Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Бизнес все чаще думает: а нужно ли расти и масштабироваться?». Налоговые тренды — 2025 г.

«Бизнес все чаще думает: а нужно ли расти и масштабироваться?». Налоговые тренды — 2025 г.
Иллюстрация: DK.RU

Налоговая реформа привела к увеличению нагрузки на малый и средний бизнес. За чем следить предпринимателям и как бизнесу оставаться рентабельным — в материале на DK.RU.

В начале апреля «Деловой квартал» провел круглый стол с представителями аутсорсинговых бухгалтерских компаний на тему: «Финансы под контролем. Важнейшая роль бухгалтеров в бизнесе. Актуальные тренды в 2025 г.».

Ключевой темой 2025 г. стала налоговая реформа, которую анонсировали еще в прошлом году, в итоге в Налоговый кодекс РФ были внесены существенные изменения. В частности, ставка налога на прибыль теперь составляет 25%; организации и ИП, которые раньше были на УСН, с 2025 г. стали плательщиками НДС, если их доходы превысили 60 млн руб.; кроме того, заработала налоговая амнистия за дробление бизнеса.

Вместе с участниками рынка DK.RU разбирался, как налоговая реформа 2024-2025 гг. поменяла настрой предпринимателей и какие рынки будут под пристальным вниманием ФНС в ближайшее время.

Участники круглого стола:

  • Ольга Екимовских, руководитель направления аутсорсинга бухгалтерского учета Аудиторско-консалтинговой группы «Капитал»
  • Игорь Казаков, коммерческий директор «Аутсорс-Бюро «Лефтеровой»
  • Юлия Мазеина, собственник и директор Консалтинговой компании «Счетовод»
  • Евгений Столбовский, партнер, управляющий «ФинЭксперт-Екатеринбург»

Вызовы для предпринимателей

«Бизнес все чаще думает: а нужно ли расти и масштабироваться?». Налоговые тренды — 2025 г. 1Собственник и директор Консалтинговой компании «Счетовод» Юлия Мазеина рассказала, что большинство предпринимателей начали готовиться к изменениям, которые вступили в силу с 1 января 2025 г., еще в прошлом году. Бизнес знал о грядущих переменах и до конца года мог принять решение о смене налогового режима:

— Мы помогли нашим клиентам провести анализ: станут ли они плательщиками НДС и как к этому адаптироваться, какую ставку НДС выбрать, кому-то рекомендовали перейти с общей системы налогообложения на упрощенку с НДС. Примерно 20% нашей клиентской базы перешли на НДС и 80% все-таки остались без НДС. Понятно, что налоговая нагрузка на бизнес выросла. В конечном итоге, как бы это дерзко ни звучало, задача бизнеса — переложить новый налог на плечи конечного потребителя.

Руководитель направления аутсорсинга бухгалтерского учета Аудиторско-консалтинговой группы «Капитал» Ольга Екимовских заметила: несмотря на то что о налоговой реформе говорили всю вторую половину 2024 г., не все предприниматели подготовились к изменениям должным образом:

«Бизнес все чаще думает: а нужно ли расти и масштабироваться?». Налоговые тренды — 2025 г. 2

— Главная и самая частая проблема — это отсутствие финансовой модели. Предприниматели просто-напросто не смогли посчитать и понять, какое влияние на них окажет налоговая реформа, потому что не имели четкого представления о своем бизнесе. Если нет финансовой модели, то не можешь просчитать и риски.  Малый бизнес очень часто работает на рентабельности 10-15% — для многих это потолок. Если компания не подготовилась к 2025 г., не пересмотрела договоры с клиентами и не учла в них повышение цен на размер НДС (допустим, 5%), сейчас уже ничего не сделать — придется платить из своих денег. Это минус 5% рентабельности. В то же время поставщики в большинстве своем заложили повышение цен на 5%, значит, от рентабельности отнимаем еще 5%. Что остается? Рентабельность на уровне 5% — это не жизнь, это выживание. Малейшее изменение конъюнктуры, минимальные просрочки платежей от заказчиков — и бизнес может обанкротиться.

Партнер и управляющий «ФинЭксперт-Екатеринбург» Евгений Столбовский отметил, что изначально государство анонсировало, что налоговая реформа коснется не более 5% предпринимателей, которые работают на упрощенной системе налогообложения:

«Бизнес все чаще думает: а нужно ли расти и масштабироваться?». Налоговые тренды — 2025 г. 3

— Но, глядя на нашу клиентскую базу, мы наблюдаем совсем иную статистику. Компаний с оборотом 60 и более млн руб., работающих на УСН, по нашему мнению, значительно больше. И это фактически означает, что, несмотря на увеличение лимита применения УСН в результате реформы до 450 млн руб., лимит применения «упрощенки» в том виде, в котором она задумывалась изначально, фактически снизился со 150 до 60 млн руб.

Таким образом, для компаний с оборотом от 60 до 150 млн руб. налоговая нагрузка возросла на 5% (7%) к обороту, и это действительно серьезная нагрузка. И если эту реформу рассматривать как первый шаг к отмене специальных налоговых режимов, то бизнесу стоит готовиться к переменам, а гражданам — к сильному росту цен, поскольку абсолютно все расходы в конечном итоге лягут на плечи потребителя.

Коммерческий директор «Аутсорс-Бюро «Лефтеровой» Игорь Казаков согласился, что бизнесу действительно стоит готовиться к переменам, поскольку отмена налоговых спецрежимов не за горами:

«Бизнес все чаще думает: а нужно ли расти и масштабироваться?». Налоговые тренды — 2025 г. 4

— Например, УСН существует только потому, что у государства еще недостаточно инструментов для контроля всех действий бизнеса. Как только эти инструменты разработают и внедрят, упрощенка будет не нужна и от нее откажутся так же, как когда-то отказались от ЕНВД. Ведь почему сейчас государство массово внедряет НДС 5%? Потому что его легко контролировать. Сегодня российская система контроля за налогами — самая эффективная в мире. У нас самая крупная и эффективная IT-компания — это налоговая служба, это не секрет. Соответственно, контроль будет усиливаться.

Если говорить о сегодняшнем дне, то мы наблюдаем две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, после введения НДС для компаний с оборотом от 60 млн руб. предпринимателей мотивируют дробиться, им говорят: будете много торговать, значит, будем больше налогов собирать. Соответственно, первая мысль, которая возникает у предпринимателя: а не разделить ли бизнес? Но тут же государство говорит: у нас амнистия за дробление. Что фактически означает, что у властей есть инструменты для контроля. Поэтому на все вопросы про дробление мы клиентам сразу отвечаем: «Ребята, амнистию объявили, это означает, что за вами будут смотреть еще внимательнее, не нужно туда идти».

Тренды — 2025 г.

Все участники дискуссии согласились, что в ситуации, когда налоговое законодательство активно обновляется, бизнесу становится сложнее самостоятельно вести учет и просчитывать риски, даже несмотря на цифровизацию сервисов. Ольга Екимовских рассказала, что малый и средний бизнес предпочитает оптимизировать расходы, и классической в компаниях является ситуация, когда бухгалтер, который отвечает за первичную документацию, ведет всю бухгалтерию:

Буквально недавно мы с клиентом обсуждали, какая структура бухгалтерии необходима для бизнеса с оборотом около 400 млн руб. Мы нарисовали структуру и увидели, что для хорошего, достоверного и качественного учета необходимо семь человек. По факту в компаниях в среднем работает три человека. Найти специалистов очень сложно.

Юлия Мазеина подтвердила, что предпринимателям все сложнее становится находить бухгалтеров в штат. На этом фоне увеличилось количество запросов в аутсорсинговые компании на поиск сотрудников в штат:

— Клиенты звонят и говорят: «Вы же бухгалтерией занимаетесь, может, вы нам кого-то порекомендуете, мы устроим его на работу?». Первоначально мы предлагаем свой аутсорс, но крупные производственные компании предпочитают, чтобы главный бухгалтер находился в офисе. Поскольку запросов стало много, мы создали сервис по поиску штатного бухгалтера для компаний — размещаем вакансию, проводим собеседование, профессиональное и психологическое тестирование, отбираем кандидатов. Это задача действительно непростая.

Читайте также на DK.RU: «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге

Также эксперты сошлись во мнении, что тренд 2025 г. — пристальное внимание налоговой к маркетплейсам и селлерам. Это связано с тем, что в предыдущие годы отрасль стремительно развивалась, а теперь настало время установить над ней контроль. Евгений Столбовский уверен, что жесткое администрирование участников рынка — вопрос ближайших лет:

— Я не могу заглянуть в бухгалтерию Озона, Яндекса и других, но возникает стойкое ощущение, что все эти площадки переходят на налоговый мониторинг. До сих пор есть селлеры, которые считают доходы по деньгам: сколько денег пришло с маркетплейса, то и доход. Но это неправильно, и мы предупреждаем, что налоговая доначислит. Ждать обычно приходится недолго, требование прилетает быстро. При этом налоговый орган указывает всю выручку до копейки. На мой взгляд, 2025 год будет более быстрым с точки зрения мониторинга, и налоговики будут точнее бить по селлерам, определяя их налоговую базу. Поэтому если бизнес-модель селлера построена исключительно на воровстве налогов, то лучше уже сейчас бизнес сворачивать. Маркетплейсы — это гриб, который вырос под дождиком, и сейчас он большой, так что внимание ФНС к этому рынку очевидно.

Игорь Казаков отметил, что базовая проблема большинства селлеров — отсутствие управленческого учета:

— Полагаю, что число продавцов на площадках маркетплейсов будет снижаться. Дело в том, что экономика у большинства игроков, строго говоря, не складывается, потому что посчитана на коленке. И селлеры тонко чувствуют, когда идет увеличение комиссий или услуг площадки. Но они не могут просчитать риски, потому что финмодели нет.

Юлия Мазеина рассказала, что селлеры массово пошли за бухгалтерским аутсорсом в период пандемии, когда фиксировался резкий рост рынка:

— Учета у таких предпринимателей чаще всего нет, номенклатурных позиций много. Бухгалтер на селлера обычно тратит больше времени, чем на клиента с другого рынка, при этом платить за сопровождение селлеры чаще всего не готовы, потому что свободных средств нет — это к вопросу о финмодели. Сейчас мы наблюдаем тенденцию, что с 2024 г. многие игроки стали разоряться.

Например, те, кто в 2021 г.  разогнался до сотен миллионов рублей, сейчас уходят в банкротство, потому что растет число судебных разбирательств по товарным знакам, нет учета, не просчитаны риски. На мой взгляд, этот стихийный бизнес в ближайшие годы превратится в более-менее структурированный, количество селлеров при этом существенно сократится, — заключила Мазеина.

Ольга Екимовских отметила еще один тренд, который стал формироваться в последние годы, — все чаще бизнес задумывается над тем, а нужно ли вообще масштабироваться и расти:

— Недавно у меня был разговор с предпринимателем, он пришел на консультацию по поводу дробления. Он понимал, что у него с 2025 г. возрастет налоговая нагрузка, пытался осознать, что теперь делать. И пришел к такому выводу: «Я боролся за рост. Хотел, чтобы наш магазин развивался, стремился к оборотам больше 100 млн руб. А сейчас я понимаю, что мне лучше иметь маленький магазинчик с оборотами до 60 млн руб., этого достаточно: я семью прокормлю и хватит». То есть он сожалеет, что когда-то сделал выбор в пользу роста бизнеса, потому что сегодня приходится за это платить.

И мне кажется, если говорить о трендах, то все больше предпринимателей будут стоять перед выбором: отказаться от амбиций и остаться маленьким или все-таки решиться на рост и большие риски. Но здесь нужно понимать: если бизнес хочет расти, ему нужно считать финмодель, заказывать профессиональный учет, просчитывать риски, — считает Екимовских.

Евгений Столбовский согласился, что подобный тренд в предпринимательской среде действительно формируется:

— У меня тоже был такой разговор, предприниматель говорил мне, что сейчас он маленький и маржа большая, а если вырастет, будет большим, но с маленькой маржой. Зачем ему это?

В завершение беседы участники круглого стола определили ключевые вопросы, на которые бизнесу в этом году и в ближайшее время стоит обратить внимание. Во-первых, обязательно нужно вводить управленческий учет в компаниях. Во-вторых, важно проводить аудит и привлекать внешних специалистов — это поможет составить наиболее правдивую картину о положении дел бизнеса. В-третьих, стоит забыть о том, что на налогах можно экономить.

— Сначала подумай, потом работай. А бизнес часто сначала делает, а потом приходит и говорит: а как теперь быть? Такого быть не должно. Не хочется пугать предпринимателей, потому что все пуганые, в бизнес в принципе идут люди смелые и уверенные в себе, но то, что риски уголовной ответственности для бизнесменов возрастают, — это очевидно. Поэтому в некоторых вопросах лучше лишний раз довериться профессионалу, спросить совета, попросить о помощи, — подытожила Юлия Мазеина.

Ранее портал DK.RU составил рейтинг ведущих аутсорсинговых бухгалтерских компаний Екатеринбурга по обороту услуг в 2024 г.

Автор фото: Ирина Смирнова

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.