, которые легко может повторить обычный человек. Художник готовит образцы и проводит мастер-классы для туристов (они бесплатные), либо их проводят наши волонтеры. Когда набирается критическая масса заготовок, художник возвращается и монтирует инсталляцию.

В 2024 г. мы построили на территории «Радуги» мастерскую и запустили процесс создания экспонатов. С открытием арт-парка в «Радуге» начнется другая жизнь. 

Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»  6Аня на фоне заработавшей в 2024 г. мастерской. Автор фото: Хэшэгто Дансарунов. Предоставлено: Анна Назарова 

Что изменится?

— «Радугу» уже сейчас называют арт-объектом, я хочу сделать его иммерсивным. Например, появится зона «Сумасшедшего чаепития» (прим. ред. — эпизод из книги «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. В нем Шляпник, Мартовский Заяц и Алиса, разливая чай мимо чашек, загадывают друг другу загадки и празднуют «не именины») с круглым столом и арт-тортом. Гости смогут взять сервиз и чайник чая в кафе, отправиться туда компанией, чтобы поиграть в безумное чаепитие или просто провести время вместе. 

Есть идея организации творческих заездов. Например, скетч-туров, в которых путешественники вместо фотографий делают зарисовки. Мы привлечем профессионального художника, который проведет установочную сессию, и предоставим гостям материалы для работы. Они будут делать зарисовки за завтраком, на экскурсиях. Возможно, кто-то захочет создавать коллажи, собирать гербарии. Мы рассчитываем, что в такой поездке раскроется творческий потенциал человека, и он вернется домой с собственноручно созданной книгой впечатлений.

Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»  7

Мне хочется, чтобы в «Радуге» не было случайных туристов, чтобы сюда приезжали целенаправленно, потому что мы «странненькие», а не потому, что это гостиница на берегу Байкала, где осталось два свободных номера.

Судя по репутации, которая у нас уже формируется в республике и за ее пределами, это реальная цель, и за пару лет мы придем к такому формату.

Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»  8

Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»  9

Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»  10Автор фото: Ирина Капустина. Предоставлено: Анна Назарова

Что оказалось для тебя самым сложным в роли хозяйки «Радуги» и инициатора создания арт-парка?

— Научиться терпению. Оно жизненно необходимо, когда много идей и хочется реализовать все и сразу, но ты постоянно спотыкаешься, тебя что-то тормозит, начиная с собственных физических и финансовых возможностей и заканчивая тем, что из-за дождя нельзя красить фасад. Ждать и не сливаться, если сразу не видишь результат, к которому стремился, — вот что самое сложное. 

Проблем разного рода тоже хватает, но я воспринимаю их как задачи. Если растить цветок в тепличных условиях, скорее всего, в естественной среде он не выживет. У того, кто, образно говоря, пробивается сквозь асфальт, больше сил и воли к жизни. Я с 15 лет жила одна, рано научилась самостоятельно принимать решения, и у меня не было выбора, становиться сильной или нет.

Кроме того, само место тренирует, меняет мышление, учит быть собранным и решительным. Вещи, которые пять лет назад показались бы мне неподъемными, сейчас представляются маленькими рабочими задачами. Каждую я делю на этапы и продумываю, кого и в какой момент надо привлечь. 

В «Радуге» оперативно решаются все вопросы и реализуются творческие проекты. От идеи до воплощения проходит максимум два дня. Иначе нельзя, поскольку сезон короткий. Для меня это место — идеальный тренажер принятия решений, ведь по большому счету только я определяю, что все будут есть завтра и что необходимо сделать. При этом я стараюсь максимально делегировать все процессы и не вмешиваться в то, что делегировала. 

Важно найти людей, которым можно делегировать. В «Радуге» преимущественно работают волонтеры. Как ими становятся?

— Желающие приехать в «Радугу» заполняют анкету волонтеров на сайте и проходят довольно строгий отбор. Я внимательно читаю ответы на все вопросы и смотрю соцсети людей. Один из вопросов анкеты звучит так: готов(а) ли ты к простой физической работе в виде уборки номеров, мытья посуды или глажки? Мы практически не берем тех, кто не готов. Таким образом сюда приезжают люди, которые заинтересованы в этом месте и согласны играть по нашим правилам. И у меня уже более 250 заявок.

В «Радуге» есть четкие гайды для выполнения работ, например уборки, с фото и описаниями. Все процессы понятны для исполнителей. Есть координатор волонтеров, который ставит задачи, по вечерам проходит установочная сессия, на которой мы решаем, что нужно сделать, какие задачи есть в гостинице и в арт-парке. Я структурировала этот маленький мирочек таким образом, чтобы каждый, кто в него попадает, знал, что и как делать.

Кстати, в волонтерской анкете есть вопрос о суперспособности человека, его умении, о том, что он хотел бы принести в «Радугу». Я стараюсь дать возможность каждому делать то, что ему интересно и нравится. 

Тебе хватает времени на все задачи? 

— Летом я сплю по два-три часа. Мне нравится, что «Радуга» — сезонный проект, что его можно законсервировать и уехать культурно опыляться и получать новые знания на «большую землю». Зимой 2022 г. я занялась мозаикой, а летом 2023 г. в «Радугу» приехали Ада Рош и Юля Яковлева и мы сделали мозаичный фасад.

Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»  11

В 2024 г. у нас прошли мозаичный и керамический кэмпы.

Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»  12

Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»  13Подготовка объемных композиций для оформления остановки волонтерами-мозаичистами комьюнити MosaicAmo под кураторством Аделаиды Рош

Ты чем-то увлекаешься, привозишь сюда и усиливаешь, обогащаешь это место — так это работает. 

Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»  14

Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»  15Летом 2024 г. художники Мария Скурихина и Юлия Яковлева вместе с волонтерами создали в «Радуге» мозаичные дорожки. Автор фото: Ирина Капустина. Предоставлено: Анна Назарова

Осенью 2023 – весной 2024 г. я прошла курс социокультурного проектирования территорий в школе «Никола-Ленивец». Я понимала, как настроить гостиничную часть, но не знала, как подступиться к арту. Теперь у меня есть четкий план на ближайшие 10 лет. Например, я хочу сделать ночной арт-парк. Мы не просто подсветим существующие инсталляции, а создадим мультимедиа-проекции. На «Желтой Мельнице» я познакомилась с крутыми 3D-мейкерами, авторами световых шоу для «Формулы-1». Им интересно поработать на Байкале. После запуска ночного арт-парка приступим к реализации зимнего арт-парка для приезжающих на лед Байкала. В этот период здесь нечего делать, а лежать и неделю «целовать лед» просто невозможно.

«Радуга» инвестиционный проект? 

— Нет, он кормит себя. В первый сезон проект ничего не принес, но и ничего не забрал. Перед вторым сезоном я продала квартиру в Петербурге, которую покупала в инвестиционных целях, и сняла деньги со своего космического счета. Я планировала полететь в космос как турист, но в итоге отправилась туда на «Радуге». Средства были нужны срочно, чтобы к началу заезда привести в порядок кафе, крыша и стены которого были выполнены из синего поликарбоната, поэтому помещение было, как теплица, а еда казалась фиолетовой. За сезон я «отбила» сумму от продажи квартиры. 

Как поженить туризм и искусство, создав на Байкале свою «Желтую Мельницу»  16Кафе в «Радуге». Автор фото: Ирина Капустина. Предоставлено: Анна Назарова

В 2023 г. «Радуга» принесла деньги, которые я в нее в дальнейшем и вложила. Оставь я все, как есть, заработанных денег хватало бы на спокойную жизнь до следующего сезона. Но я инфицирована «Радугой», поэтому все время что-то покупаю. Сейчас нам хватает денег на операционные расходы, что-то остается на развитие. Думаю, с 2025 г. проект начнет приносить хорошие деньги.

Чем еще ты занимаешься в Петербурге?

— Инсталляциями и стейджингом. Стейджинг — это маркетинговый инструмент, помогающий быстро продать квартиру или сдать в аренду. Когда заходишь на «Авито» в поисках жилья и смотришь объявления, буквально кровь течет из глаз и ты понимаешь: лучше остаться там, где живешь сейчас. Я делаю так, чтобы квартира заказчика уходила за день и по цене выше рынка. Я приезжаю на объект и смотрю, как сделать его привлекательным без больших финансовых вложений, нужен ли ремонт, придется ли менять мебель или получится что-то «подшаманить». Потом называю заказчику стоимость своих услуг и бюджет на переделку. Дизайн с ним не согласуется. Если человек скажет «да», то через две-три недели получит обновленную квартиру и продающие фото для объявлений.  

Как ты к этому пришла? 

— Случайно. После переделки номеров в «Радуге» я приехала в Петербург. Из-за СВО и мобилизации многие решили релоцироваться. В тот период друг попросил меня перепостить его объявление о сдаче квартиры. Я посмотрела фото и предложила приехать к нему и сделать новые. Он согласился. В результате мы перекрасили кафель в ванной, переставили мебель, я привезла сумки декора и все это сфотографировала.

Мой друг долго не мог сдать квартиру и уже собирался снизить цену до 40 тыс. руб., но после переделки она «ушла» за один день за 65 тыс. Я рассказала об этом в соцсети, после этого начала получать запросы от потенциальных заказчиков.

Я уже переделала несколько десятков объектов. 

Что сейчас происходит с проектом «ОХорошо»?

— Он работает, находится в топ-магазинов на Flowwow. Сотрудники собирают букеты, а я контролирую. Я человек-структура. Я считаю, что достаточно один раз выстроить все процессы. Если все сделал правильно, бизнес будет работать. Сейчас у «ОХорошо» намного меньше заказов, чем несколько лет назад. Сначала их количество сократилось из-за пандемии, когда встали крупные проекты. После начала СВО из страны уехали многие состоятельные заказчики, и рынок сократился. Но у нас есть постоянные клиенты и клиенты с Flowwow. «ОХорошо» приносит небольшой доход, не компенсирующий мои моральные терзания, ведь я понимаю, что раньше вела этот бизнес весело и с огоньком, а сейчас просто поддерживаю. Тем не менее, он кормит людей, которые в нем задействованы.  

Кем ты сейчас себя больше чувствуешь — бизнес-леди, хозяйкой гостиницы, художником? 

— Раньше я знала, что я художник-инсталлятор, изобретатель, искусствовед. Сейчас мне пригождается весь опыт, полученный до «Радуги»: все словно собралось в одной точке — и работа креативным директором, и журналистом, и поваром, и арт-куратором, и художником. У меня нет рабочего времени и нерабочего, я не могу сказать, кто я сейчас по профессии. И, откровенно говоря, даже не задаю себе таких вопросов, потому что мне всегда есть что делать.  

Читайте также:

Павел Лебедев: «Театр позволяет прожить совершенно другую жизнь, причем от и до»

Кирилл Бородин: «Сказки про карающих богов остались в прошлом, потребитель желает милоты»

«Мы, как презренная каста, лишние в искусстве». Как выжить микробизнесу из мира художников

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.